Д.А. Дегтярев. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Руководитель: канд. пед. наук, доцент Жданова Н.М.
Модератор: канд. пед. наук, доцент Светоносова Л.Г.

Модератор: svetonosova-l-g

Д.А. Дегтярев. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сообщение svetonosova-l-g 16 апр 2020, 19:52

Дегтярев Д. А.,
г. Шадринск
Научный руководитель: Л.Г. Светоносова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Статья посвящена мировым тенденциям развития образования, раскрыты проблемы и перспективы развития образования в современном мире: его реформирование в соответствии с учетом новых знаний и с целью повышения качества, создание современной информационной базы знаний.
Ключевые слова: тенденции, образование, развитие

В ХХI веке образование не теряет своей ценности. К нему предъявляется все больше требований. Проблемы образования во всем мире рассматриваются с двух ракурсов: социально-экономического и психолого-педагогического. Социально-экономическое осмысление образования заключается в формировании и реализации модели социальной справедливости. Феномен социальной справедливости подразумевает получение всеми гражданами одинакового по качеству образования. Но в то же время образовательная политика большинства стран развивается по-прежнему в сторону детей из обеспеченных семей. Исследователи видят решение данной проблемы в принятии универсальных прав человека, которые найдут отражение в политических и нормативных образовательных документах.
Рассмотрим отрицательные тенденции развития образования: 1) усиление государственного и рыночного контроля за содержанием образования в ДОУ, школах, вузах; 2) развитие международного рынка обязательного школьного образования. К положительным тенденциям развития образования относятся: 1) глобализация, 2) использование инновационных цифровых технологий в образовании, 3) технологическое развитие образования.
Международные организации предлагают свои решения мировых проблем образования. Так, на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая проходила в 2015 году в Нью-Йорке, главы государств и правительств, представители учреждений ООН и деятели гражданского общества выявили цели устойчивого развития образования: 1) получение качественного инклюзивного образования; 2) преодоление кризиса в аспекте технического, математического и естественнонаучного образования; 3) свободный доступ к информации и знаниям; 4) развитие гендерного подхода в образовании.
В 2015 году на Всемирном Форуме ЮНЕСКО была принята Инчхонская декларация. Ее главная идея заключается в позитивном изменении жизни людей с помощью образования, являющегося основной движущей силой развития общества. Чтобы реализовать данную идею, необходимо обеспечить
всеобщее инклюзивное и справедливое качественное образование и возможность непрерывного обучения (на протяжении всей жизни) для всех людей.
В стратегических программах ЕС главной целью развития европейского образования является повышение эффективности обучения через достижение высокого качества начальной и непрерывной профессионально-педагогической подготовки. Чтобы достичь данной цели, необходимо создать следующие условия: 1) обеспечить процесс получения образования на протяжении все жизни и мобильность его участников; 2) повысить качество и эффективность обучения; 3) сделать приоритетами равенство, социальную сплоченность, проявление активной гражданской активности; 4) содействовать творчеству и инновационной деятельности.
К приоритетам в стратегической программе на период 2016 – 2020 г.г. отнесены: 1) развитие навыков и компетенций, помогающих трудоустройству; 2) направленность процесса обучения на инновационную деятельность; воспитание активной гражданской позиции; 3) развитие инклюзивного образования; 4) организация открытого и инновационного образования; 5) поддержка педагогов; 6) установление единых требований к умениям и квалификациям учащихся для обеспечения процесса обучения и профессиональной мобильности; 7) осуществление постоянных инвестиций в образование.
В Стратегии Международного банка реконструкции и развития указывается на качественное образование для всех. Рассмотрим цели данной стратегии подробнее:
1. Переход от количества к качеству (обеспечение школами качественного образования);
2. Обеспечение равенства и доступности в получении образования;
3. Обеспечение образовательных достижений каждым обучающимся;
4. Помощь в развитии, начиная с ранних этапов жизни ребенка.
В ХХI веке система образования не развиваются, а кардинально меняются. Характерной особенностью образования является его стремление работать на опережение, становиться инвестицией в будущее. На первое место выходит концепция «Экология образования и развития ребенка», предусматривающая акцент на личностное развитие ученика, на ценности взаимодействия с обществом и семьей. Она, свою очередь, базируется на положениях позитивной психологии М. Селигмана, которая выстроена на трех основных принципах: 1) обращение к положительным эмоциям, а не к отрицательным; 2) обращение к сильным качествам личности; 3) обращение к социальным институтам (демократия, крепкая семья и др.) Образование должно быть устремлено в будущее.
Значение понятия «лидер» также меняется. Лидером становится человек, умеющий привлечь к решению проблемы и воплощению решения в жизнь каждого из своей команды. Понятие осмысливается по-новому: гуманистическое отношение к людям, ни одного не оставить без внимания, всякому найти полезное дело. Меняются условия воспитания лидера – им должен быть каждый, то есть каждому необходимо побыть в этой роли.
По-новому рассматривается проблема отстающих учеников. Ученики не дифференцируются по признаку способные – неспособные, они все являются личностями с различными потребностями и способностями. В процессе обучения делается установка на то, чтобы каждый может добиться максимального уровня достижений. Педагог должен приложить все усилия для того, чтобы ни один из обучаемых не отставал, для этого он использует педагогическое сопровождение и поддержку.
Одной из тенденций современного образования является то, что оно становится билингвальным, то есть большинство обучающихся говорит не на одном, а на нескольких языках, это способствует эффективному межкультурному общению, быстрому переключению с одного предмета изучения на другой.
Кроме того, применяется обучение в разновозрастных группах, когда младшие взаимодействуют со старшими, используется взаимообучение.
Одной из особенностей современного образования является тенденция в процессе обучения к самореализации каждого ученика. Этому способствуют следующие технологии обучения, как: технология развития критического мышления, креативного мышления и группового мышления. В процессе развития критического мышления значение имеет умение аргументировать свои высказывания.
В основе обучения по-прежнему находится деятельность учеников. Обучение носит интерактивный, продуктивный характер. Особая роль в процессе обучения отводится развитию рефлексии, которая способствует повышению успеваемости учеников.
Подытоживая все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:
1. Мировые тенденции в развитии образования говорят о том, что школа меняется. В основе обучения положены принципы толерантности и взаимопомощи.
2. В работе с обучающимися развивают такие качества, как: коммуникабельность, креативность, критическое мышление, мобильность и предприимчивость.

Список использованных источников

1. Тагунова, И.А. Мировые тенденции развития школьного образования [Текст ] / И.А. Тагунова // Педагогика. – 2019.– №6.- С.106-113.
svetonosova-l-g
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 08 апр 2020, 14:17
Полное имя: Светоносова Любовь Геннадьевна

Вернуться в Секция 1. Проблемы обучения, воспитания и развития цифрового поколения в системе непрерывного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron