Отчет о
научно-практической конференции
«Информатизация системы образования. Проблемы и перспективы»

23 апреля 2010 года в Шадринском государственном педагогическом институте прошла научно-практическая конференция «Информатизация системы образования. Проблемы и перспективы», посвященная проблемам внедрения в образовательный процесс школы и вуза информационных технологий. Организаторами конференции выступили факультет информатики ШГПИ и Отдел образования Администрации города Шадринска. На конференции было зарегистрировано 134 участника (учителя школ, ведущие специалисты отделов образования и администрации города и района, заместители директора по учебной и внеклассной работе, педагоги системы дополнительного образования и др.).

В рамках работы конференции были проведены:

  • круглые столы «Использование информационных технологий для организации и поддержки образовательного процесса» и «Внедрение свободно распространяемого программного обеспечения в учреждениях системы образования»;
  • мастер классы «Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы» и «Использование информационных технологий в процессе обучения школьников»;
  • интерактив «Использование информационных технологий в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий»;
  • секция «Актуальные проблемы методики обучения информатики»;
  • презентация «Информатизация системы дополнительного образования».

В рамках конференции обсуждались:

  • проблемы внедрения в образовательный процесс информационных технологий;
  • возможности использования современных технических средств обучения на уроках в начальной и основной общеобразовательных школах;
  • перспективы перехода системы образования на свободно распространяемое программное обеспечение.

В докладах не раз отмечалось, что процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемых, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Не менее важно в процессе обучения помочь учащимся простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение информационных технологий в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека. На пленарном заседании и в работе секций указывалось на необходимость всестороннего изучения имеющегося опыта использования информационных технологий в образовательных учреждениях и совершенствование на этой основе процесса обучения в школах и в вузах.

По итогам работы конференции была принята следующая резолюция:

РЕЗОЛЮЦИЯ

Участники конференции приняли следующие рекомендации:

  1. Расширить сотрудничество между Отделом образования г. Шадринска, Управлением образования Шадринского района и ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».
  2. Вычислительному центру ШГПИ и отделу образования администрации г. Шадринска создать учебно-консультационный центр внедрения свободно - распространяемого программного обеспечения в образовательные организации Курганской области.
  3. Одобрить работу факультета информатики по проведению мастер классов и семинаров «Использование информационных технологий в образовательном процессе школ» и рекомендовать Отделу образования г. Шадринска внести в план мероприятий на следующий учебный год мастер-классы по следующим направлениям:
    • для учителей школ «Особенности использования современных средств обучения», «Создание цифровых образовательных ресурсов»;
    • для секретарей школ, библиотекарей «Использование программного комплекса «1С ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» в управлении образовательным процессом в школе»;
    • для школьников «Компьютерная графика», «Анимация и видеомонтаж», «Программирование», «Системное администрирование», «Сетевое администрирование».
  4. Предложить Главному управлению образованием Курганской области внести в перечень курсов повышения квалификации, проводимых на базе ШГПИ следующие темы:
    • для учителей школ «Методика создания и эффективного использования на уроках цифровых образовательных ресурсов», «Использование возможностей электронных таблиц для ведения статистики спортивных достижений учащихся школ» (для учителей физической культуры), «Современные информационные технологии в помощь педагогам дополнительного образования»;
    • для заместителей директоров школ по учебной работе и секретарей школ «Использование программного комплекса «1С ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» в управлении образовательным процессом в школе»;
    • для библиотекарей «Методика организации и планирования работы школьной медиатеки»;
    • для технических специалистов «Технология миграции образовательного учреждения на свободно распространяемое программное обеспечение»;
    • для заместителей директора по воспитательной работе «Использование информационных технологий в процессе планирования, организации и проведения внеклассных мероприятий».
  5. Расширить взаимодействие между Муниципальными органами управления образованием Курганской области и ШГПИ по внедрению дистанционных форм обучения в образовательный процесс школы и вуза.
  6. Предложить Главному управлению образованием Курганской области внести в план мероприятий на 2010 – 2011 год следующие мероприятия, проводимые факультетом информатики ШГПИ:
    • конкурс Web-проектов «Учителями славится Россия», посвященный дню Учителя;
    • конкурс электронной новогодней открытки;
    • конкурс цифровых фотографий «Моя милая малая Родина»;
    • конкурс электронных рисунков, посвященный Дню Победы «Это страшная слово ВОЙНА», «Мир, который вы отстояли», «Поздравительная открытка».
  7. Рекомендовать факультету информатики создать сборник методических рекомендаций по использованию программного комплекса «1С ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» в образовательном процессе для директоров школ, их заместителей, секретарей, библиотекарей, учителей, классных руководителей.
  8. В целях оптимизации работы по подготовке школьников и студентов к олимпиадам по программированию и информационным технологиям г. Шадринска создать на базе факультета информатики ШГПИ научное объединение «Академия программирования».

Декан факультета информатики к.п.н., доцент, И.Н. Слинкина