Изучение информатики в 6 классах. Её целью является овладение учащимися 6 классов информационно-коммуникационными технологиями для их широкого применения в учебной, исследовательской и повседневной деятельности, использования для развития умственных и творческих способностей учащихся, а также для профессиональной ориентации учащихся, содействие выбора ими направления профильного обучения в старшей школе.
Для организации изучения информатики в 6 классах можно использовать вариативную составляющую учебных планов, внедряя курсы по выбору, факультативы. При этом нужно придерживаться принципов преемственности и непрерывности. То есть изучение информатики должно осуществляться целостно, последовательно, непрерывно в течение нескольких лет, курсы должны взаимодополнять и углублять друг друга по содержанию.
Для изучения информатики в 6 классах можно использовать такие учебно-методические материалы:
• Учебный комплект «Информатика» для 5-8 классов, в который входят:
- Программа для 5-8 класса;6 Учебники «Информатика» (5 и 6 классы, авт. В. Ломаковская, С.Я. Колесников, Й.Я. Рывкинд);
- Рабочие тетради «Информатика» (5 класс, авт. А.А. Андрусич, С.И. Гордиенко);
- Учебники «Информатика» (7 класс, авт. В. Ломаковская, Й.Я. Рывкинд);
- Учебники «Информатика» (8 класс, авт. В. Ломаковская, Г.А. Проценко, Й.Я. Рывкинд);
- Учебно-развивающий компьютерный программный комплект «Ступеньки к информатике +» (5-7 классы).
• Учебно-методический комплект «Искатели сокровищ» для 5-8 классов (авт. А.В. Коршунова), в который входят:
- Программа для 5-8 классов;
- Учебно-методическое пособие «Информатика» для учителей (5 и 6 классы);
- Учебные пособия «Информатика» (5 и 6 классы);
- Рабочие тетради «Информатика» для учащихся (5 и 6 классы);
- Компьютерная обучающая программа «Сокровищница знаний. II уровень »для 5-8 классов.
Как отдельные курсы в рамках допрофильного изучения информатики могут быть использованы:
• курс «ИНФОмандры» (5-6 классы, авт. А. П. Казанцева);
• курс «Введение в программирование на языке Лого» (5-6 классы, авт. В. Пахомова);
• курс «Основы робототехники» (5-8 классы, сост. Д. И. Кожемяка);
При преподавании информатики во всех классах учитель самостоятельно подбирает средства и методы представления учебного материала, определяет форму проведения практических работ (работа с элементами исследований, совместная работа в Интернете, лабораторные работы, проектные работы, практикумы и т.д.).[1]
Особенности возрастного периода учеников
Возрастной период 11 - 12 лет характеризуется переходом от механической памяти в смысловой, которая формируется под влиянием обучения и имеет решающее значение в получении знаний.
Ученики уже начинают делать первые попытки, чтобы запомнить доступный для них материал не дословно, а осмысленно.
Обучение остается важным для детей этой возрастной категории, но познавательный интерес к учебе находится на стадии заинтересованности: легко возникает и легко угасает. В основном он направлен на процесс обучения, а не на его содержание.
Учебные трудности младших подростков во многом зависят от эмоциональной стороны обучения, интереса, поощрения, похвалы учителя или их отсутствие. Если учитель не стимулирует самостоятельность и инициативу учеников, а лишь наставляет и контролирует результаты их учебной деятельности, то подростки теряют интерес к учебе. Поэтому на уроках в 6 классах следует уделять значительное внимание игровым моментам.
Обычно в этом возрасте большинство подростков уже являются базовыми пользователями компьютеров и Интернета. Они играют в компьютерные игры, активно общаются между собой в социальных сетях, например в Вконтакте, на форумах. У некоторых из них под впечатлением от героев мультфильмов, комиксов, компьютерных игр, проявляется интерес к созданию сайтов. Обычно подростки создают такие сайты на простейших конструкторах-сайтов. Сайты эти по большей части посвящены какой-то ролевой игре. Что бы убедится в массовости этого явления, достаточно в поисковике набрать запрос «ролевая по Наруто», «ролевая Бокуган» и тому подобное. Учитывая обилие однообразных сайтов некоторые юные сайто - строители начинают интересоваться и пользоваться разного рода сервисами для анализа сайтов какSEMrush , естественно в бесплатной его части.
В этот период важно, чтобы учитель помог ученику научиться самостоятельно добывать знания: пользоваться дополнительной литературой, справочниками, словарями, компьютером, Интернетом
Практические работы, указанные в программах, являются обязательными для выполнения и оценки. Другие виды практической деятельности учащихся (демонстрационные, тренировочные работы, практикумы и т.п.) оцениваются по решению учителя. Также целесообразно в учебном процессе, кроме проверки практических навыков учащихся, проверять и их теоретические знания, применяя при этом различные формы проверки, в том числе и тестовые.[2]
Мотивация к обучению
Некоторые наши коллеги скептически относятся к тому, что учеников удастся надолго увлечь изучением программирования.
Думаю, нужно взглянуть на это с другой - с маркетинговой стороны. Почему пользуются большим успехом частные или авторские школы по той или иной учебной дисциплине? В основе создания бренда, товаров, услуг для детей лежат два постулата:
1. Детям это должно нравиться.
2. Детям это должно быть интересно.
Вы не задумывались, почему детям так нравится сеть ресторанов Макдональдс? Наверно, потому что Макдональдс взял на вооружение принцип "продавай и развлекай!"
Как это соотносится с процессом обучения? Учебный процесс должен быть построен так, чтобы заинтересовать детей. Мало того, возможно нужно сделать так, чтобы ученики видели в учителе не строгую тётю или дядю с указкой, а старшего и интересного товарища.
Приведу пример.
В Киеве функционируют курсы по изучению иностранных языков "British Council". В процессе обучения дети по учебникам изучают соответствующий учебный материал. Для того, чтобы дети не уставали, преподаватель делает небольшие перерывы, на которых дети смотрят популярные мультфильмы на английском языке. По окончании просмотра мультфильма преподаватель просит учеников перевести некоторые фразы персонажей из мультфильма. Также практикуются своего рода викторины (конкурсы).
Суть их примерно такая. Преподаватель за свой счёт заказывает на всю группу учеников пиццу, но при этом ставит два условия:
1. Дети должны за указанное учителем время активно поработать над новым материалом. Сэкономленное время будет использовано для дегустации вкусной пиццы.
2. Тот из учеников, кто лучше всех работал на уроке, может выбрать пиццу, которая буде заказана учителем в следующий раз. [3]
Еще один подход, описанный нашей коллегой:
Мы изучали программирование в среде Visual Basic 6. Даже девчонкам, для которых главный вопрос в жизни "Где сделать красивый маникюр" нравилось создавать красивые календари, простенькие фотоальбомы, программируя процедуру нажатия кнопки. Они и сами не понимали, что отрабатывают алгоритм ветвления. А мальчики строили графики функций увлечённо. Но самое популярное - создание тестов по любимому предмету.
Можно ли адаптировать подход "British Council" в общеобразовательных школах? Наверно да. Допустим, ученикам ставится задача по программированию. При этом, девочкам - одна, а мальчикам - другая. Это обусловлено тем, что интересы у них разные. В качестве поощрения учитель предлагает беспроигрышную лотерею. По мере выполнения учениками задания, каждому ученику выдаётся бумажный номерок, которому в коробке с символическими призами может соответствовать конфета, пачка жвачек, шоколадка и т.п. При этом необязательно, чтобы на эти мотиваторы преподаватель тратил личные средства. Такой подход может быть предложен родительскому комитету и покупка призов будет профинансирована за счет родителей.
Хотелось бы услышать ваше мнение.
Источники:
[1]Александров В.В. Образование в Украине: информатика в 6 классах. Источник: metodisty.ru
[2]Александров В.В. Информатика для шестиклассников. Источник: pedsovet.org
[3]Александров В.В. Дети, программирование и интернет. Источник: edugalaxy.intel.ru