Метод проектов в обучении программированию

Интернет, базы данных, языки программирования, операционные системы, системное и сетевое администрирование - этому учат ЗДЕСЬ! Сайт - http://shgpi.edu.ru/f11/
С 9 декабря 2011 года к нашей дружной семье присоединился физмат!

Модераторы: xdsl, ustinova

Метод проектов в обучении программированию

Сообщение xdsl 12 янв 2009, 23:01

По мотивам https://shgpi.edu.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=16 решил высказать пару соображений, связанных с обучением программированию.

Считаю, и чем дальше, тем больше в этом убеждаюсь, что научить программированию студента может только проектная деятельность. А именно - разработка больших программных систем на всем протяжении изучения того или иного курса. Причём, чем раньше студент будет озадачен проектом, тем лучше для развития его навыков, а также больше стимулов для получения новых знаний. К сожалению, при внедрении метода проектов в обучение программированию возникает множество проблем. Одна из самых труднопреодолимых - современная система обучения, которая подразумевает разделение одного курса на теоретическую и практическую части, которые нередко закреплены за разными преподавателями. В результате возникают серьёзные проблемы в организации обратной связи, невозможности оперативного реагирования на проблемы, возникающие у студентов при разработке проекта. Как следствие - при подаче теоретического материала лектор не имеет возможности уделить особое внимание темам, которые наиболее важны для реализации проекта, т.к. просто не знает о том, что вызывает особые затруднения у студентов. Столь-же серьёзные проблемы возникают и у преподавателя, ведущего только семинарские и лабораторные занятия, а именно - сложности, связанные с модификацией техзадания на проект из-за недостаточной теоретической базы у студентов.

Выхода из сложившейся ситуации два. Первый - сохранение традиционной методики при очень тщательной проработке техзадания и фаз реализации проекта, с учетом тесного сотрудничества преподавателей, ведущих лекционные, семинарские и лабораторные занятия. Реальные проблемы такого подхода - 1) разный уровень знаний и умений преподавателей, а также возможная психологическая несовместимость; 2) гигантское количество труда на разработку техзадания, спецификации, фаз, заданий промежуточного контроля при быстром моральном устаревании разрабатываемого проекта. Второй - закрепление курса за единственным преподавателем. Это даёт возможность прорабатывать только "скелет" техзадания и динамически модифицировать его в зависимости от реальных успехов студентов в реализации проекта, уделять большее внимание на лекционных занятиях вопросам, которые вызвали затруднения на лабораторных, а также без особого труда менять проекты от курса к курсу. Недостаток только один - невозможность массового применения в рамках современной системы обучения.

Вывод: современная система обучения, а вернее - её механизм, отвечающий за распределение одного тематического курса между несколькими преподавателями, является труднопреодолимым препятствием для массового внедрения одного из самых эффективных методов обучения программированию.
xdsl
 
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 09 дек 2008, 05:16
Откуда: ВЦ ШГПИ
Полное имя: Слинкин Д.А.

Re: Метод проектов в обучении программированию

Сообщение Vladislav_133 17 янв 2009, 21:09

Согласен, у прикладников мы внедряем проекты уже года три. Для того чтобы взаимодействовать со студентами трачу одну-две лекции на разбор проектов. Ну и участвую в защите, которая к сожалению в учебной нагрузке не отмечена.
Аватара пользователя
Vladislav_133
Elite
 
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 13 дек 2008, 18:08
Полное имя: П.В.Ю.

Re: Метод проектов в обучении программированию

Сообщение hoskin 02 дек 2009, 15:43

В нашей группе метод проэкта применяется весьма печальным образом. Группа 12 человек, программировать способны единицы. Получается, что двое пашут, а семеро руками машут. И отвлекают "пашущих". Выполнить они способны только самые элементарные вещи, вроде "накидать элементов на форму", которую все равно приходится после них переделывать. Грустно все, и печально.

Особо беспокоит техзадание. Не разработчики опираются на техзадание, а техзадание опирается на нас. Просто описывается проделанная работа. Структуру данных уже раз 10 поменяли, потому что предметная область так и не определилась.

Менеджер проэкта совсем не контроллирует ситуацию. Я так понимаю, что он должен был составить план работы и раздавать конкретным людям конкретные задания. Этого не было. Печально.

Такая тяжелая ситуация не сложилась бы, если люди чувствовали всю опасность своего безделья. Вот как бы классно было, если сам преподаватель являлся менеждером проэкта. Раздавал задание, подстегивал моральными "пенделями", наказывал лоботрясов. В общем следил за ходом работы.
hoskin
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 27 окт 2009, 13:28
Полное имя: Иванов Алексей Викторович

Re: Метод проектов в обучении программированию

Сообщение Vladislav_133 02 дек 2009, 15:58

На защите будем стараться выявить степень участия всех сдающих. Я вам обещаю.
Аватара пользователя
Vladislav_133
Elite
 
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 13 дек 2008, 18:08
Полное имя: П.В.Ю.


Вернуться в Факультет информатики, математики и физики

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron