ОТЧЕТ
о проведении регионального тематического семинара
"Проблемы и перспективы организации школьных медиатек"

Региональный практический семинар: "Проблемы и перспективы организации школьных медиатек" состоялся 11 января 2008 г. в 11.00 в ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт" на базе факультета информатики.

Программа включала обсуждение современных проблем организации школьных медиатек по следующим направлениям:

  1. Основные определения и понятия, нормативная база организации школьных медиатек.
  2. Анализ зарубежного и российского опыта организации школьных медиатек.
  3. Структура школьной медиатеки и школьного медиацентра.
  4. Штатное расписание медиатеки.
  5. Положение о медиатеке.
  6. Образовательные Интернет ресурсы.
  7. Методика создания простейших электронных учебников.

Семинар "Проблемы и перспективы организации школьных медиатек" провели: Устинова Н.Н., Попова Е.И., Жданова Л.В., Козловских М.Е., Артемова С.В., Пафенов С.Ю., Осокина Е.В.

Основные определения и понятия, нормативная база организации школьных медиатек

Информационная образовательная инфраструктура России находится сегодня в периоде активного становления. Но вряд ли этот процесс будет полноценным, если в него не будет включено конечное образовательное звено - школа, вуз и т.д. со свободным доступом к компьютерам и ресурсам преподавателей и учащихся. Поэтому для нормального функционирования инфраструктуры необходимо создание и развитие соответствующих структур в регионах и учреждениях образования, способных принимать любого вида информацию на любых носителях и эффективно работать с ними. Это возможно в центрах педагогической информации, информационно-методических центрах, областных, городских, районных публичных и школьных библиотеках на основе интеграции информационных средств и ресурсов, чтобы обеспечить поддержание общероссийского образовательного пространства и его естественное вхождение в мировое.

Публичные, школьные (вузовские) библиотеки, в настоящее время в основном работают с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Понятно, что книга будет оставаться главным источником знаний, однако она перестала быть единственным. Видео- и аудиоматериалы, мультимедиа и телекоммуникационные сети разрушили информационную монополию книги и активно внедряются во все области знаний.

Перед современной школой стоит задача научить детей грамотно пользоваться компьютером для работы с программами, компакт-дисками, владеть навыками работы с поисковыми информационными системами в Интернете, с различными редакторами, электронной почтой, представлять свои мысли образно - например, создавая простейшую мультимедиа программу или личную Web-страничку. Телекоммуникации способны сделать наше общество открытым, но мы не вполне готовы войти в него еще и по другой причине - застарелой нашей беде - языкового барьера.

В свете современного развития технологий и задачи по воспитанию в учебном заведении грамотного, активного члена информационного общества вряд ли сегодня библиотека должна продолжать предлагать своим посетителям только один, причем уже далеко не самый наглядный и быстрый, источник получения информации. Кроме того, информатизация (в частности, информационное обеспечение) тесно сопряжена с потребностями, возможностями и особенностями микросоциальной среды (микрорайона, района, конкретной школы и пр.). Именно поэтому так важно развитие информационной инфраструктуры того или иного региона, города, села, четко ориентированной на запросы реального местного потребителя.

Медиатека в библиотеке

В России никому не надо объяснять, зачем нужны библиотеки. Все-таки не так давно мы считались самой читающей страной в мире. И если читатель идет в библиотеку - то это чаще всего означает, что ему необходимо разыскать что-то на конкретную тему, а дома нет нужной книги. Любой уважающий себя преподаватель считает важным научить школьников (или студентов) грамотно пользоваться библиотекой для поиска необходимой литературы. С современными ресурсами (мультимедиа, Интернет) необходимо работать так же. Небогатые члены небогатого общества в некоторой степени становятся заложниками прогресса. Приобрести видеомагнитофон, компьютер, да еще его периодически переоснащать, сегодня у нас в стране может позволить себе не каждый. Мультимедиа диски весьма дороги (про иностранные и говорить нечего); чрезвычайно удобные библиографические электронные каталоги, совершенно необходимые специалистам, вообще вещь очень дорогая. Запросы потребителей информации постоянно растут.

Современные библиотеки начинают учитывать изменившиеся интересы посетителей и способствуют получению информации, в том числе на основе новых информационных технологий.

Возможности доступа в Интернет в современных библиотеках - безграничны. Здесь можно найти данные из области статистики, бизнеса, образования, медицины, гуманитарных наук, культуры, искусства, музыки и пр. На Web-сайтах размещена информация об отдыхе, возможных путешествиях, о политических деятелях и "звездах" шоу-бизнеса. Огромное количество Web-сайтов заполняет юридическая информация, а также информация о книгах и литературе. Здесь можно прочитать самые разнообразные газеты и журналы, послушать последние музыкальные "хиты" или классические шедевры и даже... спеть под "караоке"... Вот только несколько адресов из замечательной книги "Желтые страницы", справочника по WWW и неоценимого помощника любого библиотекаря.

Библиотеки начинают активно использовать компьютер для снятия части рутинной работы. Сотрудники библиотек с помощью компьютера с периферией (принтер, модем) ведут учет библиотечного и медиа-фонда, посещаемости, выдачи книг, обработку статистических данных; составляют, изменяют и тиражируют основные документы (справки, планы, отчеты, библиографические списки); используют в своей работе информацию, подготовленную в библиотечных и культурных центрах, полученную посредством телекоммуникационной связи или считываемую с приобретенных компакт-дисков. Расширяются электронные каталоги. Новые технологии становятся необходимыми библиотечному работнику.

Таким образом, работая с техникой - компьютером, видео, библиотека начинает постепенно преобразовываться в медиатеку/медиа-центр - предметно-информационную среду, позволяющую работать с любого вида информацией на любом носителе.

Медиатека в школе

В последние годы появляются медиатеки и в школах. Школьные библиотеки совершенно естественно дополняют свои фонды учебными видеофильмами, электронными словарями и интересными мультимедиа энциклопедиями, обучающими программами, помогая учащимся работать с электронными каталогами, телекоммуникациями. Это происходит скорее вопреки существующему положению дел в образовании. За долгими спорами, что же является главным в преподавании информатики в современной школе, слегка забыли о детях, имеющих весьма туманное представление о том, чем им может быть полезен этот предмет в реальной жизни. Получая знания на уроках информатики, учащиеся практически не используют их при изучении других предметов.

Но в некоторых регионах создание в школах медиатек стало делом обычным и необходимым (Пермская область, Самара, Тольятти, Калуга и др.). Наряду с кабинетом информатики, который готовит компьютерно-грамотных пользователей, в учебном заведении существуют медиатеки, предоставляющие всем участникам учебного процесса возможность работать на компью тере во внеурочное время. В этих областях работают курсы повышения квалификации сотрудников медиатек. Примером может служить Пермский региональный институт педагогических информационных технологий, собирающий у себя ежеквартально зав. медиатеками школ города и области. В учебном заведении, создавшем у себя медиацентр, главным в подготовке информационно-грамотного пользователя является овладение навыками поиска и представления информации, применения ее в предметной учебной деятельности, индивидуальной и групповой. В таких школах учителя научились включать работу школьников с информацией в методику преподавания своих учебных предметов. Повсеместные попытки создания собственных медиатек в отечественной школе,на наш взгляд, сегодня скорее необходимость (из-за отсутствия книг и периодических изданий), чем ?навязывание? чужого опыта.

Работа в школьной медиатеке

Медиатека - это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся. Здесь школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной учебной деятельности - работе с информацией не только вербальной, но и образной, конкретной и условной (текстовая, аудио- и видеоинформация, графическая, символическая).


Положение о школьном медицентре.

  1. Общие положения.
    1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом "Об образовании", нормативными документами министерства образования РФ и "Положением о школьном медиацентре Индустриального района".
    1.2 Школьный медиацентр создаётся при школе и является её структурным подразделением.
    1.3 Медиацентр создаётся для информационного обеспечения учителей, других работников школы, школьников и их родителей, жителей микрорайона школы.
    1.4 Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением, действующими законами, нормативными документами, приказами и распоряжениями директора школы.
    1.5 Школьный медиацентр координирует свою деятельность с районным центром педагогической информации, взаимодействует с другими организациями и учреждениями информационного и информационно- методического обеспечения образования .
    1.6 Учителя, работники школы, школьники и их родители, жители микрорайона школы выступают как заказчики школьного медиацентра на информационное и информационно-методическое обеспечение.
  2. Цели и задачи школьного медиацентра.
    Целями и задачами школьного медиацентра являются:
    2.1 Изучение информационных потребностей учителей, других работников школы, школьников, их родителей и жителей микрорайона школы.
    2.2 Сбор, накопление, систематизация и распространение педагогической информации.
    2.3 Пропаганда и внедрение передового педагогического опыта, инноваций в области образования, новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы.
    2.4 Удовлетворение информационных запросов администрации, учителей и учащихся школы.
    2.5 Осуществление посреднических услуг по удовлетворению информационных запросов пользователей информации.
    2.6 Участие во внедрении и эксплуатации единого информационного пространства системы образования посредством включения школы в единое информационное пространство.
    2.7 Формирование школьного банка педагогической информации.
    2.8 Организация и поддержка работы АСУ школы.
    2.9 Проведение тематических уроков по школьным предметам с применением персонального компьютера, видео- и аудиотехники.
    2.10 Тренажерное и контрольное компьютерное тестирование по школьным предметам.
    2.11 Психологическое и профессиональное тестирование.
    2.12 Копирование и тиражирование авторских методических и дидактических печатных материалов.
    2.13 Обучение педагогического персонала работе на ПЭВМ.
    2.14 Предоставление машинного времени для самостоятельной работы учителей на ПЭВМ.
    2.15 Показ по предварительной заявке учебных видеофильмов, демонстрационных роликов, учебных телепрограмм.
    2.16 Проведение видеосъёмки уроков и внеурочных мероприятий.
    2.17 Осуществление телекоммуникационной связи по электронной почте.
    2.18 Осуществление телекоммуникационной связи с выходом в INTERNET.
    2.19 Осуществление прямого доступа к банку педагогической информации ОЦПИ посредством электронной почты.
    2.20 Оказание дополнительных платных услуг школьникам, их родителям и жителям микрорайона (копирование печатных материалов; обучение современным информационным технологиям; дистанционное обучение посредством телекоммуникаций и др.).
  3. Направления основной деятельности. 3.1 Определение основных информационных потребностей работников школы и учащихся. 3.2 Накопление и хранение информационных ресурсов:
    • с учётом информационных потребностей поиск, сбор, создание информационно-педагогических модулей и других видов информации;
    • классификация и хранение информационных материалов;
    • тиражирование информационных материалов на бумажных и магнитных носителях;
    • создание банка информационных материалов с их кратким описанием.
    3.3 Внедрение в школе распределённого банка педагогической информации, как структурной единицы распределённой сети баз педагогических данных района города и области. 3.4 Распространение в школе информационных модулей о передовом педагогическом опыте. 3.5 Издательская деятельность. 3.6 Повышение квалификации педагогических кадров, работа со школьниками:
    • организация и проведение на технической и информационной базе школьного медиацентра учёбы и курсов с привлечением специалистов и посредством дистанционного образования;
    • проведение учебных, факультативных и кружковых занятий со школьниками на технической и информационной базе школьного медиацентра;
    • проведение на базе медиацентра изучения передовых методик и инноваций.
    3.7 Организация и проведение профессиональной и психологической диагностики и тестирования работников школы и учащихся.
  4. Структура и руководство.
    4.1 Организацию работы центром осуществляет руководитель медиацентра.
    4.2 Общее руководство осуществляется директором школы.
    4.3 В структуру медиацентра входят:

    4.3.1 Медиатека - отдел хранения информационных фондов на различных носителях информации. Медиатека включает в себя библиотеку, диатеку, фонотеку, аудиотеку, видеотеку и центр получения информации.
    4.3.2 Компьютерную среду, включающую в себя классы вычислительной техники и компьютеризированные рабочие места школьных подразделений.
    4.3.3 Техническую лабораторию, в которой расположены отдел копирования и размножения печатной продукции и отдел телекоммуникаций.
    4.3.4 Среду аудио- и видеоинформации, включающую в себя радиоцентр, телестудию и видеозал.

    4.4 Графическое представление структуры медиацентра представлено в "Приложение 1".
  5. Штатное расписание.
    5.1 Штаты школьного медиацентра, условия и порядок оплаты труда определяются управлением образования в соответствии с действующим законодательством и должностными инструкциями.
    5.2 Штатные сотрудники центра принимаются на контрактной основе.
    5.3 Штатное расписание включает следующих специалистов:

    5.3.1 Руководитель медиацентра, высшее образование - 14 разряд.
    5.3.2 Специалист медиацентра (системный администратор), среднее специальное или высшее образование, 7-14 разряд (разряд в зависимости от образования и стажа работы).
    5.3.3 Методист медиацентра (администратор системы сбора и обработки педагогической информации), среднее специальное или высшее образование, 7-14 разряд (разряд в зависимости от образования и стажа работы).
    5.3.4 Библиотекарь медиатеки, среднее специальное или высшее образование - 9 разряд.
    5.3.5 Лаборант (оператор ЭВМ), среднее образование - 4 разряд.

    5.4 По производственной необходимости допускается работа на полторы ставки с разделением функциональных обязанностей.
    5.5 Всем работникам медиацентра выплачиваются 12% за вредность.
  6. Функциональные обязанности. 6.1. Функциональные обязанности руководителя школьного медиацетра.

    6.1.1. Подчиняется директору школы.
    6.1.2. Осуществляет общее руководство работой центра.
    6.1.3. Разрабатывает общие планы деятельности центра в соответствии с планами информатизации РЦПИ.
    6.1.4. Осуществляет подбор кадров и производит вводный инструктаж с поступающим на работу сотрудником центра.
    6.1.5. Устанавливает связь и обмен информацией с центрами информации учебных заведений и учреждений.
    6.1.6. Создает условия для использования информации.
    6.1.7. Организует работу по созданию и публикации каталогов педагогической информации в учреждении образования.
    6.1.8. Осуществляет контроль за исполнением функциональных обязанностей сотрудниками центра.
    6.1.9. Следит за соблюдением правил труда и техники безопасности.
    6.1.10. Требует выполнения сотрудниками КЗОТ, производственной дисциплины.
    6.1.11. Организует доступ к техническим средствам медиацентра.
    6.1.12. Является материально ответственным лицом и несет ответственность за сохранность материально-технической базы.
    6.1.13. Ведёт журнал учёта материальных средств школьного медиацентра.
    6.1.14. Ведёт кассовую книгу ведения учёта поступающих средств от дополнительной хозрасчётной деятельности

    6.2. Функциональные обязанности специалиста медиацентра (системного администратора).

    6.2.1. Подчиняется директору центра.
    6.2.2. Осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными планами медиацентра.
    6.2.3. Руководствуется в своей работе:

    • распоряжениями и указаниями директора центра,
    • нормативными актами и должностными инструкциями.
    6.2.4. Осуществляет:
    • работу по созданию и организации работы школьных локальных сетей,
    • установку программного обеспечения,
    • организацию работы программного обеспечения (поддержка),
    • организацию доступа к информации баз данных,
    • взаимосвязь школьных локальных сетей с внешними сетями,
    • консультации пользователей локальных сетей,
    • дублирование и хранение копий баз данных на магнитных дисках,
    • обслуживание ТСО, множительной и вычислительной техники,
    • плановую работу с ТСО и множительной техникой,
    • мелкий текущий ремонт ТСО и множительной техники,
    • аудио и видеозапись материалов из опыта работы педагогов школы, открытых уроков, конференций и т.д.
    • прием и оформление заявок от пользователей на использование ТСО,
    • ведение рабочей документации (журнал выдачи ТСО, журнал обслуживания ТСО, журнал учёта неисправностей материальных средств, журнал вводного инструктажа по технике безопасности).
    6.2.5. Оказывает помощь пользователям в работе техническими средствами.
    6.2.6. По плану работы медиацентра создает программное обеспечение для нужд школы. 6.2.7. Несет материальную ответственность за сохранность программного обеспечения на своём рабочем месте. 6.2.8. Несет материальную ответственность за сохранность ТСО. 6.2.9. Несет ответственность за:
    • своевременное выполнение работ,
    • соблюдение правил охраны труда и ТБ,
    • противопожарной безопасности.

    6.3 Функциональные обязанности методиста медиацентра (администратора системы сбора и обработки педагогической информации).

    6.3.1. Подчиняется директору центра.
    6.3.2. Осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными планами медиацентра.
    6.3.3. Руководствуется в своей работе:

    • распоряжениями и указаниями директора центра,
    • нормативными актами и должностными инструкциями.
    6.3.4. Осуществляет прием и распределение информации поступающей по каналам электронной почты.
    6.3.5. Осуществляет:
    • обработку поступающей педагогической информации,
    • ведение и работу с базами педагогической информации,
    • организацию работы пользователей с базами педагогической информации,
    • пересылку педагогической информации по электронной почте,
    • осуществляет дублирование и хранение копий баз данных на магнитных носителях,
    • ведение журнала приема и оформления заявок от пользователей на информационные материалы и информационное обслуживание,
    • ведение каталогов по разделам информационных средств.
    6.3.6. Несет материальную ответственность за сохранность баз и копий баз данных.
    6.3.7. Отвечает за сбор, систематизацию, накопление, тиражирование, распространение педагогической информации и программного обеспечения.
    6.3.8. Несет материальную ответственность за сохранность программного обеспечения на своём рабочем месте.
    6.3.9. Принимает участие в обучении работников учреждений образования, учащихся и жителей района на базе школьного медиацентра.
    6.3.10. Несет ответственность за:
    • своевременное выполнение работ,
    • соблюдение правил охраны труда и ТБ,
    • противопожарной безопасности.

    Прием студентов в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт" в 2007-2008 учебном году (выдержки) 2.4. Прием документов в вуз проводится по личному заявлению граждан. 2.5. При подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение поступающий предъявляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство, и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании (аттестат о среднем (полном) общем образовании и сертификат-вкладыш к аттестату) или его заверенную в установленном порядке ксерокопию (поступающий обязан сдать оригинал документа об образовании за 3 дня до зачисления), 6 фотографий размером 3x4 см, медицинскую справку по форме 086-У. 2.6. Поступающие на направления подготовки и специальности, участвующие в эксперименте по ЕГЭ, кроме установленного перечня документов, представляют по своему усмотрению оригиналы или заверенные копии свидетельства о результатах ЕГЭ. Копии свидетельства о результатах ЕГЭ должны быть заверены нотариально. 2.7. Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации. 2.8. Факт ознакомления абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации вуза по выбранному направлению подготовки фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента. В том же порядке подписью поступающего заверяется также следующее: - получение высшего профессионального образования впервые; - ознакомление с датой представления оригинала документа об образовании; - ознакомление с правилами подачи апелляции. 2.9. Прием документов от поступающих на очную форму обучения проводится с 25 июня по 14 июля. На заочную форму обучения - на факультеты: * социально-педагогический - с 25 июня по 14 июля 6.4 Функциональные обязанности библиотекаря медиатеки.

    6.4.1. Подчиняется директору центра.
    6.4.2. Планирует свою работу в соответствии с общими планами центра.
    6.4.3. Руководствуется в своей деятельности:

    • распоряжениями и указаниями директора центра,
    • нормативными актами и должностными инструкциями.
    6.4.4. Осуществляет:
    • работу с читателями и пользователями информации,
    • учет и ведение каталогов информационных материалов,
    • ведение журнала выдачи информационных средств,
    • обработку поступающей литературы, аудиоматериалов и видеофильмов,
    • организацию и ведение МБА,
    • организует обмен информацией по содержанию информационных фондов с РЦПИ.
    6.4.5. Несет материальную ответственность за фонды медиатеки.
    6.4.6. Несет материальную ответственность за сохранность программного обеспечения на своём рабочем месте.
    6.4.7. Несет ответственность за:
    • организацию работы с читателями,
    • соблюдение правил охраны труда и ТБ,
    • противопожарной безопасности.

    6.5 Функциональные обязанности лаборанта (оператора ЭВМ).

    6.5.1. Подчиняется руководителю медиацентра.
    6.5.2. Осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными планами.
    6.5.3. Руководствуется в работе:

    • распоряжениями и указаниями руководителя центра,
    • нормативными актами и должностными инструкциями.
    6.5.4. Осуществляет:
    • демонстрацию видеоматериалов,
    • запись аудиоматериалов,
    • принимает участие в видеосъемках,
    • производит тиражирование аудио- и видеоматериалов,
    • тиражирование печатной продукции на множительной технике,
    • осуществляет ввод информации с ЭВМ,
    • производит копирование компьютерных программ и установку их на ЭВМ,
    • следит за чистотой и порядком в центре,
    • предоставляет пользователям компьютерные материалы,
    • ведение журнала входящей и выходящей документации.
    6.5.5 Несет материальную ответственность за сохранность программного обеспечения на своём рабочем месте.
    6.5.6 Несет ответственность за:
    • своевременное выполнение работ,
    • соблюдение правил охраны труда, ТБ и противопожарной безопасности,
    • соблюдение КЗОТ, правил трудового распорядка и производственной дисциплины,

  7. Финансирование и хозрасчётная деятельность.
    7.1. Финансирование школьного медиацентра осуществляется из средств бюджета и от хозрасчётной деятельности.
    7.2. Хозрасчётная деятельность центра не является основной и не может проводиться в ущерб основной деятельности.
    7.3. Средства, полученные от хозрасчётной деятельности используются:
    • для развития материальной базы центра и школы;
    • на расходные материалы (бумага, картриджи и т.п.);
    • материального поощрения сотрудников центра (размеры материального поощрения определяются директором школы по согласованию с руководителем медиацентра).
    7.4. Развитие материальной базы осуществляется в основном за счёт целевых средств района, направленных на информатизацию образования района.
  8. Документация медиацентра. 8.1. Положение о школьном медиацентре.
    8.2. Расписание работы подразделений центра.
    8.3. Планы работы школьного медиацентра.
    8.4. Журнал входящей и выходящей документации (ведёт лаборант медиацентра).
    8.5. Журнал заявок на информационные материалы и информационное обслуживание (ведёт методист медиацентра).
    8.6. Кассовая книга для ведения учёта поступающих средств от дополнительной хозрасчётной деятельности (ведёт руководитель медиацентра).
    8.7. Журнал по технике безопасности (ведёт специалист медиацентра).
    8.8. Журнал учёта материальных средств (ведёт руководитель медиацентра).
    8.9. Журнал выдачи информационных средств (библиотекарь медиатеки).
    8.10. Журнал учёта неисправностей материальных средств (ведёт специалист медиацентра).

Приложение 1

Структура медиацентра.

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх