Научная деятельность

Научно-методический центр сопровождения педагогических кадров «Современные технологии раннего развития детей»

Руководитель – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Пономарева Л.И.

Научная лаборатория Возрастная педагогика и педагогические технологии

Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Качалова Л.П.


Научная лаборатория Раннее индивидуальное развитие и опережающее образование детей

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Крежевских О.В.


Научно-практический центр Калейдоскоп

Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Милованова Л.А.


Центр непрерывного педагогического образования

Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ипполитова Н.В.


Центр научно-методической поддержки школьников (естественнонаучное направление).

Руководитель – старший преподаватель Павлова Н.В.

Центр поддержки производственных систем и предпринимательства

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Э.П.


Центр культурно-антропологических исследований

Руководитель – доктор культурологии, доцент Борисов С.Б.


Юридическая клиника Центра правовой помощи

Руководитель – кандидат юридических наук, доцент Сычева Н.В.


Центр духовно-нравственного воспитания

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Чипинова Н.Ф.


Центр по оказанию правовой и профилактической помощи несовершеннолетним и их родителям.


Научно-методический Центр филологического образования и коммуникационных практик

Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Семенова Ю.А.


Центр социально-педагогических технологий и инноваций

Научно-образовательный центр «Лингводидактика в системе инновационного иноязычного образования»

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Дубаков А.В.


Центр поддержки изучения и преподавания русского языка

Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Никаноров С.А.

Научная лаборатория Прикладной информатики

Руководитель – кандидат физико-математических наук, профессор Пирогов В.Ю.


Научная лаборатория робототехники и автоматизированных систем управления.

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Гордиевских В.М.

Научная лаборатория Педагогическая психология и психолого-педагогического сопровождение и поддержка развития ребенка

Руководитель – кандидат психологических наук, доцент Быкова Е.А.

Научная лаборатория Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка

Руководитель – кандидат педагогических наук, Алексеев И.А.

Научные школы

Научная школа «Культурно-антропологические исследования российской повседневности XX – начала XXI вв.»

 Руководитель – Борисов Сергей Борисович, ведущий научный сотрудник, доктор культурологии, доцент, профессор


Научная школа «Непрерывное педагогическое образование»

 Руководитель – Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор


Научная школа «Личностно-ориентированный подход в педагогическом образовании»

 Руководитель – зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор


Научная школа «Концептуально-технологические основы раннего развития детей»

 Руководитель – Пономарева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор


Научная школа «Россия и организация защиты СИБИРИ в конце XVI – XVIII вв.»

 Руководитель – Пузанов Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор

Государственные задания

Прикладная НИР

 

Руководитель - Л.И. Пономарева

 

Исполнители: Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова, Н.Ю. Ган, И. В. Колмогорова, Л.Г. Светоносова

 

Ключевые пользователи результатов

  • школьники 10-11 классов, родители
  • студенты педагогических вузов
  • учителя, преподаватели вузов и педагоги системы дополнительного образования

 

Партнеры по внедрению (апробации)

Субъекты РФ:

  • Пермский край
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Курганская область
  • Челябинская область
  • Нижегородская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ

 

Основные результаты НИР

2021 год:

  • Обобщен опыт интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования в системе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач.
  • Обоснованы теоретико-методологические подходы к разработке концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
  • Выявлены условия, обеспечивающие подготовку будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования: создание интеллектуально-дидактической образовательной среды; создание банка практико-ориентированных кейс-ситуаций; включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность; организация практико-ориентированной площадки взаимодействия вуза, школы и    дополнительного образования.
  • Разработана концепция подготовки будущих педагогов к решению практических профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
  • Разработана модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования.

 

2022:

  • Разработана и апробирована программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования для реализации в разных субъектах РФ.
  • Методические рекомендации по использованию комплекса проблемных практико-ориентированных задач в образовательном процессе педагогического вуза.

 

Образовательные продукты:

  1. Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза направления подготовки «44.00.00 Образование и педагогические науки» / Л.И. Пономарева, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, каф. дошк. и соц. образования. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 128 с. ISBN 978-5-907411-99-9. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47803535
  2. Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т . – Чебоксары : Среда, 2022. – 68 с. ISBN 978-5-907561-68-7. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49612648
  3. Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки П784 будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : для магистрантов направлений подготовки 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Л.И. Пономарева [и др.] ; под общ. ред. Л.И. Пономаревой. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 135 с. ISBN 978-5-87818-672-8. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53751405

 

Основные публикации по теме:

  1. Аналитико-рефлексивные задачи как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л. П. Качалова, Л. Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – No – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47830269
  2. Культурологический подход в подготовке будущих педагогов в условиях интеграции образовательных систем / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 569-575.– https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154581
  3. Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарёва // Образовательный Вестник «Сознание». – 2021. – Том. 23. – №9. – С. 12-19. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46529042
  4. Понятие, виды и характеристика практико-ориентированных кейс-ситуаций, используемых в подготовке будущих педагогов / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Вестник ШГПУ. - 2021. - № 4. – с. 73- 75. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48418038
  5. Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. – Научный журнал : - Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып.72. – Ч. 4.- С. 218-221. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47793974
  6. Роль практико-ориентированных ситуаций в процессе формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Светоносова Л.Г. // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). – Сборник материалов VI Междун. научно-практич. конфер. 8 декабря 2021 г. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 393-396. – https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47926142_49462563.pdf
  7. Этнопедагогические практико-ориентированные ситуации как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач: / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 551-559. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154578
  8. Педагогическая режиссура практико-ориентированного семинарского занятия в процессе формирования готовности будущего учителя к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №3. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49447186  
  9. Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию / Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. Образовательный Вестник «Сознание» /– 2022. – Том. 24. – №11 / 2022. – Volume. 24. – №11. – С. 12-19 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-12-19
  10. Рефлексивный практикум как условие формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л.П. Качалова Л.Г. Светоносова // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2022. - № 1. – С. 14–18. DOI: 10.54348/SciS.2022.1.2 https://elibrary.ru/item.asp?id=48175284
  11. Ипполитова, Н. В. Cистемный подход как методологическая основа подготовки студентов педвуза к решению профессиональных задач / Н. В. Ипполитова // Язык и актуальные проблемы образования : Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию российского ученого-педагога, академика Ушаковой О.С., Москва, 15 декабря 2021 года. – Ярославль: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2022. – С. 246-250. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48862140
  12. Супервизия как педагогическое условие процесса формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов / Л.Г. Светоносова, А.А. Ли // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №4 (Т.10). – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49810788
  13. Функциональная роль ситуации неопределенности в формировании готовности будущих педагогов к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №5. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49986654
  14. Целевые ориентиры подготовки студентов педагогических вузов в системе интеграции образовательных уровней / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Детство, открытое миру: сборн. мат-лов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск. – 2022. – С. 272-273. https://elibrary.ru/item.asp?id=48134522


  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх