И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

В секции представлены доклады, посвященные актуальным проблемам методики обучения математике и высшей математике.
Руководитель: к.п.н., доцент Чикунова Ольга Ивановна ник - oliv

Модератор: oliv

И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Mate 18 мар 2012, 20:50

Аватара пользователя
Mate
Elite
 
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 17:54
Полное имя: Дмитрий Широков

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Insh'Allah 20 мар 2012, 20:11

Здравствуйте, Индира! Какие приемы составления задач вы рассматриваете?
Insh'Allah
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 19 мар 2012, 22:28
Откуда: Курганская обл., с. Субботино
Полное имя: Гиззатов Ильшат Ильдарович

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Пермякова 20 мар 2012, 20:39

Вы предлагаете такую работу проводить на каждом уроке?
Пермякова
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 19 мар 2012, 20:47
Полное имя: Пермякова Марина Юрьевна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 20 мар 2012, 21:28

Пермякова писал(а):Вы предлагаете такую работу проводить на каждом уроке?

Здравствуйте, спасибо за вопрос. Нет, мы предлагаем проводить такую работу только тогда, когда это действительно необходимо, например по прохождению какой-либо темы или раздела. Данная работа требует соответствующей подготовки и времени, а его как известно не хватает. Но если обучение учащихся составлению задач будет реализовано на элективном (факультативном) курсе, то естественно такая работа должна проводится каждое занятие.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 20 мар 2012, 21:34

Insh'Allah писал(а):Здравствуйте, Индира! Какие приемы составления задач вы рассматриваете?

Здравствуйте. Мы выделяем следующие приемы составления задач:
1. Прием составления задач по неполным данным.
2. Прием составления задач на основе данной.
3. Использование аналогии при составление задач.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение PecherinaAnna 20 мар 2012, 21:42

Уважаемый автор, вы пишите: "Составление задач, является творческим процессом...". А в чем именно проявляется творчество обучающихся?
PecherinaAnna
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 19 мар 2012, 23:27
Полное имя: Печерина Анна Николаевна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение PecherinaAnna 20 мар 2012, 21:44

Здравствуйте, Индира, вы анализировали учебники только базового уровня или профильного тоже?
PecherinaAnna
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 19 мар 2012, 23:27
Полное имя: Печерина Анна Николаевна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 20 мар 2012, 22:07

PecherinaAnna писал(а):Уважаемый автор, вы пишите: "Составление задач, является творческим процессом...". А в чем именно проявляется творчество обучающихся?

Здравствуйте, Анна, спасибо за вопрос! Различные упражнения на составление задач обладают для учащихся качествами новизны и оригинальности. В процессе составлении задачи ученик создает новую задачу, поэтому есть все основания отнести подобные упражнения к творческим.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 20 мар 2012, 22:18

PecherinaAnna писал(а):Здравствуйте, Индира, вы анализировали учебники только базового уровня или профильного тоже?

Здравствуйте, Анна! Спасибо за вопрос. Нами проведен анализ учебников и базового и профильного уровня, а также анализ учебно-методической литературы.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Mahabbat 21 мар 2012, 15:36

Здравствуйте, Индира. Вы пишите, что составление задач "помогает обучающимся лучше осознать жизненно-практическую значимость задачи". Каким образом?
Mahabbat
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 20 мар 2012, 21:50
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Жеманчинова Махаббат Бауржановна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Mahabbat 21 мар 2012, 15:37

Индира, вами проводился анализ действующих учебников. Скажите пожалуйста, каким автором составлению задач уделяется наибольшее внимание?
Mahabbat
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 20 мар 2012, 21:50
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Жеманчинова Махаббат Бауржановна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Алма 21 мар 2012, 15:42

Уважаемый автор, для составления задачи учащемуся необходимо иметь основание, определенную установку на ее составление. Какие возможные установки вы выделяете?
Алма
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 20 мар 2012, 22:04
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Касенова Алма

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Алма 21 мар 2012, 15:44

Уважаемый автор, учитель, приобщая учеников к самостоятельному составлению задач предварительно должен провести большую работу по подготовке школьников к новому виду деятельности. Какую подготовительную работу вы предполагаете проводить?
Алма
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 20 мар 2012, 22:04
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Касенова Алма

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение oliv 21 мар 2012, 16:03

Индира, опишите, пожалуйста, подробней прием составления задач на основе данной.
Вы лучшие!
Аватара пользователя
oliv
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 17 мар 2012, 21:56
Полное имя: Чикунова Ольга Ивановна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение KME 21 мар 2012, 20:39

Уважаемая, Индира, в Вашей статье сказано:
"Прежде чем приступить к обучению школьников составлению задач, учитель должен ясно себе представлять, какие знания, умения и навыки нужно дать ученикам."
Вопрос: какие знания, умения, навыки нужны для составления задач?
KME
Elite
 
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 15 янв 2009, 12:33
Полное имя: Козловских Марина Евгеньевна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 22 мар 2012, 05:17

Mahabbat писал(а):Здравствуйте, Индира. Вы пишите, что составление задач "помогает обучающимся лучше осознать жизненно-практическую значимость задачи". Каким образом?

Махаббат, спасибо за вопрос! Составление задач помогает учащимся лучше осознать их практическую значимость, если учитель постоянно ведет работу, направленную на решение и состав­ление реальных, жизненно достоверных задач.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 22 мар 2012, 05:39

Mahabbat писал(а):Индира, вами проводился анализ действующих учебников. Скажите пожалуйста, каким автором составлению задач уделяется наибольшее внимание?

Спасибо за вопрос. К сожалению, составлению задач, в действующих учебниках математики не одним из авторов не уделяется должного внимания. Так например, у Башмакова М.И. (Алгебра 8) представлено наибольшее количество упражнений по составление задач, причем оно не превышает и десятка таких заданий! А у Шарыгина И.Ф. (Геометрия 7-9) наибольшее количество упражнений - 14.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 22 мар 2012, 12:38

Алма писал(а):Уважаемый автор, для составления задачи учащемуся необходимо иметь основание, определенную установку на ее составление. Какие возможные установки вы выделяете?

Спасибо за вопрос. В зависимости от вида задач, выделяют и соответствующие установки для их составления. Однако, можно выделить общие основания для составления - задача должна:
- быть по какому-то разделу или теме курса математики, в ней должен задачная ситуация определенного вида, она должна быть простой или сложной;
- содержать определенный объект, данные задачи должны быть числами определенного вида, она должна содержать вопрос или соотношения определенного вида;
- иметь определенное решение или же она не должна иметь решений, или решений задачи должно быть бесконечно много;
- быть аналогична решенной, обратной и т.д.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 22 мар 2012, 12:41

Алма писал(а):Уважаемый автор, учитель, приобщая учеников к самостоятельному составлению задач предварительно должен провести большую работу по подготовке школьников к новому виду деятельности. Какую подготовительную работу вы предполагаете проводить?

Алма, большое спасибо за вопрос! Мы предлагаем проводить следующую подготовительную работу:
1. Организация работы с готовыми задачами.
2. Организация работы по преобразованию готовых задач.
3. Составление элементов задач.
4. Составление простых задач и т.д.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 22 мар 2012, 12:49

oliv писал(а):Индира, опишите, пожалуйста, подробней прием составления задач на основе данной.

Ольга Ивановна, большое спасибо Вам за вопрос! Данный прием подразумевает следующие этапы:
1. составление обратных задач;
2. построение математической модели данной прикладной задачи.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение oliv 22 мар 2012, 19:06

А рассматриваете ли Вы такие приемы как: 1) Нахождение свойств искомых объектов; 2) Добавление новых заключений (требований) в задаче с теми же данными; 3) Частичное обращение задачи?
Вы лучшие!
Аватара пользователя
oliv
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 17 мар 2012, 21:56
Полное имя: Чикунова Ольга Ивановна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Indira_Baltabaeva 23 мар 2012, 19:05

Ольга Ивановна, большое спасибо за вопрос! Да, приведенные вами приемы мы рассматриваем. Например, приемы составления задач но неполным данным предполагает в качестве некоторых пунктов составления: определение свойств искомого объекта; если искомых объектов несколько, то определение свойства (свойств), связывающего их. Два последних приема нами тоже рассматриваются.
Аватара пользователя
Indira_Baltabaeva
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 14:09
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Балтабаева Индира Муратовна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Mahabbat 23 мар 2012, 19:09

Indira_Baltabaeva писал(а):
oliv писал(а):Индира, опишите, пожалуйста, подробней прием составления задач на основе данной.

Ольга Ивановна, большое спасибо Вам за вопрос! Данный прием подразумевает следующие этапы:
1. составление обратных задач;
2. построение математической модели данной прикладной задачи.

Индира, а можно узнать поподробнее о первом пункте - составление обратных задач?
Mahabbat
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 20 мар 2012, 21:50
Откуда: ШГПИ
Полное имя: Жеманчинова Махаббат Бауржановна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение oliv 24 мар 2012, 12:50

Индира, пожалуста, поясните что значит "составление элементов задач"
Аватара пользователя
oliv
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 17 мар 2012, 21:56
Полное имя: Чикунова Ольга Ивановна

Re: И.М. Балтабаева О развитии у учащихся умений составлять математические задачи

Сообщение Кузьмина 24 мар 2012, 17:48

Каковы структурные компоненты умения составлять задачи?
Кузьмина
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 22 мар 2012, 12:22
Полное имя: Кузьмина Татьяна Адександровна

След.

Вернуться в Секция «Математика и ее преподавание в современной школе»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron