И.Атаджанова, Д.Кемалова, А.Кутлимурадова. ТАНДЕМ-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Руководитель: канд. пед. наук, доцент Жданова Н.М.
Модератор: канд. пед. наук, доцент Светоносова Л.Г.

Модератор: svetonosova-l-g

И.Атаджанова, Д.Кемалова, А.Кутлимурадова. ТАНДЕМ-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Сообщение svetonosova-l-g 21 май 2020, 21:52

И.Атаджанова,
Д.Кемалова,
А.Кутлимурадова
студентки гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «ШГПУ»
Научный руководитель: канд. пед.наук, доцент кафедры педагогики
Л.Г. Светоносова

ТАНДЕМ-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В настоящем время в методике преподавания иностранных языков существует огромное количество методов и форм обучения. В вузах осуществляется переподготовка педагогических кадров, изучаются новые современные технологии и методы обучения. В частности, для интеграции в европейскую систему обучения, а также с целью расширения международных контактов, для более эффективного изучения языка на занятиях в вузах становится все более популярным применение тандем-метода.
Тандем-метод заключается в совместном изучении одного иностранного языка двумя партнерами – носителями разных языков. Такой метод помогает учиться друг у друга. Тандем - партнеры могут изучать язык на расстоянии, или встречаться лично, общаться через электронную почту, по телефону или с помощью других современных медиа-средств. Выбор конкретного метода изучения зависит от того, насколько хорошо партнеры уже владеют иностранным языком. Таким образом, изучение тандем-методом может происходить самостоятельно – без участия преподавателя, что немаловажно, поскольку при изучении иностранного языка самостоятельность играет огромную роль.
Цель тандема – овладение родным языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с его личностью, культурой страны изучаемого языка, а также получение информации по интересующим областям знаний. Этот метод возник в Германии в конце 1960-х гг. в результате проведения встреч немецкой и французской молодежи в рамках проекта «Language Learning for European Citizenship». Позднее сформировались две основные формы работы в рамках метода – индивидуальная и коллективная, которые могут интегрироваться одна в другую[1].
Другим принципиально важным элементом организации тандемного обучения является системность занятий. Ряд исследователей [3], отмечают, что они могут носить неформальный характер и не контролироваться со стороны преподавателя, опираясь на личные договоренности с партнером по достижению поставленной цели. В то время как другие подчеркивают необходимость такого контроля как непременное условие. Это позволяет вести речь об институциональной (регламентируемой преподавателем) и индивидуальной (устанавливаемой самими партнерами) разновидностях тандема.
Взаимодействие партнеров в условиях тандемного обучения может осуществляться в устной форме, а именно при непосредственном контакте, с использованием средств интернет-коммуникации, и письменной через электронную почту, блоги и чаты. Также обучение в тандеме может происходить удаленно, задействовав средства дистанционной коммуникации, такие как видеоконференция, а также при непосредственном присутствии участников тандема в одной локации.
Ключевые принципы, на которых базируется данный метод, основаны на теоретических разработках и подробно описаны в литературе. Во-первых, тандемные сессии состоят из двух частей, они могут быть либо хронологически следующими друг за другом, либо проведены в два разных дня, но каждая часть должна быть посвящена только одному языку, что позволяет сформулировать первый тандемный принцип: языки не должны смешиваться. Мы считаем этот базовый принцип весьма важным потому, что он мотивирует обучающихся говорить на целевом языке. Кроме того, этот принцип обеспечивает партнерам возможность общаться на родном для них языке при попытке достичь коммуникативных целей, в том случае если они оказались слишком сложными для достижения на целевом языке. В целом, этот практический принцип, как правило, способствует максимальной вовлеченности партнеров по тандему в процесс овладения языком.
В тандеме участники поочередно взаимодействуют либо в качестве обучающегося иностранному языку, либо как лингвистический эксперт языка, который является для него родным, что дает основание выделить второй тандемный принцип – взаимность. Участники тандема договариваются о количестве времени, когда они используют целевой и родной язык. Принцип взаимности позволяет партнерам чувствовать себя свободным от каких-либо финансовых обязательств друг перед другом, повышает их самооценку и ставит обоих участников в равные условия, являясь свободным и взаимным обменом знаниями о языке и культуре [5].
Партнеры по тандему могут самостоятельно решать что, когда, где и как изучать, а также как долго они хотят быть вовлеченными в этот процесс, что свидетельствует о третьем принципе – учебной автономии [4]. Принцип автономии может иметь разные интерпретации, в зависимости от того, осуществляется ли он в институциональном контексте, таком как школа или университет (институциональный тандем) или является договоренностью между людьми (независимый тандем). В первом случае будет иметь место какая-то форма педагогического контроля, некоторые директивные процедуры и оценка со стороны наставника-консультанта, который будут отвечать за практические и теоретические рамки, в которых будет осуществляться тандемный процесс.
Преподаватели и методисты, использующие в своей работе тандем-метод, отмечают ряд неоспоримых достоинств при организации процесса обучения иностранному языку [4, 5]. К ним относятся следующие положения:
 обучение в тандеме позволяет создать аутентичные условия естественного общения с носителем языка;
 участие в тандеме значительно повышает мотивацию студентов к овладению языком и культурой страны изучаемого языка и стимулирует их к дальнейшему использованию его как средства общения;
 регулярность и систематичность коммуникативного тандемного взаимодействия значительно улучшат навыки разговорной речи партнеров, а также будут способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции (всех видов речевой деятельности) и межкультурной компетенции;
 тандем-метод позволяет выйти за рамки традиционного занятия, использовать иностранный язык гораздо шире, что помогает студенту выстроить собственную траекторию обучения с учетом собственных потребностей и интересов, самостоятельно брать ответственность за результаты своей деятельности, что способствует развитию автономности обучения;
 использование тандем-метода способствует преодолению лингвистических и психологических барьеров в общении с партнерами и устраняет боязнь использования языка как средства общения. При этом положительный эффект достигается за счет отсутствия жесткого контроля преподавателя и ряда приемов, которые нацелены на поддержание коммуникации с партнером типа уточнений, переспроса, формулирования идеи другими словами, использования жестов, средств невербальной коммуникации, замена сложных конструкций более простыми и т. п.;
 тандем-метод обладает огромным потенциалом в сочетании с информационными и коммуникационными технологиями в части поиска партнеров и расширения контактов. Очевидно, что интернет общение сегодня является приоритетной формой для изучения языка в тандеме за счет того, что сеть Интернет значительно облегчает поиск партнеров и создает больше возможностей практического свойства. Более того, условия общения одновременно в устной и письменной форме создают возможность полноценного развития всех видов речевой деятельности.
Из изложенного следует, что обучение в тандеме как инновационный метод обучения заслуживает внимания и пристального исследования.
В научной литературе, посвященной исследованию тандемного обучения, представлена классификация возможных тандемов, значимых для педагогической практики.
Так, тандемы «студент-студент» и «студент-педагог», традиционно формируемые для развития коммуникативной и межкультурной компетенций, в основе своей сводятся к систематически регулярному взаимодействию партнеров в рамках учебного занятия, хотя и не ограничивается только им. Третья разновидность тандема «педагог-педагог» представляется самой мало исследованной, хотя важность такого взаимодействия для преподавания профильно-ориентированных дисциплин в вузе очевидна.
Сейчас, когда этот метод становится все более популярным, появляется большое количество тандем-центров, которые с помощью специальных опросников и анкет подбирают участников тандема. Некоторые предпочитают изучать язык с помощью фильмов, изучения литературы, походов на экскурсии. Другие же считают целесообразным посещать дополнительно языковые курсы. В первом случае обучение носит естественный и спонтанный характер, во втором же случае более системный и осознанный.
Кроме того, в рамках использования данного метода существует деление на реальное и виртуальное общение, в результате которого и осуществляется процесс обучения свободному общению. Таким образом, при использовании данного метода общение может происходить при личной встрече (face-to-face tandem) или удаленно (e-tandem). E-tandem может осуществляться посредством использования программ для видео- и аудио-общения (Skype, видеоконференции) и передачи текстовых сообщений (e-mail, переписка в социальных сетях и пр.). При этом занятие строится таким образом, чтобы каждая реальная или виртуальная встреча делилась на два равнозначных отрезка времени, в течение которых участники тандема общаются, обсуждают волнующие их проблемы, выполняют предложенные задания сначала на одном, а потом на другом языке. Обучение иностранному языку в тандеме позволяют его участникам повысить свой уровень владения языком, а также, улучшить коммуникативные и социальные навыки, повысить социокультурную компетенцию, обменяться полученным ранее опытом и знаниями и научиться свободно общаться на родном языке своего тандем-партнера [2].
Использование тандем-метода на занятиях при профессиональной подготовке очень эффективно, так как происходит обучение свободному общению, а зачастую студенты испытывают так называемый языковой барьер и боязнь ошибок. Языковой обмен по принципу тандема позволяет обучающимся установить неформальные отношения со своими сверстниками, что особенно ценно. Кроме того, коммуникативный контекст повышает мотивацию, так как, вступая во взаимодействие с носителем языка, или с носителем другого языка, участники тандема приобретают уверенность в своих силах и естественным образом стремятся продвинуться в изучении иностранного языка.
Изучения языков в тандеме происходит на основе двух принципов. Во-первых, это принцип взаимодействия: каждый участник тандема делится с партнером знаниями, помогает изучать иностранный язык, выполнять различные задания, проекты в рамках предложенного курса; Во-вторых, принцип автономии: тандем-курс не имеет строгого учебного плана и формы отчетности по окончании пройденного курса, поскольку главная задача данного курса — это полноценное развитие обучающихся, ориентированное на их стремлении к самосовершенствованию, получению новых знаний и развитию умения общаться свободно в ситуациях реального общения.Поэтому каждый из двух партнеров несет ответственность за свое обучение и сам определяет, чему, как и когда он хочет научиться, и какую помощь он стремится получить от партнера. Преподаватель выполняет лишь роль посредника, помощника.
Применение тандем-метода как составляющую обучения на языковых факультетах позволяет наладить межкультурное взаимодействие между его участниками, которое является важным компонентом образовательной практики, способствует личностному развитию субъектов взаимодействия. Кроме того, использование данного метода способствует:
 формированию социальных навыков в результате получения обратной связи от представителя изучаемого языка;
 участию в аутентичной ситуации общения, в которой нет четко заданной темы и формы, так как ученики полностью свободны в своем выборе (участники самостоятельно выбирают тему и форму представления проекта);
 развитию языковой компетенции и расширению кругозора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кытманова, О.А. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка [Текст] / О.А. Кытманова. Сборник научных статей. –Ульяновск: УЛГТУ, 2005.
2. Сысоев, П.В, Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе.– 2019.– №6. – С.8–11.
3. Тамбовкина, Т. Ю. Тандем-метод –один из путей реализации личностно ориентированного подхода в языковом образовании // Иностранные языки в школе.– 2013. –№ 5. – С. 13–17.
4. Титова, С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании [Текст] / С. В. Титова. – М.: Квинто-Консалтинг, 2009.
5. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2006.
svetonosova-l-g
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 08 апр 2020, 14:17
Полное имя: Светоносова Любовь Геннадьевна

Вернуться в Секция 1. Проблемы обучения, воспитания и развития цифрового поколения в системе непрерывного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron