XII Всероссийская научно-практическая конференция
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Конференция приурочена к году педагога и наставника

30 ноября 2023 года на базе института информационных технологий, точных и естественных наук Шадринского государственного педагогического университета прошла XII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования», приуроченная к Году педагога и наставника.

Конференция проходила в очно-заочном формате.

Цель конференции – актуализировать для педагогического сообщества современные проблемы профессионального педагогического, технологического и художественного образования, инновационные образовательные технологии, изменения нормативных документов, регламентирующих сферу образования в РФ («Закон об образовании в РФ», ФГОС, ОП), обмен мнений и предложение решений образовательных проблем.

В рамках работы конференции было организовано 4 секции, 5 мастер-классов и один круглый стол.

Секция 1. Современные проблемы среднего профессионального и высшего образования

В работе секции приняли участие 32 человека. Среди них: преподаватели городов Екатеринбурга, Кемерово, Тольятти, Челябинска, Шадринска и др.; студенты, магистранты и аспиранты очного и заочного отделений.

На заседании секции были затронуты различные вопросы:

Ипполитова Наталья Викторовна (д-р. пед. наук, профессор, профессор кафедры профессионально-технологического образования ФГБОУ ВО «ШГПУ») представила анализ сущности и функций интегративно-деятельностного подхода в исследовании проблем педагогического образования, раскрыла специфику использования данного подхода в процессе подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию обучающихся;

Качалов Дмитрий Владимирович (д-р. пед. наук, профессор, профессор ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г.Екатеринбург) в рамках доклада «Формирование рефлексивно-исследовательской компетенции в процессе подготовки кадров высшей научной квалификации» проанализировал содержание понятия «рефлексивно-исследовательская компетенция» и возможности формирования данного качества при подготовке кадров высшей квалификации;

В докладе Ахметжановой Галины Васильевны (д-р. пед. наук,, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология») и Гудалиной Татьяны Анатольевны (к. п. н., доцент, доцент кафедры «Педагогика и психология») ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти, обосновывалась необходимость сопровождения студентов в образовательном процессе вуза и было представлено описание опыта данной работы в Тольяттинском государственном университете;

Выступление Шевцовой Маргариты Михайловны (канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и физической культуры ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово) было посвящено проблеме использования проектной технологии в процессе подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности;

Качалов Александр Владимирович (канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург) выступил с докладом, затрагивающим актуальную проблему роли контактно-диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в формировании иноязычной компетенции студентов технического вуза;

Интерес вызвало выступление Ланцевской Надежды Юрьевны (канд. культурологии, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск), раскрывающее проблему реализации принципа системности в преподавании литературы в вузе;

Современные проблемы преподавания философии в процессе профессиональной подготовки студентов в педвузе были рассмотрены в выступлении Колесникова Михаила Андреевича (канд. филос. наук, профессор кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин ШГПУ).

В выступлениях аспирантов ШГПУ были затронуты вопросы, связанные с совершенствованием процесса профессиональной подготовки будущих специалистов в вузах различного профиля (Подготовка студентов педвуза к компетентному решению профессиональных задач – Лисьих Д.А., Формирование надпрофессиональных компетенций тренера по хоккею; Проблемы организации методической деятельности педагогов ОО СПО – Рудакова Л.Н. и др.).

Активное участие в работе секции приняли магистранты и студенты ШГПУ (Манакова А.В., Спирина Е.А., Осипова Я.Ю., Кислухина М.В., Новоселова С.П., Голобородько Е.В. и др.), в выступлениях которых были затронуты вопросы совершенствования методического аспекта подготовки будущих учителей в вузе; формирования патриотизма у младших школьников в процессе занятий карате, подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами краеведения; проектирование пакета заданий по изобразительному искусству для развития креативного мышления младших школьников и пр.).

Выступления участников работы секции основывались не только на анализе теоретических исследований, но и на личном опыте.

Многим выступающим были заданы вопросы, носившие дискуссионный характер и отражающие интерес слушателей к современным проблемам организации и содержательного наполнения процесса профессиональной подготовки специалистов различного профиля в организациях СПО, ВО и ДО.

Секция 2. Актуальные проблемы современного технологического образования в условиях обновленных требований нормативных документов

В работе секции приняло участие 25 человек.

Проведено обсуждение актуальных тем, затрагивающих проблемы современного технологического образования, связанные с изменением программного содержания и обновленных методик преподавания предметной области «Технология».

Представлен анализ функциональных возможностей ФГИС «Моя школа» и предложены варианты ее применения в технологической подготовке школьников основного общего образования.

Едренкина Марина Валерьевна, (канд. пед. наук, доцент кафедры профессионально-технологического образования ШГПУ, руководитель Кванториума) рассказала о сетевом взаимодействии шадринского технопарка Кванториум и его участии в развитии технологического образования.

Были затронуты вопросы формирования функциональной грамотности на уроках технологии и представлены для обсуждения интересные дидактические материалы, разработанные учителями по данной теме.

Продемонстрирован интересный опыт учителей технологии г. Тюмени, г. Сургута, Ямало-Ненецкого автономного округа, Свердловской области, Шадринского района.

Заслушаны очные доклады по программе конференции.

Секция 3. Перспективные направления исследования химико-биологического и эколого-географического образования.

На заседании секции были заслушаны доклады 20 участников по результатам научно-исследовательской работы, проведенных студентами, магистрантами, преподавателями кафедры биологии и географии с методикой преподавания ШГПУ, а также опыт методической деятельности учителей г. Костанай (Республика Казахстан), Нефтеюганск (ХМАО-Югра), Камышловского района Свердловской области. Участники конференции выступили с докладами, отражающими актуальные проблемы в области биологического и географического образования.

Наибольший интерес и дискуссии вызвали доклады следующих выступающих.

Канд. геогр. наук, доцент, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания ШГПУ (г. Шадринск) Булдакова Надежда Борисовна с темой «Комнатные растения как объект опытнической работы по физиологии растений».

Шарыпова Н.В., канд. биол. наук, доцент, заведующий кафедрой биологии и географии с методикой преподавания ШГПУ (г. Шадринск), осветила вопросы использования цифровой лаборатории по химии при изучении раздела химии элементов.

Учитель химии г. Костаная Беспальчук Наталья Владимировна поделилась опытом использования дифференцированных заданий на уроках химии, указала на положительные стороны применения технологии дифференцированного обучения.

Фролова Кристина Ивановна, студентка 5 курса института информационных технологий, точных и естественных наук ШГПУ (г. Шадринск), представила анализ КИМов ГИА по биологии, отметив приемы работы с эвристическими заданиями.

Студент 5 курса Нигматуллин Вадим Валерьевич подвел итоги работы по научно-просветительскому треку, описал особенности использования цифровой лаборатории Releon по экологии для школьников.

Учитель биологии КГУ «Школа-лицей № 2 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области Алпысбаева Гульжан Саркеновна акцентировала внимание на особенности работы с одаренными детьми в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Опытом проведённого исследования в рамках образовательной смены «Открывая возможности» в детском центре «Чумляк» поделилась студентка 3 курса института информационных технологий, точных и естественных наук Тощева Екатерина Алексеевна.

Павлова Наталья Владимировна, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания ШГПУ (г. Шадринск) представила результат анализа содержания раздела «Общая биология» на базовом и углубленном уровнях в 10-11 классах с учетом обновленного ФГОС.

Преподаватель, АУПО ХМАО-Югры «Нефтеюганский политехнический колледж» Красавина Ирина Владимировна (Нефтеюганск) рассказала об интегрированной работе коллег колледжа по применение нейросетей в преподавании биологии, химии и информатики.

Заданные в процессе обсуждения вопросы были корректны, интересны, затрагивающие суть исследования. Все участники отметили важность представления результатов собственных исследований, постановили продолжать работу. Таким образом, работа секции признана удовлетворительной.

Секция 4. Актуальные проблемы художественного, графического и дополнительного образования.

В работе секции приняло участие 27 человек.

Проведено обсуждение актуальных тем, затрагивающих проблемы современного художественного, графического и дополнительного образования.

В рамках конференции прошел круглый стол «художники Урала и Зауралья».

В работе круглого стола приняли участие 21 человек.

Проводилось обсуждение темы: «Обсуждение творчества Шевкопляс А.А. и Пахотиной В.А., членов Союза художников и графики».

В рамках конференции были проведены мастер-классы для педагогов общеобразовательных школ, дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций:

Мастер-класс по 3d-моделированию. В работе мастер-класса приняло участие 5 человек, учителя технологии г. Шадринска.

Мастер-класс по изготовлению украшений в смешанной технике. В работе мастер-класса приняло участие 11 человек. Были изготовлены украшений в смешанной технике.

Мастер-класс по интуитивному рисованию. В работе мастер-класса приняло участие 15 человек. Были выполнены работы в технике интуитивного рисования.

Мастер-класс «выпечка ржаного хлеба». В работе мастер-класса приняло участие 3 человека, рассмотрены рецепты и особенности выпечки ржаного хлеба в домашних условиях.

Мастер-класс «алгоритм разработки социального проекта». Участники мастер-класса:

- обучающиеся психолого-педагогических классов СОШ № 2 и Гимназии № 9 города Шадринска (27 человек);

- преподаватели машиностроительного отделения Шадринского политехнического колледжа (6 человек).

Мастер класс включал теоретический блок (ведущая блока к.п.н., профессор кафедры профессионально-технологического образования Э.П. Бурнашева).

Практическую часть проводили студентки-грантообладатели проектов конкурса «Росмолодежь»:

  • Бельская Елизавета - проект «PRO - безопасность».
  • Бабикова Анастасия - проект «О России с любовью».

Участники мастер-класса активно участвовали в обсуждении составляющих социальных проектов. Несколько человек после завершения работы обратились к организаторам для консультирования.

Организаторы мастер-класса пригласили всех участников на «Проектную среду» в наш университет.

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх