_Жумагулова А.К. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках школьной зоологии»

Руководитель: канд. биол. наук, доцент Шарыпова Н.В.

Модератор: Sharypova

_Жумагулова А.К. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках школьной зоологии»

Сообщение Sharypova 17 апр 2020, 10:15

Здравствуйте уважаемые гости и участники конференции, предлагаю вашему вниманию доклад на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках школьной зоологии»
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важных проблем современной педагогической науки. Ее актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов и средств обучения. При решении проблемы активизации самостоятельной учебной деятельности выход можно найти в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания.
Слайд 2
Активизация - это управление активностью школьников.
Процесс активизации - это постоянный текущий процесс побуждения к энергичному целенаправленному учению, преодолению пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной способности.
Главная цель активизации- формирование познавательной активности обучаемых, повешение качеств учебно-воспитательного процесса.
Слайд 3
Современный курс зоологии по биологии в средней школе имеет значительный объем как теоретического так и фактического материала. Школьный курс по зоологии наполнен терминами, которые сложные для восприятия. И что бы вызвать интерес у детей к изучению биологии используют различные приемы активизации.
Приемы активизации учебной деятельности:
эвристический; прием новизны; прием семантизации; прием значимости изучаемого материала; прием постановки проблемного вопроса; прием научного спора; игровая деятельность; биологические задачи и т.д.
Слайд 4
1. Приемами, способствующими развитию самостоятельной учебной деятельности на этапе восприятия знаний и активизирующими учащихся, являются:
1) Прием новизны, который вносит в содержание учебного материала интересные факты, сведения и др. Изложение материала должно быть живым, увлекательным, интригующим, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.
2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
3) Прием значимости изучаемого материала, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, практической значимостью для учащихся.
Слайд 5
Приемы развития самостоятельной учебной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др. В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала установлено, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.
2) Исследовательский прием. На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод.
3) Эвристический прием. Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
4) Прием научного спора. На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание, уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.
Слайд 6
Использование биологических задач для активизации самостоятельной учебной деятельности на уроке.
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний;
б) Задачи, способствующие развитию логического мышления;
в) Задачи на распознавание натуральных объектов;
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы;
д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков;
е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими;
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением;
з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Целесообразно на уроке биологии использовать приемы управления познавательной деятельностью учащихся на разных этапах урока:
На этапе проверки домашнего задания
На этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу
На этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала
На этапе воспроизведения полученных знаний
На этапе домашнего задания.
Слайд 7.
Заключение
Активизация самостоятельной учебной деятельности на уроках зоологии в 7 классе развивают логическое мышление, внимание, память, речь, воображение и тд. Школьники среднего звена восприимчивы к различной познавательной деятельности. Они с удовольствием включаются в работу, которая требует от них проявления творческих способностей, логического мышления, умения пользоваться современными технологиями.
Самостоятельная деятельность имеет огромное значение для личностного развития учащихся. Во многом благодаря ей ученик получает возможность развиваться, как умственно, так и психически. При самостоятельной деятельности происходит развитие способностей ученика, появление новых интересов, потребностей, укрепление воли, получение новых эмоций.
Слайд 8
Спасибо за внимание!
Вложения
aktivizatsia.pptx
(66.87 Кб) Скачиваний: 119
Sharypova
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 12:11
Полное имя: Шарыпова Надежда Владимировна

Вернуться в Секция 3. Проблемы и перспективы эколого-биологического, географического и химического образования в ситуации возрастания антропогенных нагрузок на окружающую среду и роста рисков для здоровья граждан

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1