Л. Б. Языкова.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Руководитель: канд. пед. наук, доцент Жданова Н.М.
Модератор: канд. пед. наук, доцент Светоносова Л.Г.

Модератор: svetonosova-l-g

Л. Б. Языкова.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сообщение svetonosova-l-g 17 апр 2020, 15:36

Л. Б. Языкова,
студентка 3 курса очного отделения
педагогического факультета
ФГБОУ ВО «ШГПУ»,
г. Шадринск
Научный руководитель: Н.М. Жданова
кандидат педагогических наук, заместитель декана по учебной работе, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
.
Доклад по теме:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наш быстро меняющийся мир переполнен коммуникациями, поэтому особенно важно научить детей работать с информацией, а именно помочь ребёнку разобраться в потоке информации, уметь воспринять и запоминать её.
Актуальность темы обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) особая роль отводится на использование информационно-коммуникативных технологий, которые способствуют активизации познавательной сферы учащихся на уроке, а также помогают лучше усвоить учебный материал. Целесообразность использования информационно-коммуникативных технологий в обучении школьников эффективна, так как у учеников начальных классов наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому важно строить обучение на основе иллюстративного материала, вовлекая в процесс обучения, не только зрение, слух, но и воображение, а также эмоции.
Поэтому на сегодняшний день под одной из главных задач в системе образования подразумевается сделать урок наиболее эффективным для усвоения учебного материала. Решить эту задачу возможно, если использовать информационно-коммуникативные технологии, которые смогут повысить эффективность процесса обучения.
Информационно-коммуникативные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, с целью сбора, обработки, хранения и передачи информации, а также совершенствования учебной деятельности.
Целью информационно-коммуникативных технологий обучения является обеспечение эффективности образовательного процесса, посредством усовершенствования методики проведения урока, увеличения мотивации обучения школьников, а также повышения качества образовательного процесса.
Главными задачами информационно-коммуникативных технологий являются:
 систематизация усвоенных знаний;
 формирование познавательной активности учащихся;
 повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
 усовершенствование методики проведения урока.
К.Д. Ушинский считал, что на уроке важно использовать иллюстративный материал, так как у учащихся развито наглядно-образное мышления. Особенно это качество развито у учащихся начальной школы. Яркий иллюстративный материал привлекает внимание детей, а значит повышает познавательную активность учащихся.
Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и другие ученые изучают вопрос применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения. Изучая этот вопрос, они пришли к общей мысли, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроке, способствуют обеспечению индивидуализации обучения, адаптации к способностям, развитию их самостоятельности и творчества, предоставления возможности к новым источникам учебной информации [6]. Таким образом, можно сказать, что применения ИКТ способствует формированию новой среды обучения.
И.С. Якиманская считает, что образовательная среда должна быть разнообразной, её разнообразие способствует эффективности образовательного процесс с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.
Использование ИКТ в начальной школе способствует большому усвоению информации, которую учащиеся смогут применять в реальной жизни.
Применение ИКТ в работе учителя осуществляется по следующим направлениям:
 создание презентации;
 работа с Интернет-ресурсами;
 применение готовых обучающих программ;
 разработка и использование собственных программ.
Для усиления познавательной активности младших школьников на уроке, учитель должен обладать рядом умений и навыков применения ИКТ в образовательном процессе:
 технические (учитель должен уметь работать с компьютером, т.е. создание презентаций, текстовые работы, тесты, таблицы, схемы, кроссворды, чертежи и т. д.);
 методические (учитель грамотно должен преподнести методический материл, так чтобы учащиеся восприняли его);
 технологические (учитель должен правильно использовать ИКТ на различных уроках).
В настоящее время мир не может обходится без информационных технологий и даже современный урок невозможно представить без использования ИКТ, которую можно применять на любом этапе урока:
 актуализация знаний (электронные тесты, презентация, аудио и т.д.);
 постановка темы и цели урока (загадки, ребусы, кроссворды, видеофрагменты в электронном виде);
 открытие новых знаний (презентация, аудио- видео файлы, электронные пособия и др.);
 самостоятельная работа с проверкой по эталону (тесты, дидактические игры с мультимедийным сопровождением).
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий требуют более тщательной подготовки, чем уроки, которые проходят в обычном режиме. При построении таких уроков нужно продумать последовательность их применения, учитывая индивидуальные особенности, физическую и эмоциональную нагрузку учащихся.
Несмотря на недостатки ИКТ, она широко используется в деятельности учителя.
Плетнева Марина Семеновна на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы: «Мир глазами астронома» использует следующие ИКТ: проектор, компьютеры, видеофильм, презентация к уроку. При постановках темы и цели урока Мария Семеновна Плетнева предлагает учащимся разгадать анаграмму, изображенную на слайде. Так же дети в ходе урока работают с таблицами, схемами, которые выведены на слайд. Урок сопровождается просмотром короткометражных видеофильмов «Марс», «Юпитер», «Земля», «Сатурн» (2 мин). На этапе самостоятельной работы, детям необходимо выполнить задание «Мозаика» на компьютерах.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникативные технологии играют огромную роль в современном образовательном процессе. Уроки с использованием ИКТ помогают ученикам лучше воспринимать и усваивать информацию, а также применять полученные знания на практике. Использование информационно-коммуникативные технологии повышают уровень качества образования за счёт наглядности.
В процессе урока с использованием ИКТ важно помнить, что информационно-коммуникативные технологии положительно влияют на сам процесс обучения, но не стоит забывать, что чрезмерное использование ИКТ отрицательно сказывается на здоровье учащихся.
svetonosova-l-g
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 08 апр 2020, 14:17
Полное имя: Светоносова Любовь Геннадьевна

Вернуться в Секция 1. Проблемы обучения, воспитания и развития цифрового поколения в системе непрерывного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron