Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Руководитель: к.п.н., доцент Пермякова М.Ю.
* Актуальные вопросы элементарной и высшей математики.
* Развитие функционально-графической грамотности учащихся.
* Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики.
* Методические резервы математических задач.
* Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
* Проектная деятельность как средство реализации развивающей функции обучения математике.
* Проблемы обучения геометрии в современной школе.

Модератор: Пермякова

Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение limeowl 20 мар 2018, 21:11


В статье показана роль геометрии в системе современного образования. Опираясь на работы современных математиков-методистов, автор выделяет ряд проблем обучения геометрии в школьном курсе математики. Основной из них определена подготовленность современного учителя математики, который должен развивать интерес учащихся к самостоятельному и углубленному изучению геометрии. Автором предлагается широкое использование цифровых технологий, что позволит значительно расширить возможности графического представления материала.
Аватара пользователя
limeowl
 
Сообщения: 300
Зарегистрирован: 17 июн 2015, 11:32
Полное имя: Назимова Алена

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Оболдина 21 мар 2018, 13:24

Добрый день, уважаемый автор! Вы затронули в своей работе очень важную проблему. По Вашему мнению при изучении геометрии каждый учитель должен выделять пять уровней обучения. Кроме Вас, кто еще разделяет эту точку зрения? И, что означает пятый – высший уровень – углубленное изучение предмета доя использования в дальнейшем профильном обучении. Поясните, пожалуйста!
Оболдина
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 31 мар 2016, 07:52
Полное имя: Татьяна Александровна Оболдина

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Алина 22 мар 2018, 13:41

Добрый день, Александра, ваша статья меня заинтересовала, не могли бы вы порекомендовать мне дополнительную литературу по этой теме.
Алина
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 14 мар 2017, 15:50
Полное имя: Кононенко Алина Валентиновна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Пермякова 22 мар 2018, 20:15

Действительно, вопросы преподавания геометрии остаются актуальными и на сегодняшний день. Как вы видите свое участие в решении выделенных вами проблем?
Пермякова
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 19 мар 2012, 20:47
Полное имя: Пермякова Марина Юрьевна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Ксения Зенкова 24 мар 2018, 10:46

Доброе утро, Александра, я просмотрела Ваш список литературы, не могли бы Вы порекомендовать ещё дополнительные источники?
Ксения Зенкова
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:40
Полное имя: Зенкова Ксения Павловна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Кондратьева Мария 24 мар 2018, 10:51

Добрый день, ваша статья очень актуальна. Но у меня появился вопрос , а как вы считаете психологические проблемы влияют на вопрос изучения геометрии?
Кондратьева Мария
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 14 мар 2017, 15:42
Полное имя: Кондратьева Мария Андреевна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 24 мар 2018, 21:13

Оболдина писал(а):Добрый день, уважаемый автор! Вы затронули в своей работе очень важную проблему. По Вашему мнению при изучении геометрии каждый учитель должен выделять пять уровней обучения. Кроме Вас, кто еще разделяет эту точку зрения? И, что означает пятый – высший уровень – углубленное изучение предмета доя использования в дальнейшем профильном обучении. Поясните, пожалуйста!

Добрый вечер, уважаемая Татьяна Александровна! Спасибо вам за ваш вопрос!
Я считаю, что каждый учитель должен выделять пять уровней обучения, указанных в моей статье. Как минимум учитель современной школы должен знать об этих пяти уровнях обучения для того, чтобы осуществлялась хорошо продуманная система геометрического образования и результат учащихся были высокими. Так, несомненно, два уровня обучения (первый и второй уровень) учащиеся должны проходить, чтобы систематизировать полученные в начальных классах знания, приобрести навыки и приёмы для практического использования различных геометрических закономерностей и освоить математические доказательства. На третьем уровне учащимися усваивается логическая схема геометрии, что соответствует уровню хорошего выпускника, желающего в будущем выбрать профессию гуманитарного профиля. Четвёртый же уровень - освоение курса школьной геометрии в полном традиционном объёме (в объёме учебника). То есть учащийся будет владеть не только общими геометрическими знаниями, но и специальной техникой решения геометрических задач. Данный уровень необходим ученикам, которые собираются связать свою жизнь с естественными и техническими науками. Ну и пятый уровень - уровень углубленного изучения, с ориентацией на дальнейшую профессиональную работу в области математики и физики. На данном уровне предполагается умение разбираться в сложных, неординарных и олимпиадных задачах, то есть умение решать сложные стереометрические задачи, многофигурные и многопараметрические задачи на построение. На мой взгляд, учитель должен помогать ученикам в выборе дальнейшей профессии и уже от их выбора соответственно развивать их знания до того уровня, который им будет необходим, то есть в старших классах определять третий, четвёртый или пятый уровень, который будет нужен тому или иному ученику. Первыми же двумя должны владеть все ученики к 9 классу.
Такую точку зрения высказывал Андрей Николаевич Колмогоров - советский математик, один из основоположников современной теории вероятностей. Также об этих уровнях обучения пишет Мехтиев М.Г. - бывший декан факультета математики и компьютерных наук Дагестанского государственного университета в своей статье "Проблемы обучения геометрией в общеобразовательной школе на современном этапе".
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 24 мар 2018, 21:24

Алина писал(а):Добрый день, Александра, ваша статья меня заинтересовала, не могли бы вы порекомендовать мне дополнительную литературу по этой теме.

Добрый вечер, Алина! Спасибо вам за сообщение. При написании своей статьи я опиралась на статью Шарыгина Игоря Федоровича - математика и педагога, специалиста по элементарной геометрии, популяризатора науки, автора учебников и пособий для школьников "Нужна ли школе 21-го века Геометрия?", а также на статью Мехтиева М.Г. - бывшего декана факультета математики и компьютерных наук Дагестанского государственного университета "Проблемы обучения геометрией в общеобразовательной школе на современном этапе".
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 24 мар 2018, 21:38

Пермякова писал(а):Действительно, вопросы преподавания геометрии остаются актуальными и на сегодняшний день. Как вы видите свое участие в решении выделенных вами проблем?

Добрый вечер, уважаемая Марина Юрьевна! Спасибо вам за ваш вопрос! На данном этапе я вижу своё участие в решении указанных в статье проблем в том, чтобы овладеть передовыми методиками обучения геометрией в современной школе, опираясь на опыт и знания выдающихся геометров и математиков, и использовать в своей будущей работе современные интерактивные технологии для более эффективного изучение данного предмета.
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 24 мар 2018, 22:24

Ксения Зенкова писал(а):Доброе утро, Александра, я просмотрела Ваш список литературы, не могли бы Вы порекомендовать ещё дополнительные источники?

Добрый вечер, Ксения! Спасибо вам за сообщение! Помимо статьи Шарыгина Игоря Федоровича "Нужна ли школе 21-го века Геометрия?", могу посоветовать интересную статью по данной теме Мехтиева М.Г. - бывшего декана факультета математики и компьютерных наук Дагестанского государственного университета "Проблемы обучения геометрией в общеобразовательной школе на современном этапе", а также учебное пособие для студентов высших педагогических заведений "Методика обучения геометрии" под редакцией В. А. Гусева.
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 24 мар 2018, 23:22

Кондратьева Мария писал(а):Добрый день, ваша статья очень актуальна. Но у меня появился вопрос , а как вы считаете психологические проблемы влияют на вопрос изучения геометрии?

Добрый вечер, Мария! Спасибо вам за ваш вопрос!
На мой взгляд, психологические аспекты, а тем более психологические проблемы, оказывают непосредственное влияние на изучение учащимися геометрии, а также на понимание и представление изученного материала. Так известный русский математик Д.Д.Мордухай-Болтовский специально подчёркивал, что память геометра - не зрительная память. Геометр помнит расположение линий и поверхностей или их частей, то есть обладает пространственным мышлением, которое у каждого учащегося является индивидуальным. Индивидуальные различия отмечены в процессе создания пространственных образов по словесному описанию объектов или их графическому изображению. Выделяются возрастные особенности развития математических способностей. Помимо этого, проблема усвоения учебного материала непосредственно связана с исследованием соответствующих индивидуальных различий учащихся, особенностей, которые проявляются в процессе обучения. Так у всех учеников разная обучаемость, быстрота усвоения знаний, гибкость мышления, наблюдательность и многие другие параметры, которые также влияют на восприятие учеником учебных знаний.
Подробно данная сторона вопроса освещается в книгах Крутецкого В.А. "Психология математических способностей школьников", "Педагогика геометрии" Смирновой В.И. (во 2 главе) и "Методика обучения геометрии" под редакцией Гусева В.А. (во 2 разделе)
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Lelik 26 мар 2018, 12:10

Добрый день, уважаемый автор. Геометрия является одним из моих любимых предметов. И читая вашу статью у меня возник вопрос, считаете ли вы геометрию трудной для себя? Любите ли вы её?
Lelik
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 19 мар 2018, 14:26
Полное имя: Рогалёва Алёна Андреевна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 26 мар 2018, 21:18

Lelik писал(а):Добрый день, уважаемый автор. Геометрия является одним из моих любимых предметов. И читая вашу статью у меня возник вопрос, считаете ли вы геометрию трудной для себя? Любите ли вы её?

Добрый вечер! Спасибо за вопросы. Отвечу честно, всё зависит от условия задачи. Порой даже сложную задачу могу решить весьма быстро, а иногда и на самую лёгкую уходит много времени, так как начинаю всё усложнять :lol: Но всё же, я не считаю для себя геометрию таким уж сложным предметом, ибо я её люблю, на пространственное воображение не жалуюсь, поэтому по большей мере задачи воспринимаю вполне легко, да и интересно это. В геометрии нельзя "зазубрить" и решать, геометрию нужно понимать, тогда всё будет получаться. Даже самые лёгкие задачи учат нас анализировать, находить решения и доказывать правильность этих решений. А такие качества очень важны и в обычной жизни. Именно поэтому геометрия является для меня одним из самых любимых предметов.
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Торопова Евгения 30 мар 2018, 10:35

Здравствуйте, Александра. Ваша статья очень полезная и интересная! Но у меня возник такой вопрос, какие возможны минусы при широком использовании цифровых технологий в изучении геометрии в современной школе?
Торопова Евгения
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 мар 2018, 09:58
Полное имя: Торопова Евгения Анатольевна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение V.E.N.O.M 30 мар 2018, 11:03

Здравствуйте, уважаемый автор! Я с интересом прочитал Вашу статью: в ней были выделены действительно важные проблемы, реально существующие в современной системе образования. Однако некоторые моменты вызывают вопросы, в частности первая проблема. Вы пишете, что систематичные уроки геометрии появляется в школе лишь с 7 класса, и необходимо ввести изучение этого предмета с более раннего срока. Суть моего вопроса следующая: а разве сейчас не происходит изучения первых ступеней геометрии с начальных классов? Как известно, элементы геометрии включаются в основной курс математики, а в 7 классе, по факту, происходит лишь её выделение в самостоятельный курс с более глубоким изучением.
Аватара пользователя
V.E.N.O.M
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 08:43
Полное имя: Брюховских Илья Евгеньевич

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 30 мар 2018, 11:49

Торопова Евгения писал(а):Здравствуйте, Александра. Ваша статья очень полезная и интересная! Но у меня возник такой вопрос, какие возможны минусы при широком использовании цифровых технологий в изучении геометрии в современной школе?

Здравствуйте, Евгения! Спасибо за ваш вопрос!
Как таковых минусов использования цифровых технологий в изучении геометрии я не вижу, так как они, действительно, помогают разобраться в том, что сложно изобразить на обычной доске. Допустим, при решении последней части задач ОГЭ и ЕГЭ данные программы помогут рассмотреть фигуры в пространстве со всех ракурсов, увеличить или уменьшить масштаб, достроить что-либо и убрать, если это будет не нужно. Но одним из самых больших минусов является то, что для данных программ нужна соответственная интерактивная аппаратура, которой на данный момент не обеспечены многие кабинеты геометрии. Помимо этого, каждый ученик не должен забывать о том, что в обычной жизни ему придётся изображать всё самому, а не с помощью программ, а умения правильно представить и изобразить чертёж является одним из главных умений при решении задач.
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна

Re: Перфильева А.В. О некоторых проблемах обучения геометрии в современной школе

Сообщение Перфильева 30 мар 2018, 12:23

V.E.N.O.M писал(а):Здравствуйте, уважаемый автор! Я с интересом прочитал Вашу статью: в ней были выделены действительно важные проблемы, реально существующие в современной системе образования. Однако некоторые моменты вызывают вопросы, в частности первая проблема. Вы пишете, что систематичные уроки геометрии появляется в школе лишь с 7 класса, и необходимо ввести изучение этого предмета с более раннего срока. Суть моего вопроса следующая: а разве сейчас не происходит изучения первых ступеней геометрии с начальных классов? Как известно, элементы геометрии включаются в основной курс математики, а в 7 классе, по факту, происходит лишь её выделение в самостоятельный курс с более глубоким изучением.

Здравствуйте! Спасибо за интересный вопрос!
Я согласна с тем, что в настоящее время происходит изучение первых ступеней геометрии в начальной школе. Но, на мой взгляд, помимо простого изучения элементов должны объяснять, где эти элементы применяются, где дети могут с ними столкнуться в повседневной жизни. Давать уже в начальных классах несложные геометрические задачки, объяснять важность их решения. Допустим, если это задачка на вычисление, то учащиеся начальных классов и даже дети в детском саду смогут вычислить периметр детской площадки (примитивно, но со смыслом). Если же это пространственные фигуры, то, вырезав из бумаги квадрат, можно спросить учащихся, в каких геометрических фигурах он присутствует, и попросить своими руками сконструировать эту фигуру. То есть мы не просто говорим:"Вот есть такая-то фигура",- но и объясняем её важность, её элементарные свойства. Причём я считаю, что такие вот элементарные знания о мире геометрии нужно начинать давать не в начальной школе, а ещё в детском садике, когда дети только начинают познавать мир. То есть те аспекты, которые вы указали в вопросе, действительно, освещаются в начальных классах, но освещаются они в более сжатом варианте.
Перфильева
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 22 мар 2018, 13:55
Полное имя: Перфильева Александра Владимировна


Вернуться в Секция «Математические дисциплины и их преподавание в современных образовательных организациях»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1