Олимпиада по теории и методики обучения информатике

Организаторы олимпиады

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», факультет информатики, кафедра теории и методики обучения информатике. Председатель организационного комитета - декан факультета информатики, к.п.н., доцент Слинкина И.Н. Руководитель олимпиады - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике Устинова Н.Н.

Участники олимпиады:

В олимпиаде по теории и методике обучения информатике участвовало 8 команд по 5 человек из следующих вузов:

  • ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»;
  • ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»;
  • ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»;
  • ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»;
  • ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»;
  • ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»;
  • ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»;
  • ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет».

Формы проведения олимпиады:

Конкурс 1. Визитка. Тема визитки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Конкурс «Визитка» проводится в КВНовской форме. Тема и время визитки регламентированы, форма представления команд и количество выступающих могут быть выбраны произвольно (выступление, показ видеоматериалов, презентаций и пр.).

Конкурс 2. Теоретический тур. В теоретическом туре участвуют 2 человека. Данный конкурс проводится параллельно с задачным туром. Для выявления знаний по теории и методике информатики студентам дается ДРОВСОРК. Время на выполнение задания регламентировано: 30 минут. После завершения данного конкурса, участники могут присоединиться к команде для выполнения упражнений задачного тура.

Конкурс 3. Задачный тур. В данном конкурсе изначально принимают участие 3 человека, после окончания теоретического тура к команде присоединяются остальные участники. Задания конкурса подразделяются на несколько типов:

  • решение школьных задач;
  • решение творческих и методических задач;
  • задания на определение персоналий по информатике, технических устройств в области информатики, авторов учебников по информатике.

Конкурс 4. Методический тур «Мы не умеем думать стандартно!». Разработка конспекта и методического сопровождения урока предлагается участникам олимпиады в качестве домашнего задания. Команды избирают «учителя», презентующего свой урок (он должен провести урок информатики по своей теме для противоположной команды); «методиста», который должен выявить (по ходу проведения занятия) и презентовать (после проведения занятия) недочеты урока другой команды. Уроки будут проходить в разных аудиториях. Схема прилагается (рис.1).


Рис.1. Схема проведения методического тура

Конкурс 5. Дебаты. Дискуссия на тему: «Использование Open Source в учебном процессе. За и против»

Порядок проведения дебатов

Задача команд в дебатах — склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая, контраргументы на высказывания противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных»; то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая — антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных».

В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 — первый спикер, У2 — второй спикер, У3 — третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 — первый спикер, О2 — второй спикер, О3 — третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям; что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.

Эти ограничения - отражены в регламенте игры.

Регламент игры

Спикер

Время

выступления

Комментарии

У1

6 мин

Речь первого спикера утверждающей команды (У1)

О3 к У1

3 мин

Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)

О1

6 мин

Речь первого спикера отрицающей команды (О1)

У3 к О1

3 мин

Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)

У2

5 мин

Речь второго спикера утверждающей команды (У2)

О1 к У2

3 мин

Первый спикер отрицающей команды задает вопрос второму спикеру утверждающей команды (У2)

О2

5 мин

Речь второго спикера отрицающей команды (О2)

У1 к О2

3 мин

Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)

У3

5 мин

Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)

О3

5 мин

Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Жюри:

Председатель жюри, руководитель олимпиады: к.п.н., доцент Устинова Н.Н. (ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»).

Члены жюри: Юнусова Светлана Сергеевна (ЧГПУ), Козловских Марина Евгеньевна (ШГПИ), Ачаева Лиана Анатольевна (ЕГПУ), Ковалева Наталья Григорьевна (ТГПИ), Савельева Людмила Александровна (МаГУ), Мащенко Мая Владимировна (НГСПА), Томилова Елена Николаевна (КГУ), Александрова Надежда Владимировна (НГСПА), Груздева Юлия Евгеньевна (СОПС).

ВИЗИТКА

Критерии оценки: За конкурс максимальное количество 10 баллов. Дополнительно: за артистизм + 2 балла, за специфику информатики + 5 баллов, за патриотизм + 1 балл, за использование ИКТ + 2 балла. Максимально: 20 баллов.

Сводная таблица

    Вуз

    Баллы

    место

    КГУ

    7,9

    2

    МаГУ

    7,2

    5

    НГСПА

    7,7

    4

    ЕГПУ

    8,5

    1

    ЧГПУ

    5,1

    7

    УрГПУ

    4,8

    8

    ШГПИ

    7,9

    2

    ТГПИ

    7,1

    6

В номинации «Лучшее представление команды» была награждена команда ЕГПУ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

В теоретическом туре приняли участие по 2 человека от каждой команды. Тур проходил в аудитории 228 сектора А. Результаты тура представлены в таблице.

    Вуз

    Результат

    Ср. балл с коэффициентом 0,75

    Место

    КГУ

    21

    15,75

    6

    МаГУ

    27

    20,25

    3

    НГСПА

    26

    19,5

    4

    ЕГПУ

    25

    18,75

    5

    ЧГПУ

    39

    29,25

    1

    УрГПУ

    17

    12,75

    7

    ШГПИ (инф)

    37

    27,75

    2

    ТГПИ

    13

    9,75

    8

Задачный тур

В задачном туре предлагалось командам решить большое количество разнообразных задач, которые были ранжированы по баллам. Результаты тура представлены в таблице.

Вуз

Учебные задачи

персоналии

Творческие задачи

наглядность

Итого

Место

КГУ

1,8

7,5

2

11,3

7

МаГУ

3

7,27,8

3,9

14,1

5

НГСПА

0,5

13,6

3

11,3

7

ЕГПУ

0,5

17,1

3,2

17,3

2

ЧГПУ

5,2

17,1

2,15

24,45

1

ШГПИ (инф)

2,5

4,2

4,5

3,4

14,6

4

ТГПИ

5

6,4

4,8

16,2

3

УрГПУ

6

5,8

-

1,6

13,4

6

В номинации «Лучшее знание теоретических основ информатики» была отмечена команда УрГПУ. За лучшее знания ученых в области информатики, истории информатики, учебники были награждены команды ЧГПУ и ЕГПУ.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР

В методическом туре команды разделились на 2 группы: «учитель» + «ученик» и «методист» + 2 «ученика». В задачу первой группы входило проведение урока (урок в нестандартной форме, домашнее задание). Вторая группа должна была дать анализ урока соперника. Команды разделились следующим образом:

«Учитель» + «ученик»

«Методист» + 2 «ученика»

Представитель жюри

Аудитория

ЕГПУ

ТГПИ

Устинова Н.Н. (ШГПИ)

105 В

ТГПИ

ЧГПУ

Савельева Л.А. (МаГУ)

112 В

МаГУ

ШГПИ

Александрова Н.В. (НГСПА)

113 В

ШГПИ

МаГУ

Ковалева Н.Г. (ТГПИ)

234 А

ЧГПУ

КГУ

Мащенко М.В. (НГСПА)

235 А

НГСПА

ЕГПУ

Томилова Е.Н. (КГУ)

144 А

УрГПУ

НГСПА

Юнусова С.С. (ЧГПУ)

135 А

КГУ

УрГПУ

Анчаева Л.А. (ЕГПУ)

137 А

Критерии оценивания работы учителя:

  1. Умение организовать аудиторию – 2 балла.
  2. Грамотная речь – 2 балла.
  3. Знание фактического материала – 2 балла.
  4. Умение аргументировать выбор методов, приемов, средств, форм обучения - 3 балла.
  5. Умение отвечать на вопросы оппонентов – 3 балла.
  6. Артистизм – 1 балл.

Критерии оценивания работы методиста

  1. Умение грамотно задавать вопросы – 2 балла.
  2. Умение вести диалог с учителем – 2 балла.
  3. Знание особенностей преподавания данной темы – 2 балла.
  4. Умение аргументировать выбор методов обучения – 4 балла.

Критерии оценивания работы учеников

  1. Знание фактического материала – 2 балла.
  2. Умение включаться в образовательный процесс – 3 балла.
  3. Критерии оценивания конспекта

    1. Структура оформления – 2 балла.
    2. Четкость постановки целей и задач – 3 балла.
    3. Определение требований к знаниям и умениям учащихся – 3 балла.
    4. Использование нестандартной формы занятий – 2 балла.
    5. Соответствие содержания основным дидактическим принципам и поставленным целям – 3 балла.

    Результаты тура представлены в таблице:

    Вуз

    Учитель

    Методист

    Учащиеся

    конспект

    Итого

    Место

    КГУ

    9

    8

    5

    10

    32

    1

    МаГУ

    8

    6

    4

    11

    29

    5

    НГСПА

    13

    5

    4

    9

    31

    2

    ЕГПУ

    7

    7

    4

    8

    26

    7

    ЧГПУ

    10

    6

    4

    10

    30

    4

    ШГПИ

    8,5

    8

    5

    9

    30,5

    3

    ТГПИ

    12

    6

    3

    6

    27

    6

    УрГПУ

    11

    3

    1

    11

    26

    7

    В номинации «За работу в экстремальных условиях» были отмечены: Белоногова Ю. (УрГПУ), Карташова А. (ШГПИ), Лежнина Н. (НГСПА), Кытманова Т. (ТГПИ), Зарипова В. (ЕГПУ), Хаджаля С. (КГУ), Белопольская Н. (ЧГПУ), Пензина Н. (МаГУ).

    ДЕБАТЫ

    На дебатах команды выступали в следующих комбинациях:

    1 команда

    2 команда

    Представители жюри

    Аудитория

    ЕГПУ

    МаГУ

    Юнусова С.С. (ЧГПУ)

    Мащенко М.В. (НГСПА)

    107 В

    КГУ

    ТГПИ

    Александрова Н.В. (НГСПА)

    Савельева Л.А. (МаГУ)

    Груздева Ю.Е. (СОПК)

    112 В

    НГСПА

    УрГПУ

    Устинова Н.Н. (ШГПИ)

    Ковалева Н.Г. (ТГПИ)

    113 В

    ШГПИ

    ЧГПУ

    Томилова Е.Н. (КГУ)

    Анчаева Л.А. (ЕГПУ)

    105 В

    Критерии оценивания дебатов

    Поощрения:

    1. Логичность построения высказывания - 5 баллов.
    2. Последовательность изложения аргументов за и против - 5 баллов.
    3. Грамотность и аргументированность вопросов и ответов - 3 балла
    4. Умение корректно задавать вопросы - 4 балла.
    5. Соответствие задаваемых вопросов заявленной теме - 1 балл за вопрос (не более 6 вопросов).
    6. Культура речи выступающих - 2 балла.
    7. Информативность выступления участников - 5 баллов.
    8. Научность выступления - 5 баллов

    Наказания:

    1. Несоблюдение дисциплины - 3 балла.
    2. Проявление неуважения к соперникам - 5 баллов.
    3. Несоблюдение временных ограничений -3 балла.

    Результаты конкурса представлены в таблице:

    Команда

    Сумма

    Место

    Команда

    Сумма

    Место

    КГУ

    31

    1

    ЧелГПУ

    16,5

    6

    МаГУ

    14,5

    7

    ТГПИ

    18

    5

    НТГСПА

    28

    2

    ШГПИ

    21

    4

    ЕГПУ

    10,8

    8

    Ур ГПУ

    23

    3

    Специальные призы за дебаты получили команды КГУ и НГСПА. В номинации «Лучшие спикеры» были награждены Андрей Степанов (КГУ) и Наталья Лежнина (НГСПА).

    ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Команда

    Визитка

    Место

    Теоретич

    Место

    Задачный

     Место

    Методич

     Место

    Дебаты

    Место 

    Итого

    место

    КГУ

    7,9

    2

    15,75

    6

    11,3

    7

    32

    1

    31

    1

    106

    2

    МаГУ

    7,2

    5

    20,25

    3

    14,1

    5

    29

    5

    14,5

    7

    92

    4

    НТГСПА

    7,7

    4

    19,5

    4

    11,3

    7

    31

    2

    28

    2

    105

    3

    ЕГПУ

    8,5

    1

    18,75

    5

    17,3

    2

    26

    7

    10,8

    8

    88

    5

    ЧелГПУ

    5,1

    7

    29,25

    1

    29,25

    1

    30

    4

    16,5

    6

    110

    1

    ШГПИ

    4,8

    8

    12,75

    7

    12,75

    7

    30,5

    3

    18

    5

    106

    2

    ТГПИ

    7,9

    2

    27,75

    2

    27,75

    2

    27

    6

    21

    4

    88

    5

    Ур ГПУ

    7,1

    6

    9,75

    8

    9,75

    8

    26

    7

    23

    3

    86

    6


    Руководитель олимпиады по ТМОИ к.п.н, доцент Н.Н. Устинова
    Председатель орг. комитета Студенческого форума к.п.н., доцент И.Н. Слинкина
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх