А.С. Албычева.К проблеме развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста

Руководитель: канд. пед. наук, доцент Жданова Н.М.
Модератор: канд. пед. наук, доцент Светоносова Л.Г.

Модератор: svetonosova-l-g

А.С. Албычева.К проблеме развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста

Сообщение svetonosova-l-g 17 апр 2020, 21:25

К проблеме развития исследовательской активности
у детей дошкольного возраста

Албычева Анастасия Сергеевна, студент ФГБОУ ВО ШГПУ, г. Шадринск
Научный руководитель: Забоева М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры ДиСО ФГБОУ ВО ШГПУ
Актуальной проблемой современного образования является поиск результативных путей воспитания и развития самостоятельной, деятельной, креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности.
Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка раскрывалось как процесс саморазвития. А.М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности. Он выделяет основные этапы развития исследовательской активности в детском возрасте:
1. На раннем этапе развития ребенка исследовательская активность выступает в форме непроизвольного внимания, составляя предпосылку для ориентировки в окружающем, интуитивного понимания и непроизвольного запоминания.
2. В 3-5 лет развивается более широкая любознательность ко всему новому. Развитие исследовательской активности происходит как поиск ответов на интересующие ребенка вопросы.
3. В 5-7 лет основным структурным компонентом познавательного развития дошкольника становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, проявляется в поиске несоответствий и противоречий, выражается в высокой избирательности к исследуемому новому, а также в собственной постановке новых вопросов.
4. В 8-12 лет процесс поиска и исследования завершается решением более сложных проблем, обнаружением скрытых связей и отношений. В дальнейшем исследовательская активность включается в интеллектуальный процесс.
В настоящее время необходимо разработать иную систему организации познавательной деятельности детей, ориентированную на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской и практической деятельности.
Исследовательская активность получает развитие в экспериментировании (Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, И.С. Фрейдкин, Л.А. Парамонова, Н.Е. Веракса, Л.М. Маневцова, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева).
Помимо этого, исследовательская активность реализуется дошкольником в других формах: наблюдения, сенсорного обследования, ориентировочных и пробующих действий, опытов, эвристического обсуждения, развивающих игр и другие. Чем разнообразнее, интереснее формы проявления исследовательской активности, тем более ценный исследовательский опыт получает дошкольник. Вопрос о том, при каких педагогических условиях в образовательном процессе детского сада происходит развитие исследовательской активности дошкольников, представляет важную проблему.
Таким образом, развитие исследовательской активности у детей дошкольного возраста является сложной и вместе с тем интересной для исследования проблемой. Множество трактовок рассматриваемой проблемы свидетельствует о разнообразии подходов к развитию исследовательской активности у детей. Поэтому данная проблема является перспективной и требующей дальнейшего более глубокого рассмотрения.
svetonosova-l-g
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 08 апр 2020, 14:17
Полное имя: Светоносова Любовь Геннадьевна

Вернуться в Секция 1. Проблемы обучения, воспитания и развития цифрового поколения в системе непрерывного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron