Кризис копирайта

Место для обсуждения любых вопросов, которые интересны программистам и администраторам, преподавателям и студентам, абитуриентам и школьникам ...

Модератор: Vladislav_133

Кризис копирайта

Сообщение xdsl 05 фев 2010, 08:50

Очень любопытная и познавательная статья. На мой взгляд - полностью соответствующая сегодняшнему положению дел, по крайне мере - в области программного обеспечения. Лично мне пришлось в жизни пройти практически через все описанные здесь этапы.

Источник: http://www.aceler.ru/features/copycrysis


Кризис копирайта

Бессонов С.Г.

Я не буду рассказывать о том, что копирайт умрёт. Копирайт не может умереть — его просто никогда не существовало. То, что сегодня называется копирайтом, это сплетение правды и лжи, законов и беззакония, оно противоречит само себе, но за счёт этого чертовски жизнеспособно и прекрасно приспособляется к любым условиям. Такой копирайт не копирайт вовсе, но он не умрёт сам, он умрёт только тогда, когда кто-то наконец решится или довести его до логического конца, или отменить совсем. Оба варианта означают смерть копирайта, каким мы его знаем, и рождение копирайта, каким он должен быть.

1 Копирайтная модель и настоящая копирайтная модель

Копирайт — дословно «право на копирование», т.е. право автора или его представителя распоряжаться результатом своей интеллектуальной деятельности. В современном мире копирайт — это преждего всего бизнес-модель, по которой издатели, реже авторы или разработчики, зарабатывают деньги. Как большинство представляет себе обычную копирайтную (проприетарную) модель, т.е. модель, основанную на непосредственной продаже произведений? Написал программу — продал коробку. Написал песню — продал диск. Написал книгу — продал книгу. Снял фильм — продал фильм. Назовём эту модель «официальная копирайтная модель».

Если эта модель работает, то я королева английская, а вам меня читать дальше не надо, у вас и так всё хорошо. Эта модель не работает. Она никогда не работала и, по-видимому, никогда работать не будет. Какая модель работает вместо неё? Вместо неё работает настоящая копирайтная модель: написал программу — добрые люди раздали всем желающим, 10% желающих купило коробку. Написал песню — добрые люди раскидали по файлообменникам, 5% купило диск (цифры взяты с потолка). Написал книгу, снял фильм — сущности не меняются, в современном мире бесплатная версия того же товара имеет куда больший спрос.

В области программного обеспечения настоящая копирайтная модель выглядит ещё жёстче. Никогда не думали, зачем любая уважающая себя копирайтная программа изобретает собственный, ни с чем не совместимый формат хранения документов? Только не надо повторять маркетинговые лозунги о том, что эти форматы эффективны, компактны и вообще, хороши для хранения. Сохраните один и тот же документ в doc и в odt и почувствуйте разницу.

Нет, закрытый формат нужен для совсем других целей — сначала добрые люди, раздающие всем желающим, подсаживают всех желающих на программу и на формат. Именно затем, чтобы все документы, которые были сделаны в этом формате, держали как якорь пользователей замечательной копирайтной программы с закрытым форматом данных. И чтобы в один прекрасный момент пришёл дядя с дубинкой и потребовал заплатить за эту программу. И сколько раз это было!

Вот эта модель работает, и работает она прекрасно.

Ничего не напоминает? Да, наркобизнес. Самый рентабельный и прибыльный бизнес. С той лишь разницей, что в наркобизнесе нелегальна и первая и вторая дозы, а в копирайтном — только первая, суть от этого не меняется.

Едем дальше — как ведут себя наркоманы, которые не понимают, что они наркоманы? А никак — они покупают наркотик в известных им местах, используют, и живут обычной жизнью. От передоза ПО не умирают, кстати, хотя были случаи передоза конкретно компьютерных игр. Но это несколько другая история, с копирайтом не связанная. А вот от излишней траты денег на наркотик вполне можно и помереть.

Кроме того, рейды за соблюдение авторских прав на программное обеспечение проводятся куда чаще и с куда большей помпой, чем рейды на наркопритоны. Во-первых, тут не надо даже никого выслеживать и вылавливать — «пасутся» вполне приличные фирмы, которые никуда не денутся. Во-вторых сам рейд можно проводить одним неприметным сотрудником в присутствии понятых, никакого маски-шоу, никаких взрывов дверей. И если вы откажетесь пустить проверяющего в серверную, он так и напишет в журнальчике — «отказались пустить в серверную». И тогда вы автоматически станете подозреваемым и ждите масок. Со дня на день. Неплохо начать сушить сухари и запасти денег на второй комплект серверов.

Более того, никогда не задумывались, почему у копирайтных программ столь сложные взаимоотношения с версиями? Ту же Microsoft Windows можно купить десятком способов, по разным лицензиям и корпоративным программам, среди которых нет ни одного правильного. Про серверные версии или тем более учебные и другие «специальные» даже сами представители Microsoft вам не смогут объяснить, ссылаясь на своих «экспертов по лицензированию». Которых в глаза, разумеется, никто не видел (Партнёры Microsoft предлагают услуги этих специалистов, иногда за отдельную плату. Естественно, законной силы такие рекомендации иметь не могут, ниже мы это обсудим.).

А зачем эти эксперты компании? Чтобы кто-то смог наконец купить лицензионное ПО? Это им совершенно не выгодно, куда выгоднее собирать миллионные штрафы. Можно вообще не бороться с пиратством, раздавать диски на перекрёстках — чтобы потом собирать миллионные штрафы. И это, кстати, даже более привлекательная модель, чем настоящая копирайтная[1]. Не говоря уже об официальной.

Как ведут себя наркоманы, которые понимают, что они наркоманы? Ну во-первых, это надо понять. Наркоманы обыкновенные, живые, понимают это по всё увеличивающимся расходам и по ломке. В мире ПО ломка та же. В один прекрасный день один из моих знакомых, фотограф, обнаружил, что его любимый софт помер. И что ему в ближайшем будущем светит переходить на что-то новое. И вот тут начинается ломка — надо перетаскивать фотографии и коллекцию из старого формата в новый, переделывать настройки, изучать новое ПО... На деле, кстати, изучение нового ПО заняло от силы день, всё остальное время ушло на подбор настроек. Сейчас он сидит на другом сорте этого софта, но суть от этого не меняется.

В области музыки ситуация иная. Здесь нельзя подсадить на формат, хотя есть подвижки и в этой области — например, активно насаждается миф о том, что звук с проигрывателя компакт-дисков будет всяко лучше звука с файлов. Даже сжатых т.н. Lossless кодеками, т.е. без потерь в качестве. Чего уж там говорить про какой-то убогий звук из mp3. А по-факту именно в mp3 распространяется абсолютное большинство музыки в сети, поскольку именно mp3 позволяет без проблем обмениваться этой музыкой.

Так вот, подсаживание производится другим способом — через чарты, телевизоры и другие СМИ. Если в чарте написано, что большинство слушателей проголосовало за песню XYZ — во-первых, кто вам сказал что это правда, во-вторых, а за что они ещё будут голосовать на данном радио, если песня XYZ крутится там каждые пятнадцать минут? Вот ваша первая доза, кушайте. Мелодия делается прилипчивой и въедливой, совсем не такой как у Моцарта. И чтобы постоянно жевать эту мелодию, надо пойти и купить. Благо только, никто не стоит с палкой за то, что вы слушаете нелицензионную музыку.

Зато с палкой стоят там, где этой музыкой обмениваются. Первая доза-то звучала из радиоприёмников бесплатно, а вот за вторую надо отдавать деньги. И специальные надзорные организации наподобие RIAA в США удостоверятся, чтобы деньги были заплачены. В большом количестве. В очень большом.

И эта модель тоже работает.

С фильмами ситуация примерно та же, просто вместо чартов вам покажут три трейлера актуальных к показу в кинотеатрах фильмов. Трейлеры, естественно, составляются так, чтобы вам хотелось посмотреть прямо сейчас, и развешиваются даже на остановках, транслируются по радио и телевидению, вешаются в интернете. В общем, вы уже знаете, что стоит посмотреть, осталось пойти и посмотреть...в лапы MPAA. Потому что легально посмотреть фильм не в кинотеатре нельзя — официальные DVD/BD выходят заметно позже проката в кинотеатрах. Чем вызвана такая задержка, кроме желания половить и поштрафовать «миллионеров»?

С книгами же, как мне кажется, ситуация относительно приличная. То, что покупают на лотках — продаётся за счёт обложек. Нарисуйте красивую картинку на обложку и книгу купят. Единственный способ подсадить для издательств — печатать серии, чтобы покупатели покупали каждую книгу серии. Серии делают, да, но это не такой тяжёлый наркотик, как ПО. В остальном покупатели относительно свободны.

2 Блеск и нищета копирайта.

Копирайтная, настоящая копирайтная модель в области софта предполагает, что компания, забившая свою нишу, останется в этой нише на веки вечные. Случаи смещения «королей» крайне редки, а кампании по такому смещению длительны и кровопролитны. И далеко не всегда побеждает лучший продукт, поскольку в ход идут совсем не конкурентные методы борьбы — конкурентные тут совсем неэффективны. В результате мы видим только то, что развитие проприетарных продуктов только изредка стимулируется, обычно успехом свободных на этом же поле. Если никакой стимуляции нет — никакого развития нет. Лидером рынка графических редакторов является один и тот же продукт вот уже 15 лет (Adobe Photoshop, великий и ужасный, стал лидером рынка в версии 3.0, 1994-й год[2]). Лидером рынка офисных пакетов тоже является не менее известный пакет Microsoft Office, с долей под 80%[3]. Лидером рынка операционных систем для домашних компьютеров является одна и та же фирма больше двадцати пяти лет (Microsoft начинала ещё с MS-DOS, а это 1981-й год. Можно я не буду приводить ссылку?). Где конкуренция? Немного есть на рынке антивирусов[4], но там просто две компании, а не одна.

Копирайт (настоящий, естественно) рождает монополии — больше ничего. Сколько в мире издателей аудиопродукции? Четыре[5]. Остальные есть, да, но они настолько малы и малочисленные, что ситуация на рынке описывается только одним словом — олигополия. Сколько компаний снимают кассовые фильмы? Тоже четыре и они все сидят в Голливуде[6]. Остальные компании хорошо если на местный рынок выпустят какое-нибудь кино (типа индийского, или российского, или польского), но скорее всего, ничего серьёзного не выйдет.

И при этом издательства не перестают жаловаться на пиратов. Постоянно, из года в год, идут жалобы. «Если вы не будете покупать наши диски, мы сдохнем, а авторам нечего будет кушать!». Мы уже тридцать лет не покупаем ваши диски. Когда ж вы сдохнете?

Не сдохнут. Потому что гораздо лучше жаловаться на убытки от пиратов, а потом под это дело заказывать всё более драконовские законы наказания этих самых пиратов и жить на выплату компенсаций от нарушения авторских прав. Кстати, тут же, о компенсации. Никогда не думали, почему красивые, профессионально оформленные и качественно сломанные дистрибутивы популярных проприетарных программ лежат на торрентах всегда в максимальной комплектации? Если виста, то Ultimate, если MS Office, то в максимальной редакции, а если 1С, то со всеми конфигурациями?

Всё просто — во-первых, потому что пользователю приятнее работать в неограниченной версии, он так проще подсядет, а во-вторых, сумма компенсации пропорциональна стоимости ПО.

В результате сегодня сложилась ситуация, когда некий усреднённый расчётный убыток Microsoft от нелегального ПО в России составляет более миллиарда долларов[7]. И почему Microsoft никак не разорится? Ясно же, что эта сумма абсолютно виртуальна, потому что, во-первых, платить её никто не будет, во-вторых, стоит заменить пиратский офис на лицензионный или на другой бесплатный, как этой суммы уже нет. Но на самом деле эта сумма — это кредит, причём кредит, который мы даём США, процитирую РБК: «Столько большие объемы потерь от пиратства в России к сожалению это не просто оценки "антипиратского" альянса. IIPA ежегодно сдает отчет в Министерства торговли США, которое в свою очередь урезает льготы на экспорт для самых "пиратских" стран.» (http://rating.rbc.ru/article.shtml?2008/02/18/31826058)

Вам кажется, что спиратив, вы ничего особого не сделали — а вас посчитали и вы за это заплатите всё равно. Потому что вы наркоман, укравший дозу. И потому что кто-то хочет ваших денег. Всякий раз, когда вы пользуетесь проприетарным продуктом — вы платите, вне зависимости от того, легальный у вас продукт или нелегальный. Даже если спиратить отечественный проприетарный продукт, он попадёт в статистику, и вы всё равно будете платить, причём в США.

И ваша проблема в том, что тот софт и та музыка, которую вы взяли бесплатно — она вам и не нужна вовсе. Не нравится слушать Моцарта, хотите Бритни Спирс? А почему? Почему так совпало, что нравится вам только современная кассовая музыка? Почему так получилось, что вы смотрите только кассовые американские фильмы с одинаковыми сюжетами? Почему вы пользуетесь профессиональными офисными и графическими пакетами для трёхстраничных документов и удаления красных глаз на фотках?

Как вы думаете, что является показателем качества и успешности музыкальной группы? Количество платиновых альбомов? Количество проданных копий, количество заработанных денег? Садитесь, два. Единственным пока доступным критерием качества культурной ценности является время. Если через 25 лет будут слушать группу Queen, значит это хорошая группа. Деньги и альбомы — это показатель качества менеджера группы и её коммерческого директора.

Подумайте о своих музыкальных вкусах и об используемых программах. Может, стоит соскочить разок?

Страшно? Страшно. Вы боитесь за совместимость, за вовремя сданную работу, за наработанные навыки и привычки. Вам очень неуютно будет в новой программе — но не только потому, что это новая непонятная для вас программа. Гораздо хуже то, что вы резко станете меньшинством. Все люди как люди, а вы один с макинтошем. Знакомо?

Я уже не говорю о том, что вы можете потерять в эффективности из-за использования другого инструмента, если речь идёт о ПО. И вот это давление толпы, давление «стандарта де-факто» и «мышления де-факто», а также «музыкальных вкусов де-факто» и «де-факто хороших фильмов», делает их человека покупателя десятков никому не нужных наборов байт. Даже если он конформист и не покупает все эти вещи, а честно крадёт первую дозу — он всё равно её покупает. Почему — смотри выше.

А чем, собственно, плохи вот эти инструменты, вот эти фильмы и вот эта музыка? Да ничем. Сами по себе программы, фильмы и музыка ни в чём не виноваты. Проблема именно в копирайте, всё, чего он касается, превращается из золота в грязь, из шедевра в призрак, образ шедевра, который можно продать сотни раз. Симулякр этого рынка похож на панель — одни и те же покупатели приходят за тем, чтобы получить свой миг наслаждения. А на следующий день они же придут за следующей порцией. А кто купил надувную женщину — тот всё равно платит владельцу борделя.

Пиратство поддерживает копирайт — это две стороны одной медали. Блеск и нищета идут рука об руку и чем больше объёмы пиратства, тем богаче корпорации.

3 Как соскочить.

В данной ситуации интересен вопрос, а почему вы в любом случае оказываетесь виноваты. Как вы думаете, кто может определить, контрафакт у вас на компьютере или нет? Скопирован фильм или выпущен официально? Распространяется ли музыка на вашем плеере бесплатно или нет?

Определяет это всё издатель. То есть только издатель имеет право казнить и миловать, определяя по своим критериям, правильно ли вы под него прогнулись и достаточно ли заплатили. И если вы крупный уважаемый клиент, то вам лучше сказать, что у вас всё нормально, чтобы записать себе в портфолио и продавать своё произведение дальше. А если с вас лучше взять денег, то лучше усмотреть в легально купленном ПО признаки контрафакта. А, вы не знали, что наше ПО нельзя использовать, как вы его используете? Надо покупать версию постарше, в два раза подороже. И штраф не забудьте. Наш консультант вам сказал, что можно? Где подпись консультанта? Впрочем, консультант гарантий не даёт.

Вот представьте себе типичный офисный десктоп, забитый программным «обеспечением де-факто», и попробуйте представить все лицензионные соглашения на проприетарные программы, которые там используются. А ещё не забудьте, что на многие программы издатели оставляют за собой право изменять это соглашение в одностороннем порядке, вывешивая обновления на сайте. Вы сможете разобраться во всех этих лицензиях со всеми этими обновлениями? Вряд ли. И никто не сможет, потому что многие лицензионные соглашения вообще противоречат действующему в России законодательству. Разумеется, издателю, если ему не будет выгодно засуживать вас за честно купленный диск, нет интереса поднимать этот факт. Вам, как человеку, которому работать надо, тоже. Поэтому всё остаётся в руке великого и ужасного издателя, бога и дьявола вашего компьютера. А ещё в руках BSA, ОБЭП-а и других интересных организаций, знакомство с которыми вы бы заводить не хотели.

Про фильмы и музыку ещё смешнее. Диск есть. Голограмма есть. Что ещё есть? Вы никогда не узнаете, лицензионный диск или нет. Зато есть РАО, которое по записи песни может установить, есть ли данная запись в её реестре — и вот уже вы должны много денег за лицензионный диск, который вы просто используете неугодным издателю (или, точнее, РАО) образом. А есть ведь ещё смежные права (т.е. права исполнителей, авторов аранжировок и др.), из-за которых вы не можете нормально прослушать даже Мендельсона[8], который умер в позапрошлом веке и на которого предъявлять права просто неприлично, как бы некоторым не хотелось.

В интересах издателя чтобы вы платили за его собственность всегда. Налог на воздух такой, что вы можете косвенно оплатить, например, просмотр кино по телевизору. Да, никто не спрашивает у вас, смотрели ли вы то или иное кино, но вы отсмотрите рекламу, а потом по всплеску продаж рекламируемых товаров рекламодатель увидит что да, кино отсмотрено, можно давать ещё. И даст ещё, специально для тех, кто год назад не сходил в кино, полгода назад не купил DVD или не скачал бесплатно. В любом случае, как бы вы не посмотрели кино, вы за него платите. А иногда и несколько раз.

И как всего этого избежать? Можно, конечно, взять красный флаг, забраться на броневичок, отформатировать винчестер и поставить православный Linux. По крайней мере за Linux вы никому ничего не должны (если это не Linux XP или что-нибудь в этом духе, полукоммерческая пародия на коммерческое ПО (безотносительно качества)).

Фильмы придётся смотреть авторские, возможно на языке оригинала. Нет, польские и финские фильмы ничем особо не хуже американских, а сюжеты там куда как более жизненные, это я вам как знаток говорю. Но вот обсудить всё это вам будет уже не с кем, все ваши знакомые будут смотреть «Аватар» в то время, как вы в очередной раз пересмотрите «Я обслуживал английского короля». С другой стороны, можно надеть на себя интеллектуальный образ и писать обо всех этих фильмах в своём блоге. Со ссылками на торренты, разумеется.

С музыкой проще — сайты независимых интернет-издательств вам в помощь (http://www.jamendo.com/ru/, http://www.kroogi.ru/, http://www.freemusic-project.ru/ и другие). Иногда попадаются крайне приятные вещи, уж не хуже попсы. Кроме того, многие группы уже начинают практиковать модель бесплатного официального распространения музыки, отбивая её на концертах, «виниловых» тиражах или просто SMS-сками благодарности. Упомяну свежий альбом группы «Пелагея» и выложенные в сеть альбомы группы «Несчастный случай». Всегда проще использовать торренты, чем бороться с ними, ведь альбомы всё равно на этих торрентах будут, воюй-не-воюй.

С книгами, опять же, вообще всё хорошо — есть множество хороших авторов, помеченных как «неформат» у издательств, которые (авторы, не издательства) мечтают о том, чтобы вы их прочитали. Ищите в любых сетевых издательствах. Причём. Причём авторы в таких издательствах нередко получают больше, чем в больших и красивых[9], потому что интернет-издательства не тратятся на рекламу и офлайновые каналы, а просто передают все пожертвованные деньги авторам. Забрав фиксированный процент на собственное развитие.

Проблемами, с которыми вы столкнётесь при таком образе жизни будут — отсутствие какой-либо ориентации во всём многообразии Indie музыки,фильмов и литературы (хотя бывают местные хит-парады и литературные чтения, ищите), причём с линуксом даже проще — это уже почти индустрия. Ну и вторая проблема — на какие темы вы будете разговаривать с друзьями и коллегами? Они потребляют совсем другую музыку, фильмы, книги и операционные системы. И готовьтесь, что вы станете фанатом, даже если фанатом вы не станете. Просто вы единственный, кто будет говорить про Linux, творчество Ким-Ки-Дука и песни Светланы Косенко, когда вокруг все будут говорить про Windows, фильмы Кэмерона и кто-там-сегодня-вместо-Бритни. Потому что их много, а вы один.

4 Кризис копирайта

Есть способ проще. Чтобы убить настоящую копирайтную модель, достаточно использовать официальную копирайтную модель. Обычная копирайтная модель, в том виде, в каком она преподносится для покупателей — это сладкая пилюля, утопия, она совершенно нежизнеспособна. Так используйте это свойство.

Для начала определитесь с программами. Оставьте то, что вам нужно и поинтересуйтесь, сколько это стоит. Тщательно выполняйте все указания из лицензии. Это, в конце концов, забавно. У вас быстро появится желание вместо покупки ПО воспользоваться бесплатными или свободными аналогами. Давите. Лучше воспользуйтесь урезанными версиями — они дешевле и интоксикация от них происходит гораздо быстрее. Windows стоит восстановить ту, которую туда поставил производитель, вместе с теми тоннами говен, которые он туда положил. В конце концов, зачем покупать коробку с Windows, если на свежекупленном компьютере уже стоит великолепная виста? Узнаете через пару недель.

Если вы музыкант, найдите на дисках, прилагаемых к оборудованию, урезанные рекламные версии «больших» программ, таких как Cubase LE. Фотографы наверняка найдут PhotoShop Elements в фотоаппаратах, а вашим детям наверняка понравятся демо-версии игр с дисков, приложенных к видеокарте. Ну и что, что двухлетней давности.

Через пару недель вы приобретёте стойкую ненависть к копирастам — это я вам обещаю. Разница между использованием пиратских программ и «настоящих» — как между туризмом и эмиграцией. Уже через пару дней какой-нибудь с трудом развиваемый Muse (http://www.muse-sequencer.org/) вам будет казаться вполне неплохим музыкальным редактором на фоне абсолютно убогого Cubase LE. Станет проще выучить интерфейс GIMP, чем заставлять себя работать в глубоко урезанном фотошопе. Демо-версии игр, понятное дело, ничто по сравнению с 15-ю длиннейшими кампаниями Battle for Wesnoth.

Что ж, если PhotoShop вам действительно нужен, купите себе немного PhotoShop. Чем больше денег вы потратите, тем лучше привяжете себя к копирайтной модели, тем проще вам будет отказаться от очередной покупки, заменив какую-то не очень важную программу на бесплатную. Не так страшен платный фотошоп, как его обновления, цены на которые поднимут в вашей груди волну справедливого народного гнева (Порядка 7500 р. за обновление: http://www.softkey.ru/catalog/program_v ... 1&CID=3940).

Когда гнева будет достаточно, ставьте Linux. Да, он другой, после многолетних привычек Windows он кажется неудобным, но если сравнивать не Vista Ultimate, а с предустановленной Home Basic, то Linux покажется вам самой функциональной системой в мире, да там ещё и куча софта на все случаи жизни. Того самого софта, который вы же, возможно, осуждали месяц назад как никому не нужный, потому что есть сладкая пилюля пиратского полнофункционального проприетарного нечто. И не забывайте о последней подлянке копирастов — подержанное ПО очень трудно будет продать. А уж обновления и вовсе продать на вторичном рынке нереально.

С музыкой, как я уже говорил, проще — просто выкидываете всё лишнее и начинаете формировать свои новые вкусы. Заведите себе ещё одну папку, кроме папки «моя музыка», заведите папку «моя правильная музыка», куда будет попадать только правильная, оплаченная из вашего кармана или вовсе бесплатная музыка. И потихоньку привыкайте слушать музыку из второй папки. Через пару месяцев вам уже будет жалко те два бакса, что вы потратили на хит, поскольку хит уже приелся, а денег не вернёшь. И вы начнёте спокойнее относиться к музыке и ценить то, что действительно ценно.

То же с фильмами, только через некоторое время вы обнаружите, что переплатили 100$ производителям винчестеров, потому что их теперь нечем забить. Вот незадача...

Зачем всё это надо? Если честно, вам это нафиг не надо. У вас и так всё хорошо, проводить революцию в отдельно взятом доме вы не собираетесь. Даже если у вас уже везде линукс, вы всё равно не Столлман и не будете покупать себе новый OLPC, просто потому что там свободный BIOS. Правда? Ну если уж купили, Ричард Мэттьювич, очень приятно, что вы меня читаете. Всё это написано здесь для того, чтобы вы сами представили себе жизнь по закону и оценили масштабы огромного надувательства под названием «копирайт». Потому что нарушение копирайта касается каждого. И потому что настоящий копирайт не может работать в рамках закона.

Всё это надо делать на уровне предприятий, а лучше на уровне государства, а не отдельных домохозяйств. По одной причине — сегодня от настоящей копирайтной модели выигрывают только ограниченное число монополистов. Они перечислены в сносках к первой главе, и российских, кстати, там нет. И всё это, к счастью, делается государствами и крупными компаниями, умеющими считать деньги.

Ежегодный убыток от пиратства в России, повторюсь, оценивается в 4 млрд.$[7]. Этого уже достаточно, чтобы перевести всю государственную инфраструктуру РФ на свободное ПО, включая доработку этого ПО под отечественные стандарты делопроизводства (или стандарты делопроизводства под свободное ПО), обучение сотрудников на местах, внедрение и сопровождение. И это будет куда эффективнее прямого стимулирования американской экономики путём покупки ПО от иностранных производителей, проверено европейцами[10]. Потому что чем больше покупаешь, тем больше должен. Только деньги виртуальны, их нет, вместо них иногда, изредка, на местах покупают иностранное лицензионное. Очень хороша в качестве приличного гвоздя в гроб копирастии и копирайт-зависимости от США программа по внедрению свободного ПО в образование. Да, на линуксе сейчас мало кто работает. Но если сразу целое поколение выйдет из школы с каким-никаким знанием линукса и особенно OpenOffice.org, ему уже не придётся краснеть за свою «инаковость», они будут мейнстримом.

В чём кризис копирайта? Кризис копирайта в том, что чем дальше, тем сложнее копирайту противостоять свободному творчеству и самому себе. Копирайт стоит на той же основе самовыражения, что и творчество, он не может запретить творчество и устраивать суды с самодеятельными авторами. Максимум, до чего может дотянуться настоящий копирайт — запрет на переработку собственных образов, создание коллажей, запрет на использование даже «изначального образа».

Именно свободное ПО, музыка и авторские фильмы — главные противники настоящей копирайтной модели. Именно они, а не пиратство, потому что пиратство — это карманный наркодилер, работающий на копирайт, а свободное ПО и творчество работает против копирайта.

С другой стороны, копирайт не может справиться с самим собой правильным. Когда государство по-настоящему крутит гайки, настоящая копирайтная модель вырождается в официальную, а официальная модель абсолютно нежизнеспособна, она разваливается даже без конкуренции.

А сейчас мы наблюдаем оба процесса — с одной стороны, возрастает влияние и уровень свободных разработок, как программ, так и музыки и фильмов, появляется какая-никакая инфраструктура, сообщества, а с другой, в попытках выжать больше денег с помощью судебных процессов законодательно копирайт всё более притягивают к обычному, заменяя настоящий. Копирайт не умрёт, он уже умер. Умрёт настоящий копирайт, но по нему никто не будет плакать, потому что его не было. И только пройдёт череда банкротств и слияний крупных компаний, изыскивающих другие бизнес-модели и увольняющих бывших звёзд. Впрочем, звёзд они увольняют и без всякого кризиса.

CC-BY-SA
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение xdsl 05 фев 2010, 09:31

Пожалуй, первая развернутая статья на русском языке, которая доходчиво демонстрирует поразительное сходство проприетарной модели с наркобизнесом, а пользователей проприетарных продуктов рассматривает (и вполне справедливо, на мой взгляд) как наркоманов. Я в свое время тоже подсел на проприетарщину и в полной мере прочувствовал эти проблемы. К счастью, выдержал ломку, когда отказался от большей части копирайта, и не жалею. Теперь проблемы с компьютерными вирусами, варезом и кейгенами, затратами на покупку проприетарных недоделок, их обвалами и тормозами лично меня обходят стороной, что позволяет спокойно жить и работать в ИТ-области.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение Gemini 05 фев 2010, 10:50

Мда. Появилось о чем подумать)
Не относитесь к этой жизни слишком серьезно,господа.Все равно вам из неё живым не выбраться.
Gemini
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 13 янв 2009, 12:42
Откуда: Сейчас в Ша
Полное имя: Плешков Сергей Александрович

Re: Кризис копирайта

Сообщение [DD] 05 фев 2010, 13:16

мда... узнал много интересного (и о себе в том числе)
я наркоман однако. хотя я и могу работать исключительно в Linux и пользоваться свободным ПО. но с прискорбием сообщаю что 3D приложения я разрабатываю исключительно под Windows. единственное при разработке этого ПО я использую свободную версию delphi (Turbo Delphi).
В основном я использую Linux(и видеонаблюдение и web и много чего еще) осталось полностью перевести свой недодвежек для 3D приложений на FPC(что уже почти реализовано) и можно считать что я освободился от наркотиков.
мы рождены чтоб сказку сделать кодом
[DD]
Elite
 
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 22:18
Откуда: from HELL
Полное имя: Зыков Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение БорАл 27 фев 2010, 10:46

Но без этой модели не будет места свободному ПО. Это две стороны одной медали. Одна блестящая, красочная и до идиотизма простая. Другая требует работы мозгов. Выбор остается за пользователем. А в большинстве случаев поступает так - чем проще, тем лучше.

В статье каждый найдет себя.
Ubuntu Linux 10.04 LTS Netbook Edition; Ubuntu Linux 11.04 Desktop
БорАл
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 14:37
Откуда: Из небытия
Полное имя: Алексей aka x_Fafnir_x

Re: Кризис копирайта

Сообщение Vladislav_133 27 фев 2010, 21:13

Прочитал, наконец-то статью. Даже не знаю, что сказать. Какая-то такая детская наивность. Голивудские фильмы смотрят миллионы, потому-что они сделаны для милионов. Это массовая культура не имеет ничего общего с копирайтом. Это угадывание желаний толпы, это всего лишь коммерция. Авторские фильмы, которые я в основном смотрю, делаются на деньги, которые как раз и перепадают от денег, полученных за массовые продукты. Автор, очевидно, этого не знает. Он наивно полагает, что если заставить или убедить зрителей смотреть Тарковского или Феллини, то Камерон загнется. Увы. Я все вспоминаю наивные стихи Н.А.Некрасова. Его все возмущало, что крестьяне (это был 19-й век) читают не то: "Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого, Белинского и Гоголя с базара понесет". Блюхер и "милорд" - это авторы того времени, которые судя по всему не плохо зарабатывали. Правда потомки их быстро забыли, а Белинский и Гоголь, как русские классики, останутся, пока жив русский язык. Поэтому либо искусство, либо деньги. Я вообще не понял за чем в статье об искусстве говорится.
Но дальше я читаю еще более интересные пассажи.
Что ж, если PhotoShop вам действительно нужен, купите себе немного PhotoShop.

Я прослезился.

Автор статьи, наверное, не знает (или делает вид, что не знает), что существует рынок ПО, на котором есть самые разные формы продажи. Например, free soft - это тоже коммерческий продукт. Но при этом прибыль извлекают особым способом, скажем привлекая поклонников софта на какой-нибудь сайт и получая дивиденты за рекламу. ПО с открытым кодом это тоже коммерция, т.е. извлечение прибыли. На рынке идет борьба между производителями продуктов разного типа. А доверчивых программистов, поклонников опен соурс в темную (некотрых возможно и нет), склоняют заниматься рекламой одной коммерческой группы против другой. Это все некрасиво выглядит. Среди программистов и итешников есть много пассионарных личностей, которые сломя голову кинулись пропагандировать новое революционное направление в производстве и распространении ПО. Может быть уже возраст, но я не люблю революционеров и мне не понятно, как за чужие идеи можно ломать стулья (были б они, т.е. идеи, а не стулья, хоть твои).

Я не противник опен соурс. Я сам использую Linux и другие продукты, но мне не понятно, зачем кого-то в чем-то убеждать. Это дело тех, кто на этом зарабатывает деньги, а не мое. А потом, почему я должен себя ограничивать, ведь это опять зомбирование.
И еще, пожалуй, самое главное, что не понимает автор статьи. Он не понимает природы программного обеспечения и природы рынка. Отличие ПО от, скажем телевизора, заключается в том, в ПО заложена возможность его копирования. Т.о. несанкционированное использование ПО в его природе. Коммерческое ПО всегда будут использовать незаконно (не всеми, конечно). Но коммерческое ПО будет существовать до тех пор, пока оно дает прибыль. Вот вся раскладка. Тоже самое и ПО с открытым кодом. Как только оно не будет рентабельно, оно не будет существовать. Это закон, а все рассуждения о том, что хорошо и что плохо – это сотрясение воздуха. Что касается того, что есть какая-то еще моральная сторона вопроса, то по отношению к ПО я не вижу никакой особой морали. ПО – это не телевизор и моральные догмы, формирующиеся на основе религиозных воззрений веками – здесь не работают.
Аватара пользователя
Vladislav_133
Elite
 
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 13 дек 2008, 18:08
Полное имя: П.В.Ю.

Re: Кризис копирайта

Сообщение xdsl 20 мар 2010, 15:10

Vladislav_133 писал(а):А доверчивых программистов, поклонников опен соурс в темную (некотрых возможно и нет), склоняют заниматься рекламой одной коммерческой группы против другой. Это все некрасиво выглядит. Среди программистов и итешников есть много пассионарных личностей, которые сломя голову кинулись пропагандировать новое революционное направление в производстве и распространении ПО. Может быть уже возраст, но я не люблю революционеров и мне не понятно, как за чужие идеи можно ломать стулья (были б они, т.е. идеи, а не стулья, хоть твои).
Меня глубоко не волнуют проблемы корпораций, которые делают бизнес на opensource, но если идеи, которые они выдвигают, идут мне и моей работе на пользу - я их поддерживаю, если вредят - отвергаю. И для этого достаточно обыкновенного критичного мышления. И приверженцем opensource я являюсь отнюдь не по причине воздействия рекламы мифических "Больших Братьев", а по причине эффективности и гибкости самой модели работы в рамках opensource и разработки opensource-продуктов. Однако, если-бы не случай, произошедший много лет назад, я, возможно, до сих пор ничего бы не знал ни про опесоурс, ни про линукс, до сих пор бы изнемогал в борьбе с вирусами и троянами, пользовался-бы пиратским ПО, потому-что тривиально не хватит денег, чтобы подготовить универсальную систему, которая требуется программисту и преподавателю информатики, длительным, тупым перебором вариантов разбирался-бы в причинах ошибок в прикладном и системном софте и т.д. и т.п. И если рекламу MS Windows каждый может увидеть на любом виртуальном столбе в сети, то про opensource до недавнего времени ничего и узнать было нельзя, если целенаправленно не искать. Так-что как минимум, некорректно говорить о какой-то пропаганде opensource и уж тем-более некрасивой.

Я не противник опен соурс. Я сам использую Linux и другие продукты, но мне не понятно, зачем кого-то в чем-то убеждать. Это дело тех, кто на этом зарабатывает деньги, а не мое.
А кто Вас заставляет заниматься пропагандой openosurce? И почему Вас не возмущает пропаганда проприетарных продуктов на каждом углу? Это касается и обычных рекламных листков, и книг, обучающих работе в тех или иных проприетарных продуктах. Загляните в любой книжный магазин и убедитесь в этом сами. А еще лучше - спросите у студентов непрофильных факультетов (журналистов, например), какую они знают операционную систему? Кроме как "виндовс" - ничего. А какие программы верстки они используют в своей деятельности? Получите ответ - indesign и pagemaker, а про scribus - ни слова. И все это не потому, что опробовав возможности scribus и сравнив их с возможностями indesign, студенты сделали обоснованный выбор в пользу проприетарного продукта ценой в 27 тысяч рублей, а потому о scribus они НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ! А студенты-художники, выбирающие Photoshop стоимостью в 25 тысяч рублей или coreldraw стоимостью в 10 тысяч рублей делают это не потому, что это незаменимые для их задач продукты, а потому, что про gimp и Inkscape они ТОЖЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ! И выбора у бедных студентов никакого нет. Так что процент пропаганды openosurce, по сравнению с пропагандой проприетарных систем - исчезающе мал.

А потом, почему я должен себя ограничивать, ведь это опять зомбирование.
А кто Вас и в чем ограничивает? Вам же не говорят - "кто не использует и не разрабатывает opensource - того под суд и к стенке!". Вас просто информируют, что выбор - есть. И что разоряться на покупки антивирусов совершенно не обязательно. И что инструментарий для Вашей работы можно просто скачать, а не тратить на него огромные деньги. И что, если вы доработаете полученный инструментарий, то было-бы этично отправить Ваши доработки обратно, чтобы ими могли воспользоваться другие люди. Это, знаете, как один хороший таежный обычай - наткнувшись в тайге на пустующую охотничью избушку и переночевав в ней - восполнить запас дров и воды перед уходом.

Тоже самое и ПО с открытым кодом. Как только оно не будет рентабельно, оно не будет существовать. Это закон, а все рассуждения о том, что хорошо и что плохо – это сотрясение воздуха.
Неверно. Opensource существовал задолго до начала попыток его коммерциализации. И продолжит существовать, если вдруг (крайне маловероятно), его коммерческое применение окажется нерентабельным. Просто произойдет его откат на позиции перманентных альфа и бета-версий, которые придется каждому специалисту доводить до ума самостоятельно и под конкретное окружение.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение balandin 22 мар 2010, 21:21

Начав читать статью у меня сложилось мнение, что автор для себя и для читателей открывает что-то такое новое, неожиданное - раскрывает суть копирайт-ной модели, как это все действует. Да это давно уже известно - откройте любой учебник по Сетевой экономике - там про данный способ распространения товаров, информационных ресурсов подробно изложен. Создатели и распространители ПО в данном случае далеко не первые. Без массового использования любого продукта у компании разработчика не будет не доходов не прибыли. Вот вам еще одна тема для размышления: а почему продукты так легко взламываются?
Вся статья содержит большое количество примеров. Но не кажется что все примеры приведены как бы это сказать при домашнем и личном использовании. Фильмы, музыка, книги, редакторы и офис. А как же профессиональное ПО. В данной области у сообщества Open Source не так много разработок. Если я собираюсь использовать ПО для бизнеса или производства, то хотелось бы чтобы оно работало сразу и учитывало все возможности и нюансы предметной области, и было создано профессионалами в данной области. А кроме этого у профессионального ПО есть большое количество дополнительных преимуществ: служба поддержки и сопровождения, быстрый ответ на запрос по изменению и т.д.
balandin
Elite
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 19 мар 2010, 13:39
Полное имя: Баландин Александр Анатольевич

Re: Кризис копирайта

Сообщение xdsl 22 мар 2010, 21:59

balandin писал(а):А как же профессиональное ПО. В данной области у сообщества Open Source не так много разработок. Если я собираюсь использовать ПО для бизнеса или производства, то хотелось бы чтобы оно работало сразу и учитывало все возможности и нюансы предметной области, и было создано профессионалами в данной области.
Давайте говорить предметно о профессиональном ПО, конкретизируя. С примерами. И конкретно для каждого случая разбирать, есть или нет свободные аналоги указанного проприетарного продукта и почему. И наоборот. Вот например я знаю одну профессиональную свободную ОС - Linux, разработку которой с нуля по копирайтной модели в евросоюзе оценивают в полтора миллиарда долларов. И не знаю другой профессиональной ОС, сравнимой с Linux по совокупности характеристик.
balandin писал(а):А кроме этого у профессионального ПО есть большое количество дополнительных преимуществ: служба поддержки и сопровождения, быстрый ответ на запрос по изменению и т.д.
Это и есть основа одной из opensource бизнес-моделей. По которой работают, например RedHat и Novell. Причем Novell еще и активно смешивает копирайтную и opensource бизнес-модели.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение xdsl 26 мар 2010, 13:32

Вот еще одна любопытная статья 2003 года от Richard Stallman на схожую тематику (http://citkit.ru/articles/1043/):

Почему школам следует использовать только свободные программы

Есть причины, по которым все пользователи компьютеров должны придерживаться использования свободных программ. Компьютер под управлением проприетарных программ делает то, что хочет их разработчик, а не вы — пользователь. Свободные программы (free software) дают пользователю свободу контроллировать свой компьютер, они предоставляют свободу для взаимодействия пользователей: вы можете помогать другим людям и вести честную жизнь. Данные причины применимы для школ также как и для любого человека.

Но существуют причины, характерные только для школ. Они и являются предметом исследования данной статьи.

Во-первых, свободное ПО (программное обеспечение) может помочь школам экономить деньги. Даже в самых богатых странах школам не хватает денег. Свободное ПО дает образовательным учреждениям, так же как и другим пользователям, свободу копировать и распространять компьютерные программы. Таким образом, школа может сделать копии свободной программы и установить её на все компьютеры, которые у неё имеются. В бедных странах это может помочь решить проблемы с финансированием использования высоких технологий в образовании.

Наиболее очевидные основания для использования свободных программ, хоть и важны, но не очень убедительны. Разработчики проприетарных программ могут пожертвовать копии своих творений школам. (Берегитесь! — школа, принимающая подобное предложение может быть вынужндена платить за последующие обновления.) Давайте рассмотрим проблему глубже.

Школы должны учить учеников стилю жизни, от которого выигрывает всё общество. Они должны поддерживать использование свободных компьютерных программ так же как они поддерживают охрану окружающей среды. Если школы обучают людей использовать свободные программы, то люди будут использовать свободные программы после того как закончат школу. Это поможет всему обществу избежать ситуации, в которой доминирующую роль в нём будут играть мегакорпорации, частенько промышляющие мошенничеством и обманом. Такие корпорации предлагают бесплатные образцы своих программ по тем же причинам, что и табачные компании распространяют бесплатные сигареты: сделать детей зависимыми 1. Они не сделают ученикам скидку, когда они вырастут и закончат школу.

Свободные компьютерные программы позволяют ученикам узнать как работает программное обеспечение. Когда учащиеся достигают возраста 13 - 19 лет, некоторые из них хотят узнать и изучить всё, что связано с их компьютером и программным обеспечением для него. Это возраст, когда люди, которые будут хорошими программистами, начинают постигать своё ремесло. Для того, чтобы научиться писать качественные программы, ученики должны читать много кода и писать много кода. Им нужно читать и понимать настоящие программы, которые люди действительно используют. Ученикам будет крайне любопытно читать исходный код программ, которые они используют каждый день.

Проприетраное ПО отвергает жажду учащихся к познанию, оно говорит: «Знание, которое ты хочешь — секретно, изучение запрещено!» Свободные программы поощряют учёбу каждого. Сообщество пользователей и разработчиков свободных программ отвергает «священство технологии», которое держит широкую общественность в неведении того, как работают технологии; мы поощряем учащихся любого возраста и положения читать исходный код и учиться столько сколько им хочется. Образовательные учреждения, которые использую свободные программы позволят развиваться одарённым программистам среди учеников.

Следующее основание для использования свободных программ ещё более неочевидно. Мы ожидаем, что в образовательных учреждениях будут изучать важные факты и получать полезные навыки, но это не все задачи школ. Их фундаментальная миссия заключается в том, чтобы учить людей быть добропорядочными гражданами, добрыми соседями — помогать другим людям, когда им нужна помощь. В компьютерной сфере это означает обучение умению делиться программами. Начальные школы прежде всего должны говорить учащимся, «Если ты приносишь в школу компьютерную программу, ты должен поделиться ею с другими детьми». Разумеется, чтобы слова не расходились с делом, в образовательных учреждениях должны быть установлены программы, которые ученики смогут копировать, брать домой, распространять далее.

Обучение людей использованию свободных программ и участию в сообществе разработчиков и пользователей свободных программ — это практическое обучение гражданственности. Это также учит людей ролевой модели общественно полезной деятельности и взаимопомощи, а не модели пренебрежения окружающими, характерной для промышленных и финансовых магнатов. Все образовательные учреждения должны использовать свободные компьютерные программы.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение balandin 26 май 2010, 21:37

В дебрях Интернета встретил эту историю. Почему-то сразу вспомнилась эта тема... Читаем...

Покупка автомобиля

Приходите вы, значит, в магазин с целью прикупить автомобиль. До визита, конечно, что-то про современные модели почитали, да и на старых
неоднократно ездить доводилось. Однако прямо перед входом взор ваш падает на некую машинку. С виду — ничего вроде, нормально. Тут к вам подбегает
продавец и вежливо так спрашивает: «вам помочь?».

Хотя нет, постойте, не спрашивает. Продавец сразу говорит: «бери вот эту»! И показывает на машину перед входом. Вам как-то неудобно ответить
продавцу: «иди в зад», поэтому вы из вежливости интересуетесь:

— Ну а как она в целом?

Продавец вам:

— Отличная. Лучше не бывает. На фоне этой все остальные — кал и позор. Например, в ней можно прямо с водительского места свинтить кожух мотора. На
других, вот, нельзя, а на этой — запросто. Надо только нажать сцепление и кнопку «включить дворники» одновременно и тогда кожух сам свинтится.

Вы, осторожно так:

— А зачем мне снимать кожух мотора прямо с водительского места?

— Ну так вдруг вам понадобится собрать мотор по-другому? В другом автомобиле такое — целое дело. А тут нажал сцепление и кнопку — вуаля, можно
приступать к пересборке. Фирма специально разработала такой мотор, который можно собрать сотней разных способов. Поэтому клиент имеет возможность
сделать такой двигатель, какой ему нравится. Раньше его вообще поставляли в виде деталек в мешке, чтобы не ограничивать клиента. Теперь, вот, есть
уже собранный вариант, но его всё равно можно быстро пересобрать.

— Так нет, зачем мне вообще пересобирать мотор? Я ж не изготовитель автомобилей, я на нём ездить хотел.

— Вы просто не понимаете пока идеологии этого автомобиля. Его идеология — Полная Свобода. Почти каждую деталь можно легко пересобрать. Кроме
корпуса — корпус придётся купить новый, если собранное вами в него не влезет. Но остальное можно и очень быстро. Например, если включить третью
передачу, нажать на плеере «предыдущий трек» и постучать по левой водительской двери, то сразу же открепится коленвал. Про это, конечно, надо
помнить, но зато любое неудобство можно оперативно исправить. Настроить всё, так сказать, под себя. Не понравился коленвал — раз и заменили.
Говорят, можно даже прямо на ходу. То есть, при прямых руках через некоторое время никаких неудобств не останется.

— А что, есть ещё какие-то неудобства, кроме открепления коленвала в результате весьма вероятной последовательности действий?

— Разным людям ведь нравится разное. Например, некоторым не нравится, что при опускании стёкол донизу они падают внутрь дверцы и достать их после
этого можно только разобрав эту самую дверцу (благо это просто: ручку громкости до предела вправо, два раза на газ и потом пошевелить дворник).
Другие жалуются, что водительское кресло снимается с крепежа, если быстро покрутить руль влево-вправо. Всё это можно исправить самостоятельно.
Поэтому производители предпочитают только предоставить возможность всё сделать почти с нуля. Вариант по умолчанию при такой гибкости всей
концепции просто не нужен. Каждый может сделать свой вариант сам. В принципе, достаточно было просто в комплект поставки насыпать железной руды и
пластиковой крошки, а дальше, ну вы понимаете, грамотные клиенты сами бы отлили все детали. По многочисленным просьбам, правда, производители
через тридцать лет один из вариантов всё-таки вывели на рынок, но он по сути — демонстрационный.

— Но а нельзя ли было в этом демонстрационном варианте сделать прямо сразу так, чтобы всего этого вообще не происходило? Неудобно ведь и опасно?

— Тут я напомню: идеология автомобиля — Полная Свобода. Если что-то не нравится в стандартной поставке, всегда можно это переделать. Ограничивать
же клиента никак нельзя. Если клиент вдруг захочет, чтобы стёкла падали внутрь двери — они должны падать.

— Так, быть может, имело смысл сделать, чтобы они по умолчанию не падали, а желающие потом наоборот настроили бы выпадение стёкол? Я ж могу про
это случайно забыть и не остановить опускание стекла в миллиметре от предела.

— Основная проблема клиентов этого автомобиля: они не хотят учить мануал. Мануал, к слову, не очень большой: пятьсот страниц в части управления и
ещё тысяча — описание механики. Это всё следует заучить наизусть для осмысленной работы с автомобилем. Те, кто мануал заучить не сподобился, как
раз и жалуются. Нормальные же клиенты просто помнят правила использования. Помнят, например, что если до предела нажать рычажок поворотного
сигнала, то из водительского сиденья высунется полуметровый шип, поэтому внимательно следят за силой своего нажатия, а не как в других автомобилях
— жми бездумно куда попало. Понимаете, в этом автомобиле ездят квалифицированные водители, разбирающиеся в нюансах. Другие же автомобили пускают
внутрь абы кого. Из-за этого на дорогах пробки и аварии, все ездят как попало. Хороший автомобиль подразумевает грамотного клиента. Выучившего все
нюансы управления.

— Но постойте, если водитель будет держать в голове все вот эти детали — про контроль нажатия на поворотник, про сцепление и предыдущий трек, — то
ведь он будет хуже следить за дорогой.

— Ну, если этот «шофёр» — прокладка между рулём и сиденьем, кто ж тут виноват? Не может подстроиться под этот замечательный автомобиль — дебил,
значит. Таким за рулём, я скажу, вообще не место. Ему, идиоту, предоставили Полную Свободу, а он ещё жалуется. Ну что, тяжело разве запомнить про
шип? Тяжело нажатие контролировать? Наконец, если не нравится, тяжело пересобрать что ли? Шип убирается элементарно: сто шестьдесят два раза на
тормоз за шесть секунд с равными интервалами, потом слить масло до семи миллиметров от дна, прикрепить крышку багажника кверх ногами, разбить
молотком плеер и вшить в обивку заднего сиденья икону Казанской Божьей Матери. После этого откроется доступ к шипу, запросто спиливаемому алмазной
ножовкой в ночь на Ивана Купалу. Вместо этого всякие там пи....сы хотят себе кто БМВ, а кто шестёрку. Ноют: то не так, это не эдак. «А нельзя ли
кожух мотора сделать неоткрепляемым»? «А нельзя ли прикуриватель разместить на приборной панели, вместо отсека для залива бензина»? «А нельзя ли
выкинуть труп петуха, традиционно замурованного в левую пассажирскую дверцу»? Убогие, тупые твари, чтоб им в аду сгореть. Хрен ли нельзя-то?
Можно! Возьми изоленту, да прикрути бензабак! Запаяй, блин, прикуриватель и вози с собой зажигалку, если не можешь запомнить, что при заправке
следует обязательно выключить напряжение на прикуривателе, — чего уж проще?! Петух, етить, — это вообще история. Он нужен для совместимости с
версией одна тысяча двадцать седьмого года. Не могут историю, блин, изучить, а рассуждать лезут. Ламерьё. Уроды криворукие, вот вы все кто.

— Извините, но при такой куче недостатков, чего вообще этот автомобиль мне даст, чтобы недостатки компенсировать?

— Во-первых, это не недостатки. Недостаток — ваша низкая квалификация и нежелание заучивать матчасть. Ваш генокод — это недостаток. Во-вторых,
этот автомобиль можно разогнать до ста восьмидесяти, тогда как большинство остальных быстрее ста пятидесяти не ездят. В-третьих, у автомобиля есть
Идеология. Он приучает вас к порядку и внимательности, дарует вам Полную Свободу. Поэтому, в-четвёртых, вы можете гордиться тем, что осилили езду
на таком автомобиле. Вы возвысились над толпой быдловодителей, овладев таким сложным устройством. Вы доказали, что способны запомнить десятки
тысяч мелких исторических фактов и нюансов — про шип, про петуха, и так далее, — что сделало вас По-Настоящему Эффективным Шофёром, тогда как
остальные по ущербности своей пересели на… да что там стесняться, на быдломашины они пересели. Некоторые, при этом, пересели, даже не попробовав
этот замечательный автомобиль, не разобравшись в нём, не вникнув в нюансы, не прочитав мануал, даже ни разу его не увидев. Оно, конечно, проще вот
так тяп-ляп неглядя пересесть и ездить — когда мозгов-то нет, конечно же, мануал не осилишь. Таким только автоматическую коробку передач подавай,
а как с нашей адвансед-морзянкой на сцеплении разбираться — «ой как сложно» сразу. В-пятых, наконец, вы при желании можете пересобрать свой
автомобиль, чтобы он выглядел как шестёрка. Или даже семёрка. Ну не в точности, однако похожим бы стал. Ну, знаете, вот тут две полоски такие
изолентой пустить — чисто ролс-ройс, издалека будет казаться. Кстати, вентилятор в нём отличный…

В сфере компьютерных технологий такое почему-то срабатывает.
balandin
Elite
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 19 мар 2010, 13:39
Полное имя: Баландин Александр Анатольевич

Re: Кризис копирайта

Сообщение xdsl 27 май 2010, 08:30

Всегда считал, что если исходные предпосылки не верны, то делать на их основе выводы - полная бессмыслица:
Хотя нет, постойте, не спрашивает. Продавец сразу говорит: «бери вот эту»!

Тут сразу две несуразности: 1) "Продавец" и 2) "бери вот эту"
После этого все остальное знающим человеком читается как легкая юмористическая фантастика, к OpenSource отношения не имеющая. Или как унылый стеб копирайтеров, не умеющих и не желающих учиться делать бизнес на OpenSource. И вообще не понимающих, что это такое. Очень похоже на отношение рабовладельцев к феодалам на заре смены соответствующей общественной формации.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение [DD] 28 май 2010, 11:59

если автор хотел показать холивар на примере покупки авто, то ему это очень сильно не удалось...
когда я только начал это читать, то подумал что это авто сравнивают с линуксом... однако прочитав чуть подальше я понял что это на самом деле винда...
ибо в линуксе ни чего покупать не надо(корпус то другой покупать нужно) эт раз... про шип очень улыбнуло... но это уж точно про винду так как в линуксе всегда найдется конфиг в котором этот шип отключился бы заменой одного параметра - эт два... и так далее... я так думаю что автор хотел высмеять линуксоидов а получилось что высмеял виндузятников...
Делаем выводы... покупатель был линуксоидом который знает что машина должна делать(да работать она должна, а не мозги парить).
мы рождены чтоб сказку сделать кодом
[DD]
Elite
 
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 22:18
Откуда: from HELL
Полное имя: Зыков Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение xdsl 31 май 2010, 07:45

А ведь правда, этот стеб именно о виндовс ;) . Тогда обе несуразности ("Продавец" и "бери вот эту") сразу наполняются смыслом. И все остальное тоже. К сожалению, сразу до меня не дошло, т.к. с виндовс уже давно плотно не работаю, успел подзабыть эти муки. По сравнению с некоторыми особенностями win32 API полуметровый шип из водительского сиденья покажется детской сказкой. А уж извращения веб-программинга под Internet Explorer стоит десяти таких историй вместе взятых.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение [DD] 22 май 2014, 09:38

в продолжение темы с покупкой авто... Внимание покупаем табурет
мы рождены чтоб сказку сделать кодом
[DD]
Elite
 
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 22:18
Откуда: from HELL
Полное имя: Зыков Д.А.

Re: Кризис копирайта

Сообщение xdsl 04 июн 2014, 08:27

[DD] писал(а):в продолжение темы с покупкой авто... Внимание покупаем табурет

Эпично! Жаль то большинство юзеров связи с ПО не увидят и ассоциаций не поймут.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.


Вернуться в Обмен мнениями

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron