А.С. Соколова. Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей

Руководитель: канд. пед. наук, доцент Жданова Н.М.
Модератор: канд. пед. наук, доцент Светоносова Л.Г.

Модератор: svetonosova-l-g

А.С. Соколова. Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей

Сообщение svetonosova-l-g 17 апр 2020, 21:26

Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей

Соколова Анастасия Сергеевна, студент 313 группы педагогического факультета ФГБОУ ВО ШГПУ, г. Шадринск
Научный руководитель: Забоева М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры ДиСО ФГБОУ ВО ШГПУ

В жизнь людей стремительно вошли гаджеты и разнообразные компьютерные технологии. Они играют немаловажную роль в жизни человека, существенно облегчая ее. Цифровизация современного общества наложила отпечаток на подрастающее поколение детей, их развитие и воспитание. По данным социологических исследований, дети осваивают мир интернета и компьютера гораздо быстрее и легче, нежели люди среднего и пожилого возраста. Это связано с негативной тенденцией раннего приобщения ребенка к гаджетам. О том, наносят ли вред компьютерные игры психическому развитию ребенка, ведутся научные дискуссии.
Кристофер Фергюсон и Шерил Олсон исследовали 377 детей из разных этнических групп, которые имели клиническую картину с повышенными показателями депрессии и дефицита внимания. Исследователи не обнаружили никакой связи между игрой и правонарушениями или преступлениями, фактами издевательств у детей с подобными проблемами. Более того, на нескольких детей с данными диагнозами видеоигры оказывали небольшое успокаивающее действие.
Исследование университета штата Огайо, подтвердило то, что те, кто играет в видеоигры, могут воспринимать мир более пугающим и опасным, что в свою очередь может провоцировать повышенный уровень агрессии. Участниками эксперимента стали 70 студентов-старшекурсников. В течение трех дней часть из них по 20 минут ежедневно проводила, играя в агрессивные боевики с высокой долей насилия, такие как Call of Duty 4 и Condemned 2, а остальные такое же время играли в более спокойные игры.
Сразу после окончания сеанса игры участникам эксперимента предлагали прочитать начало некого рассказа и предложить дальнейшее развитие сюжета и действия главного героя. Выяснилось, что у тех студентов, которым достались более жестокие игры, ответы носили более агрессивный характер.
Согласно выводам ученых, компьютерные игры оказывают непродолжительное влияние на функции мозга, повышая активность тех областей, которые отвечают за эмоциональное возбуждение, агрессию и удовольствие в частности, миндалин (corpus amygdaloideum), и снижая активность в префронтальной области коры (сortex praefrontalis), которая связана с управлением, сосредоточенностью и концентрацией. В исследовании принимали участие 44 студента, отобранные случайным образом, которым предлагалось играть в насильственные или не-насильственные компьютерные игры в течение 30 минут, а затем проводилось МРТ-исследование работы головного мозга.
Как можно заметить по данным исследования, представленного выше, мнение ученых о влиянии компьютерных игр существенно расходятся.
Мы изучили множество исследований как зарубежных, так и российских ученых по вопросам влияния компьютерных игр. Как выяснилось, ученые еще не пришли к общему выводу. Некоторые из них отмечают крайне негативное воздействие на психику как детей, так и взрослых. А некоторые (Центр прикладных исследований и разработок СПГУ) считают, что игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению. Но, мы также отметили одну общую черту во всех исследованиях: ученые сходятся во мнении, что компьютерные игры становятся опасными при условии, что у играющего возникает зависимость – игромания.
Игровая зависимость — понятие относительно новое. Всерьез об игромании стали говорить не так давно, и, в основном, это связано с появлением и развитием компьютерных технологий. Компьютерная игра настолько поглощает ребенка, что он забывает о еде, сне и других потребностях. В таких случаях речь идет уже не просто об увлечении, а о самой настоящей патологии.
Особого внимания заслуживает негативная тенденция среди молодых родителей, которая приводит к ранней игромании и компьютерной зависимости. А именно – слишком ранняя приобщенность и вовлеченность детей в мир цифровых технологий. Молодые родители зачастую сами имеют ту или иную степень зависимости от гаджетов. Интернет, социальные сети, игры – весь этот спектр неограниченных возможностей отложил отпечаток на всех людей 21 века. Не желая тратить свое время, или не имея его, родители не находят другого выхода, как отвлечь и заинтересовать ребенка мультфильмами или компьютерными играми. Это и является главной ошибкой, которая влечет за собой развитие у ребенка игромании. Ребенок привыкает к тому, что родительское внимание можно заменить телефоном, планшетом или компьютером. В дальнейшем, это становится причиной того, что дети ищут общения, эмоций, поддержки, принятия себя в сети, тем самым, подвергаясь негативному вниманию недобросовестных людей, которые могут причинить моральный вред, внушить что-то, заставить украсть и т.д. Иногда у детей развивается тяжелая стадия игромании, которая влечет за собой образование серьезных психических заболеваний.
Среди некоторых родителей так же имеется еще одна нецелесообразная позиция – полный запрет на освоение ребенком «компьютерного мира» или же – полный контроль за всеми его действиями в сети. В основном, этому подвержены родители старшего возраста, которые не так вовлечены в цифровую систему, незнакомые со многими процессами, боящиеся этого неизвестного мира технологий. Такая позиция тоже негативно влияет на развитие детской психики. Во-первых, если ребенок полностью «изолирован» от интернета и компьютерных игр, он становится не таким, как его сверстники, «белой вороной». Как известно, дети иногда высмеивают и задевают не похожих на них. Во-вторых, изоляция от интернета лишает ребенка самообразования, саморазвития, которые он мог бы получить, имея доступ в сеть. В-третьих, ребенок чувствует недоверие родителей и воспринимает это на свой счет. «Почему моим одноклассникам родители доверяют и разрешают пользоваться смартфонами и компьютерами, а мне мои родители запрещают? Я что-то делаю не так? Я не такой хороший, послушный и т.д».
Обе эти негативные модели поведения родителей можно исправить с помощью одного – общения. Регулярное общение с ребенком, наличие общего досуга, вовлечение в жизнь и интересы ребенка, заинтересованность и участие в личном деле, демонстрация своего доверия  это все снижает риск возникновения у ребенка игромании и других зависимостей. Безусловно, все дети разные, и родители сами могут решить, что лучше для их ребенка. Не следует забывать о том, что ребенок – формирующаяся личность, которая способна сама устанавливать круг своих интересов.
svetonosova-l-g
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 08 апр 2020, 14:17
Полное имя: Светоносова Любовь Геннадьевна

Вернуться в Секция 1. Проблемы обучения, воспитания и развития цифрового поколения в системе непрерывного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron