_Егорова Ю.В. «Химические задачи, их роль и место в химическом образовании»

Руководитель: канд. биол. наук, доцент Шарыпова Н.В.

Модератор: Sharypova

_Егорова Ю.В. «Химические задачи, их роль и место в химическом образовании»

Сообщение Sharypova 17 апр 2020, 20:15

ДОКЛАД
«ХИМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ИХ РОЛЬ И МЕСТО В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Решение задач занимает важное место в химическом образовании, так как это один из приемов обучения, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывающий умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:
1. Обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
2. Достижение прочности знаний и умений;
3. Осуществление связи обучения с жизнью;
4. Развитие творческого мышления. (Слайд 1)
Научить школьников решать задачи, является одной из наиболее сложных педагогических проблем. Сложность состоит в том, что нет определенного алгоритма, который гарантировал бы решение любой задачи. Поэтому необходимо формировать у учащихся умение решать задачи, структуру рассуждений при поиске решения, задать правильную ориентацию на поиск. В результате повышается вероятность успеха и уменьшается время поиска решения проблемы.
Всё многообразие задач делят на три класса: (Слайд 2)
1. Расчетные задачи, для решения которых необходимо произвести расчет. Расчётные задачи по химии учащиеся решают с начала 8 класса и до конца обучения в школе. Химические расчетные задачи условно можно разделить на три типа:
1) расчеты по химическим формулам;
2) расчеты по химическим уравнениям;
3) расчеты для приготовления растворов и определения их концентрации. (Слайд 3)
Каждый тип включает различные виды задач.
2. Качественные химические задачи – это задачи, в которых количественные характеристики отсутствуют вообще, или они носят вспомогательный характер.
Среди качественных задач выделяют:
• объяснение перечисленных или наблюдаемых явлений;
• характеристика конкретных веществ;
• распознавание веществ;
• доказательство качественного состава веществ;
• разделение смесей и выделение чистых веществ;
• получение веществ. (Слайд 4)
Решение качественных задач предполагает использование определений, формулировок законов, написания и анализа химических формул и уравнений реакций, зарисовку приборов.
3. Экспериментальные задачи, для выполнения которых необходимо не только провести умозаключения, а в отдельных случаях расчеты, но и химический эксперимент.
Экспериментальные задачи позволяют:
а) выявить степень теоретической подготовки обучающихся;
б) закрепить и углубить знания о веществах и их превращениях;
в) применять теоретические знания на практике;
г) развивать логическое мышление. (Слайд 5)
Экспериментальные задачи делятся на:
• получение веществ;
• определение и распознавание веществ;
• разделение смесей;
• определение типа реакции по характерным признакам;
• определение и доказательство нахождения в образце примесей. (Слайд 6)
Химические задачи можно решать устно, письменно и экспериментально, но не стоит останавливаться лишь на одном каком-то способе решения. В школьную программу включены разнообразные задачи, и каждый тип задач имеет свои преимущества. Только применяя все виды задач, практикуя разнообразные способы решения, используя в свое время и на своем месте, в оптимальном количестве можно достигнуть наилучших результатов. (Слайд 7)
В настоящее время распространена практика решения задач от случая к случаю, т.е. тогда, когда в программе и в учебнике указано на необходимость решать ту или иную задачу. Это не дает ожидаемых результатов. Успех выработки у школьников умения решать задачи по химии развивается и закрепляется лишь при условии непрерывного решения задач на протяжении всего курса химии на основе созданной учителем определенной, постепенно усложняющейся системы. Учитель создает свою систему на основе четкого планирования уроков и домашних заданий, которые регулярно контролируется, выявляются и разбираются имеющиеся ошибки. Число предлагаемых задач должно быть достаточным, но не излишним, так как при этом у учеников может потеряться интерес.
Образовательная роль задач выражается в том, что они раскрывают перед учащимися количественную сторону химии, способствуют восприятию химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах, процессах и явлениях
Таким образом, решение задач имеет огромное методическое значение, поэтому преподавание химии в школе невозможно без их решения. При решении задач школьники учатся применять полученные знания в конкретных ситуациях. Но следует помнить, что решение задач не есть самоцель обучения, это средство, способствующее более глубокому пониманию и усвоению учебного материала школьниками.
Вложения
.В. презентация.pptx
(558.11 Кб) Скачиваний: 120
Sharypova
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 12:11
Полное имя: Шарыпова Надежда Владимировна

Вернуться в Секция 3. Проблемы и перспективы эколого-биологического, географического и химического образования в ситуации возрастания антропогенных нагрузок на окружающую среду и роста рисков для здоровья граждан

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron