Брагин С.В.
Шадринский государственный педагогический университет, г.Шадринск

Пленэр – это кладезь, для творчества.

Сегодня пленэр отсутствует во многих программах обучения, это выглядит не совсем убедительно. Пленэр это не просто способ проведения занятий на природе, а что-то большее. Пленэр мог бы помочь в организации свободного времени, в изучении достопримечательностей, культуры и зодчества народов, проживающих в той местности, где проходит пленэр, воспитание патриота и человека любящего и сохраняющего природу родного края, устои и культуру. Пленэр поможет увидеть и раскрыть в себе новые качества, которые в других условиях могут остаться нераскрытыми.

При работе на пленэре четче проявляется умение видеть в окружающей жизни интересное, то, на что раньше не обратил бы внимание, находить в простых мотивах величие и красоту природы, зодчества, а так же умение показать зрителю, донести до зрителя ее эмоционально образное содержание.

Художнику – пейзажисту,  необходимо развитое чувство восприятие природы, проникновение в ее колористическое состояние. Этому способствуют длительные и многократные этюды и зарисовки с натуры, когда остаешься один на один с природой ее состоянием, перетеканием утреннего - в вечернее, сменой освещения и окружающего пространства. Это ощущение трудно передать, его можно только ощутить. Многократность исполнения объектов архитектуры,  уголков природы на пленэре приводит к законченности форм, очищению образа от всего лишнего.

Работа на пленэре требует быстроты исполнения и безошибочного тонового и цветового решения. Пленэры – это возможность испытать  свои силы, свои возможности, прочувствовать свое отношение к окружению, действительности и перенести на бумагу или холст, свои ощущения. Задача на пленэре, создать этюды и зарисовки, а не полноценные картины, передать ощущение, настроение, научиться рисовать быстро, пока не изменилось состояние и освещение. Нарисовать картину на этюдах не под силу даже профессионалам,  а на начальном этапе это не возможно. Такая возможность может открыться  позднее, если пленер станет регулярным. Поэтому совместные пленэры педагога и учеников окажут неоспоримую помощь в овладении навыками и получении новых знаний. Начинающие будут тянуться к старшим, в работах, а старшие окажут помощь практическую и методическую, а это иногда лучше, чем слова педагога. Коллективная работа сплачивает, настраивает на позитив.   

Особое отношение и новое видение открывается, когда на пленэре присутствуют профессионалы или когда педагог дает мастер класс или работает параллельно с учениками. В этот момент профессионалы делятся своими знаниями и опытом, что очень важно для дальнейшего осмысления и последующей работы на пленэре. Совместные пленэры устанавливают преемственность поколений. На пленэрной практике формируется творческий коллектив, ядро. Когда одни цели и задачи, одни потребности и мотив. Эстетическое восприятие пейзажа, приобретение знаний, умений, навыков реалистического отображения окружающей действительности помогает в работе и оказывает огромное влияние дружеская атмосфера и сотрудничество. Участие в учебных пленэрах оставляет неизгладимое впечатление, которое останется на всю жизнь. Это удовольствие, как … полет, как…

Живописные уголки родного края, города, уголков России, способны вдохновить дать заряд на творчество. Знакомство с ними через написание этюдов позволит глубже проникнуть в таинственность и красоту, казалось бы обыденных на первый взгляд непривлекательных мест.

Новые места, знакомство с культурой, архитектурой, памятниками и дивной природой, очарование глубиной полей и горизонта, огромным небом помогут ближе познакомиться и осознать красоту родного края, Курганской области.

На пленере каждый видит один и тот же сюжет и местность и передает в своих работах, внося   свое отношение, свой колорит, свое эмоциональное состояние. Все рисуют одно и тоже, но у всех получается по - разному и это замечательно, т. к. однообразное воспроизведение, не интересно, скучно, оттолкнет зрителя. Поэтому, по окончании пленэра необходимо проводить итоговую выставку. Выставка дисциплинирует, накладывает ответственность, вызывает интерес, как у участников, так и у зрителей, стимулирует к плодотворной работе, т.к. выставку увидят зрители. 

Пленэр – это рисование на открытом воздухе, правдивое отображение живописно – красочного богатства натуры, проявляющегося  под открытым небом, при активном влиянии солнечного света и воздушных масс. Пленэрная живопись сложилась на основе работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью наиболее полного воспроизведения ее реального облика.     Пленэр оказывает влияние на формирование творческой личности, на приобщение  к миру искусства, к общечеловеческим и национальным ценностям через  собственное творчество.

Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия на свежем воздухе. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека в среде обитания, является основным видом занятий во время пленэрной практики. Красота природы и животного мира так же, оказывают влияние на получение эмоционального впечатления, на любовь к родному краю, если мы говорим о пленэре, как учебном процессе.

Занятия на открытом воздухе направлены на применение и развитие практических умений и навыков, а параллельно и непроизвольно поступательные качества воспитания человека – патриота своей Родины.

Во время работы на пленэре в городе мы знакомимся с историческими памятниками зодчества и архитектуры. Оптимальные условия влияют на воспитание гражданской ответственности за сохранение экологической среды, культурного наследия народа, главным образом через индивидуальные задания, самостоятельные зарисовки и этюды пейзажных мотивов, памятников архитектуры, поиск мотивов и сюжетов, воспитывают нравственность, вызывают интерес к художественному произведению, к трудовой деятельности и жизни людей.  

На пленере в процессе работы над этюдом ученик переходит постепенно от совместной работы с преподавателем к самостоятельной   творческой деятельности. В процессе самостоятельной работы формируется и закаляется характер: в творческом труде, в преодолении реальных трудностей, в напряжении духовных нравственных и физических сил. Самостоятельная работа на пленэре способствует обостренному восприятию окружающей действительности, обобщению увиденного, обогащению внутреннего мира, восприятию красоты окружающего нас мира природы.

Внимательное изучение среды и отражение состояния природы дает ценный опыт для накопления положительных отношений и пониманию воздушной перспективы, живости изображения, композиции. Пленэр развивает предметную и ассоциативную память, самостоятельной творческой интерпретации натуры, манере изображения.

Работа на свежем воздухе опьяняет и окрыляет, заряжает энергией, а это позволяет плодотворно и продуктивно работать,  помогает многое сделать, многое успеть.

Пленэрная практика основана на принципе гуманности, высокой образности и жизненной правды, выступает на современном этапе как целостный художественный процесс, в котором наряду с обучением живописи осуществляется формирование знаний и навыков краткосрочного рисунка, композиционно – тематической работы. Создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности.

На занятиях в период пленэрной практики мы ближе знакомимся с природой и климатическими условиями, характером местности, занятостью населения, что безусловно обогащает внутренний мир, способствует более углубленному нравственному воспитанию. В процессе работы над этюдами у студентов развивается творческая активность и инициатива, художественная потребность и эстетический вкус.

Значение творческой работы на открытом воздухе, неоспоримо для формирования нравственно личностных новообразований будущих граждан. Непосредственное созерцание объектов окружающего мира и их дальнейшая трансформация и воплощение в художественных образах позволяет формировать нравственные качества, которые необходимы современному человеку: чувство сопричастности к культуре своего народа, любовь к родному краю в котором родился и живешь, в конечном итоге гражданственность и патриотизм.

Творчество на открытом воздухе - это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать окружающую действительность и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же, такая деятельность позволяет познакомиться ближе с более сложными формами искусства. Мы получаем вероятность увидеть и узнать историю монументальных сооружений познакомиться с  зодчеством своих земляков. Поток эстетической информации практически безграничен. А это обостряет проблему организации целенаправленного пленэра, помогающего  сформировать  избирательность потребления эстетических впечатлений в соответствии с уровнем художественного вкуса.

Деятельность на открытом воздухе гармонично вводит в тайны творчества своего народа и направлено на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно интерпретировать увиденное и услышанное.  Она позволяет развить эмоциональность, отзывчивость, умение выразить свои впечатления, тем самым  способствует воспитанию нравственной личности, эстетическому совершенствованию и развитию интеллекта.

Творчество на открытом воздухе  важнейший элемент эстетического развития молодого человека, благоприятная основа для формирования нравственной воспитанности. Воображение на пленэре проявляется и формируется ярче всего в творчестве. Пленэр активизирует полезную деятельность, дисциплинирует, ведь созерцая окружающий мир, приходится все время проводить логические операции: сравнивать, объединять, обобщать.

В результате соприкосновения с миром прекрасного, непременно обогатит духовный и нравственный мир, позволит раскрыться  личности. Окружение на пленэре напомнит о любви к ближнему, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение, усилит привязанность к местности, где проживает, к малой родине и к Родине в целом. Источник вдохновения и творчества, пленэр научит жить здоровым и счастливым, быть истинным патриотом своей Родины.

Отсутствие пленэра в процессе обучения, отрывает нас от окружающего мира, от единения с природой, а она источник вдохновения, без нее наше существование не возможно. Пленэр помогает педагогу стать ближе к ученику, этому способствует атмосфера, среда, параллельная работа, при этом обучающие и созидающие элементы пленэра непроизвольно принимают участие в процессе становления человека, патриота и гражданина. Пленэр ничто не может заменить. Потеря единения с природой отрицательно влияет на человеческие качества, здоровье, а больные или неполноценные, никому не нужны, даже государству.

 

Шадринск – теряющий свое лицо…

 

Сегодняшняя выставка-результат работы всего одного сезона 2017 года. Год получился плодотворным, много работ написано, много получено удовольствия от процесса. Пленэр иногда проходил с художниками из города Шадринска и поэтому он стал незабываемым, т.к. общение ничем не заменить. Это было так здорово, что хочется повторит, продолжить.

Пленэр проходил в городе Шадринске, а Шадринск - бывший купеческий город. В нем много домов постройки прошлого века, с интересной  архитектурой. Это так же повышало интерес к происходящему. Но в последнее время дома стали сносить целыми кварталами. Стали уничтожать историю, стирать нашу память. На их месте возводят особняки. Запечатлеть исчезающее – стало идеей нашего пленэра. 

Наши города становятся безликими, похожими друг на друга, теряют свою особенность, свое лицо. Пропадает гордость за город, за малую Родину, т.к. гордиться нечем, у всех одно лицо с одинаковой архитектурой. Мы уже многое потеряли и наши потомки, уже многого не увидят. Утраченное уже не вернуть никогда. Это происходит не только в Шадринске, это происходит на всей территории России.  Мы должны задуматься о своем существовании, о сохранении истории для поколений.

У нас в государстве – это делается периодически. Сначала ломаем, затем восстанавливаем или того хуже – строим новодел. Тратим на это миллиарды. История не учит ничему…

На выставке представлены виды города Шадринска, некоторые бесследно утеряны.

Эта выставка представляет интерес для тех, кто работает «маслом», для педагогов и учащихся ДХШ, для людей творческих, для людей любящих свою Родину.    

Сергей Брагин член Союза художников России.

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх