А.С. Арефьева. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

Руководитель: канд. пед. наук, доцент Жданова Н.М.
Модератор: канд. пед. наук, доцент Светоносова Л.Г.

Модератор: svetonosova-l-g

А.С. Арефьева. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

Сообщение svetonosova-l-g 17 апр 2020, 21:23

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
Арефьева Александра Сергеевна, студент 313 группы педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: Забоева М.А. канд. пед. наук, доцент кафедры ДИСО ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия
Сегодня практика работы дошкольных образовательных организаций показывает, что у современных детей навыки развития связной речи сформированы не в полной степени. В то же время развитие связной речи у ребенка старшего дошкольного возраста играет особенно важную роль в становлении личности. Ребенок этого возраста уже постепенно готовится занять позицию «школьника», которому будет необходимо находиться в обществе, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Владение навыками связной речи помогает ребенку правильно излагать свои мысли и более точно строить предложения. Развитию данного умения должны содействовать как родители, так и педагоги ДОУ.
Речевое развитие детей во многом зависит от особенностей протекания их познавательных процессов, таких как мышление, восприятие, воображение. Чтобы ребенок успешно овладел связной речью, он должен хорошо понимать смысл того, о чем он рассказывает или что описывает. Речевое развитие ребенка невозможно без грамматического строя речи, овладев которым, дошкольник может правильно менять слова и строить предложения. Вопросами развития связной речи занимались такие педагоги, как А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.А. Люблинская и другие.
О.С. Ушакова считала, что «под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи  это связность мыслей». По тому, как дети строят свои высказывания и предложения, можно судить об уровне их речевого развития.
Речь считается связной, если для нее характерны:
 содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
 точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
 логичность (последовательное изложение мыслей);
 ясность (понятность для окружающих);
 правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Речь развивается и проявляется в общении людей. Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы дети вращались в среде своих сверстников, чтобы им была предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь.
В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой, А.П. Усовой, О.И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
А.П.Усова акцентировала внимание педагогов на том, что развитие языка ребенка  это не стихийный процесс. Не вторгаясь насильственно в сложный процесс формирования мысли ребенка, педагогика может многое сделать, упорядочивая детскую речь, а через нее – мышление.
Богатым обучающим и развивающим потенциалом в вопросе формирования связной речи у дошкольников обладает творческое рассказывание.
В качестве основной особенности творческого рассказывания выступает то, что ребенку необходимо самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на какую-то заданную тему или свой прошлый опыт, а также облекать этот самостоятельно составленный текст в форму связного повествования. В связи с этим, у детей должны быть сформированы умения придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Более того, творческое рассказывание ставит перед детьми еще одну достаточно сложную задачу, а именно – точно, выразительно и занимательно передавать замысел. Некоторые исследователи отмечают, что творческое рассказывание в какой-то степени является родственным настоящему литературному творчеству. Ребенку необходимо, так же, как и автору литературных произведений, выбирать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В качестве педагогических условий обучения творческому рассказыванию выступают:
 обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
 обогащение и активизация словаря;
 умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
 правильное понимание детьми задания придумать.
Таким образом, связная речь выполняет важные социальные функции: помогает ребенку взаимодействовать с окружающими, регулирует нормы поведения в обществе. Это все является решающим условием в становлении личности в обществе. Дошкольная образовательная организация, взаимодействуя с семьей воспитанника, должна создавать благоприятные условия для развития всех сторон речи, в том числе и навыков связной речи.
svetonosova-l-g
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 08 апр 2020, 14:17
Полное имя: Светоносова Любовь Геннадьевна

Вернуться в Секция 1. Проблемы обучения, воспитания и развития цифрового поколения в системе непрерывного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron