_Камалова А.Р. «Школьный практикум по клеточной биологии»

Руководитель: канд. биол. наук, доцент Шарыпова Н.В.

Модератор: Sharypova

_Камалова А.Р. «Школьный практикум по клеточной биологии»

Сообщение Sharypova 17 апр 2020, 21:54

Доклад на тему: «Школьный практикум по клеточной биологии»
В настоящее время роль таких биологических наук как биохимия, биофизика, молекулярная биология, генетика возросла, их развитие за последние годы было особенно бурным («биологическая революция») и произвело в биологии кардинальные изменения в понимании организации и сути жизненных явлений. Не является исключением и клеточная биология или по-другому цитология (наука о клетке). Минимальный объем знаний об этой науке, такие навыки микроскопирование, приготовление микропрепаратов нужно формировать и развивать у обучающихся уже в школьном возрасте.
Был проведен сравнительный анализ школьной программы по биологии. В результате проведенного анализа можно сделать следующий вывод: программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ, при этом время, отводимое на их выполнение, крайне ограничено. Это можно проследить в разделе программы И.Н. Пономаревой для 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», который содержит 36 лабораторных работ и 2 практических занятия, в то время как на весь курс отводится 68 часов.
В рамках школьной программы по биологии в 5-9 классах встречаются темы, касающиеся понятия «клетка». Первое знакомство с клеткой, её строением, химическим составом и жизненными процессами происходит в курсе 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения». В дальнейшем изучение клетки становится более глубоким, например это наблюдается в теме «ткани» из области гистологии или ж изучение клеточного строения растений (6 класс) в таких темах как «Особенности растительной ткани» и «Клеточное строение листа» и другие. При том учащиеся овладевают не только теоретическими знаниями, но и практическими. Так, в конце в 6 класса обучающиеся уже должны уметь пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и распознавать органоиды клеток. В старших классах изучение клетки становится более систематическим: так, В 7-м классе понятие «клетка» конкретизируется в процессе изучения клеток простейших, а так же тканей различных многоклеточных животных; в курсе 8 класса наблюдается в теме «Клеточное строение организма человека».
И, наконец, в 9 классе теоретическому обобщению знаний о клетке посвящен целый раздел «Клеточный уровень».
Не в стороне остается ОГЭ и ЕГЭ, в которых тоже встречаются задания из области клеточной цитологии.
Стоит отдельно подчеркнуть, что в ВПР школьников появляются задания практической направленности. Например, в 5 классе в восьмом задании необходимо рассмотреть рисунок микропрепарата, определить, какие структуры и органоиды клетки изображены на фотоизображении микропрепарата. На практических турах олимпиад по биологии регионального и Всероссийского этапов присутствуют задания, где необходимо обладать знаниями устройства микроскопа, умениями и навыками его использования, приготовления микропрепарата и т.д.
Из этого можно сделать вывод, что возрастает значимость практических и лабораторных работ, использования полученных теоретических знаний в рамках исследования биологии клетки. И поэтому мы рекомендуем усилить практические задания, которые можно реализовать в рамках школьного биологического практикума.
Итак, главной задачей практикума является: изучение устройства и применения микроскопа; выработка навыка приготовления микропрепарата; микроскопия временных и постоянных микропрепаратов; изучение особенностей клеточного строения живых микроорганизмов.
И, конечно, какие темы можно реализовать в рамках практикума по клеточной биологии - «Изучение и сравнение строения клеток прокариот и эукариот по временным и постоянным микропрепаратам», «Приготовление временного микропрепарата (на примере листа элодеи). Особенности строения растительной клетки», «Изучение и сравнение животных и растительных клеток по временным и постоянным микропрепаратам», «Строение молочнокислых бактерий» и др. При работе с микроскопом отрабатываются навыки микроскопирования, изучается техника работы с необходимым лабораторным оборудованием в биологической лаборатории.
Таким образом, в результате проведения практикума у школьников развиваются практические навыки. К их числу относят умения пользоваться увеличительными приборами (например, лупой, школьным микроскопом); пользоваться лабораторным оборудованием и инструментарием; готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
Вложения
практикум по клеточной биологии.pptx
(934.23 Кб) Скачиваний: 154
Sharypova
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 12:11
Полное имя: Шарыпова Надежда Владимировна

Вернуться в Секция 3. Проблемы и перспективы эколого-биологического, географического и химического образования в ситуации возрастания антропогенных нагрузок на окружающую среду и роста рисков для здоровья граждан

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron