Раскрыть
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПРОБЛЕМА КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
М.Н Дудина
г. Екатеринбург

Личностью не рождаются, это задание на всю жизнь. Однако было бы большим заблуждением относить его исполнение на более поздний возраст – отрочества или юности, тем более взрослости. Детство ответственно за всю последующую жизнь, это истоки личности человека. Как одно из ключевых понятий в философии, психологии и педагогике, личность многозначна концептуально, ее становление и развитие протекает в трех взаимосвязанных аспектах - физическом, психическом и социальном (биологическое, субъектное, социальное в человеке). Отсюда проблемы компетентности родителей, воспитателей и особенно учителей начальной школы. Значимую роль учителя начальной школы ощутил каждый, но далеко не каждый осознает, насколько это была созидательная, продуктивная роль и насколько деструктивная, разрушительная. Причины этого коренятся в том, что человек – есть загадка, и не как «животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность, именно как личность» (Н.А. Бердяев). Возраст младшего школьника, человека 6-7 лет от роду до 10-11 лет ограничен небольшими хронологическими рамками, которым предшествует младенчество, раннее детство и дошкольный возраст. А впереди - подростковый, юношеский, зрелый и старого человека. Однако вклад возраста младшего школьника в развитие личности человека значителен своими новообразованиями. Если пойдем вслед за Л. С. Выготским, что и будет основополагающим тезисом в рассмотрении компетентности учителя начальной школы, то увидим методологичность и инструментальность его понятия – возрастные новообразования личности. Это «…новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (курсив, - М.Д.) [1.С. 248]. Тогда обнаружим предпосылки возрастного кризиса ребенка начальной школы, которые надо компетентно выявить, т.е. понять ребенка и помочь каждой девочке и каждому мальчику. Мы увидим динамику перехода от дошкольного детства к школьному, связанному во всех развитых цивилизациях с началом систематического обучения в школе. Новообразования этого возраста – своеобразны и специфичны, впрочем, как и любого другого, но понять их сущность в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности может только компетентный педагог. Не имея самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в других приобретениях и потерях личностных свойств младшего школьника, возрастные новообразования этого периода связаны с необходимостью развития самости, идентичности личности и их поддержки профессионалом, педагогом. Многие современные дети начальной школы конфликтны с окружающими (и с самими собой), рано обнаруживают «трудновоспитуемость». Развитие личности протекает нестабильно и связано с решением проблем социализации (научиться жить среди других людей), однако развивая свою идентичность. Это процессы адаптации – приспособление к природной и социокультурной среде, умение в ней жить, не разрушая себя как личность; интеграции - освоение потенциала среды в деятельности и общении с другими; самоактуализации через систему потребностей - витальных, безопасности, поддержки и признания, любви; самореализации в продуктивной деятельности на основе раскрытия творческого потенциала личности ребенка начальной школы - физического, психического и социального.

В период начальной школы, в возрасте 6-11 лет проявляются способности к обучению, появляются первые обязанности, требуется дисциплинированность, которая содействует развитию ответственности как новообразованию личности. Ребенок имитирует занятия взрослых, привязывается к учителю. Школьное обучение вводит в особый мир со своими целями, успехами и неудачами. Если в дошкольном возрасте познание в значительной мере достигалось через игру, овладение игрушками, предметами и речью, то в начальной школе развивается детский способ овладения социальным опытом, который включает экспериментирование, планирование, взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Чувство созидания (Э.Эриксон) - это необходимое для развития личности ощущение ребенком себя и осознание своей способности сделать что-то предметное, зримое и ценимое другими.

У ребенка с дошкольного детства есть потребность в самостоятельном творчестве, и это призвано поддержать начальное обучение. Развивающаяся личность ребенка начальной школы характеризуется приобретением знаний и на этой основе умения завоевывать признание сверстников и взрослых результатами своего труда, проявлением настойчивости в достижении посильных целей.

Компетентный учитель увидит в ребенке начальной школы достижения или отсутствие необходимых и возможных новообразований личности – его доверие взрослым, умение прислушаться к голосу старших, пойти за ними в свободном и ответственном проявлении себя среди сверстников, определенные ориентации на этически ответственное поведение. Однако инфантильным оставаться проще, незрелость более естественна для человека и свидетельствует о слабости личностного конструкта. Получать и не отдавать, жить в свое удовольствие, иметь его в большом количестве «здесь и сейчас» - так у детей этого возраста нарастают претензии и желания, не соответствующие ни возрасту, ни социальному статусу. Это проявления инфантилизма, поддерживаемые системой воспитания, в котором самой личности 7-11-летнего ребенка отводится лишь роль подражателя, исполнителя наставлений взрослых. К тому же, современная субкультура детства сдерживает, деформирует процесс обретения самости, способности «выделываться в личность» в целенаправленном процессе обучения и воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования.

Педагогическая слабость современной семьи, стремительное сужение ее влияния, СМИ, реклама, порой агрессивное воздействие часто негативного образа жизни подростков, молодежи и взрослых, наконец, нашей российской ментальности усиливаются интенсивной диснеизацией современного детства. Все эти широко разлитые разноплановые информационные потоки спонтанно, но больше целенаправленно конструируют «мир детства», через медиакультуру, игрушки, книги, язык, одежду, комиксы, украшения, прически, косметику. Они обрушилась на российского ребенка через СМИ, аудиовизуальные источники, которыми изобилует современная среда. Это массированное негативное воздействие на интеллект, чувства, речь, отношения между людьми – взрослыми и детьми, девочками и мальчиками, мужчинами и женщинами. В этом уже «не детском мире», в котором буквально взорваны традиционные ценности и насаждаются новые стереотипы поведения, оказались дети начальной школы. Может ли им противостоять школа, учитель и сам ребенок? Положительный ответ на этот вопрос связан с воспитанием личности ребенка, который в соответствии со своим возрастом и социальным статусом осваивает понятия свободы и нарастающей ответственности. В созидательных целях и конструктивных средствах их достижения растет понимание смысла жизни, ее трудностей, желания и умения их преодолевать, испытывая при этом огромное чувство удовлетворения, радости от того, что смог, преодолел, достиг сам. Однако в сотрудничестве, сотворчестве с школьным учителем и родителями, взрослыми, с которыми общается ребенок.

Заявленная проблематика требует пересмотра содержания дошкольного и школьного образования в соответствии с новой образовательной парадигмой, личностно-развивающей моделью обучения. И это предполагает целостное изучение отношений: «человек-природа», «человек-Бог», «человек-социум», «человек-культура», «я и мой внутренний мир». Будем надеяться, что читателя, скорее всего, воспитанного в советскую эпоху тотального атеизма (или уже в ее отголосках), все же не смутит упоминание Бога. В социокультурной реальности всегда имели место Бог, природа, социум и человек, находящийся с ними в диалоге о смысле жизни, собственном назначении и путях спасения. Современное российское общество как целостная, органическая, развивающаяся, демократизирующаяся система преодолевает противопоставление функций науки и религии, понимает и принимает их как дополнительные. При этом наука направлена на порождение нового знания (важнейший социальный фактор изменений в культуре и обществе), религия же выступает хранителем традиций, устойчивых ценностей, аккумулирующих исторически апробированный опыт социальной адаптации человека к природе и социальным общностям (В.С. Степин). Надо ли говорить о том, насколько компетентным в содержании и методах обучения должен быть учитель начальной школы, чтобы говорить с детьми об этом (осуществляя главную заповедь не только медицины, но и педагогики, «не навреди»).

При таком подходе к пониманию сущности образования как средства развития личности учащегося начальной школы неизбежно встают вопросы: Как учить растущего человека умению ценить жизнь и благоговейно к ней относиться? Как рано можно и нужно говорить с ребенком о жизни и смерти? Что такое свобода и как научиться в ней жить, не разрушая себя, жизнь и окружающих людей? Быть свободным – это быть ответственным? Что есть страх и надо ли бояться? Чего и кого бояться? Бог есть или Бога нет? Если бога нет, то все дозволено? Что такое совесть? Когда и как человек становится совестливым, стыдящимся? И, наконец, вопрос вопросов: что такое любовь? Эти «не детские» вопросы рано должны обсуждаться в современной жизни, в семье и в школе. Поиск ответов на них выведет на проблему прав, свободы и ответственности, «человеческого достоинства» (добавим, женского и мужского). Так, в философствовании учителя и учащихся создается сообщество ищущих и открывающих нравственные истины. Об этом свидетельствует теперь уже довольно известный и относительно длительный опыт преподавания философии детям в нашем регионе и за его пределами. Это может быть и самостоятельный школьный курс, и кросспредметное преподавание, изначально предполагающие необходимость диалога. Почти двадцатилетний авторский опыт преподавания философской пропедевтики свидетельствует о том, что диалог со школьниками, в том числе и в начальном обучении, обязательно приводит к вопросам о смысле жизни, о месте в ней добра и зла, насилия и ненасилия, о желании и умении противления и непротивления злу, возможности совершенствования себя [2].

Говоря о компетентности учителя начальной школы, назовем три опасности начального обучения, о которых он должен не только знать, но и уметь предвидеть их последствия в общении с детьми. Согласно Э.Эриксону, первая опасность связана с отсутствием веры в себя. Отсюда, развитие чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет. Вторая опасность - пробуждающееся у ребенка чувство идентичности - фиксируется на исполнительстве, подражании. Оно подкрепляется некомпетентным учителем, призывающим «Делай, как я!». Это негативным образом сказывается на развитии креативности ребенка. Третья опасность состоит в том, что долгие школьные годы не приводят к получению удовольствия от учебы, не позволяют испытать гордость за что-то хорошо сделанное самим, своими руками. В целом негативным следствием развития младшего школьника является отчуждение от самого себя, от образования, от своих задач, возникновение чувства неполноценности [3.C.136-137].

Главной же задачей начального школьного обучения является достижение ребенком определенных знаний и умений, приобретение опыта творческой индивидуальной и групповой деятельности и ощущения некоторой компетентности. Это основа для последующего участия в продуктивной жизни подростка, юноши и взрослого человека. Таким образом, начальный школьный возраст, обучение и воспитание делают значительный необходимый вклад в процесс развития идентичности личности ребенка, если он общается с компетентным учителем. И тогда речь идет о критериях, соответствующих новой образовательной парадигме, проявляющихся в совокупности компетенций - когнитивная (наличие теоретических и практических знаний); функциональная (наличие умений в обучении, трудовой и социальной деятельности, «знаю, как делать и умею делать»); коммуникативная (установление и развитие контактов между людьми в совместной деятельности, формирование межличностных отношений); личностная (активность личности, поведенческие умения в конкретной ситуации); критически-рефлексивная (личностная и социальная рефлексия на основе личностных и профессиональных ценностных установок и убеждений).

Литература
1.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.1982-1984. Т.4.
2.Дудина М.Н. Философская пропедевтика. Или философии все возрасты покорны. – Екатеринбург, 2002.
3.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх