Шаг в науку

24 октября 2013 г. на факультете Истории и права ШГПИ в рамках Дня школьной науки прошло интерактивное занятие «Шаг в науку», в котором участвовало 49 учащихся из школ Шадринска и Шадринского района. Организаторы занятия (И.Ю. Блясова и С.В. Сидоров) ставили целью сформировать у школьников знания и умения, связанные с логикой научного исследования. В подготовке «Шага в науку» большую помощь оказал Н.В. Носков – учитель истории и обществознания Ключевской СОШ им. А.П. Бирюкова.

«Шаг в науку» состоял из двух частей, которые объединил общий алгоритм, отражающий последовательность основных действий при проведении научно-исследовательской работы.

В первой части занятия И.Ю. Блясова вместе со студенткой 4003 гр. факультета истории и права Оксаной Сартасовой продемонстрировали возможности алгоритма научно-исследовательской работы на примере исследования социально-правовой рекламы. Были представлены результаты опросов и образцы социально-правовой рекламы, а также изучен сам алгоритм, включающий в себя следующие шаги:

  • выявление противоречия;
  • постановка проблемы;
  • обоснование актуальности;
  • формулирование темы;
  • постановка цели, задач;
  • выбор методов;
  • определение этапов, разработка плана исследования;
  • проведение исследовательской работы;
  • анализ результатов;
  • формулирование выводов.

Во второй части Марина Абсалямова (4003 гр.) провела урок-исследование по теме «Конституция. Связь времён», разработанный ею под руководством С.В. Сидорова. В результате проведенного занятия школьники дали обоснованный ответ на вопрос «Конституция декабристов – авантюра или конструктивный законодательный проект?», а их выводы касались не только истории, но и современности. Так, проведённое детьми изучение современной Конституции РФ показало, что развитие российской конституционности должно идти по пути обеспечения непротиворечивости принимаемых законодательных актов Конституции РФ и устранения пробелов законодательного регулирования определенных общественных отношений.

Насколько полезным для юных исследователей был «Шаг в науку»? Чтобы получить ответ на этот вопрос, было проведено анкетирование участвовавших в нём школьников.

Каждый третий ответил, что вообще впервые участвует в исследовательской деятельности. В ответах школьников 41 раз были названы виды исследовательской деятельности, впервые выполненные на занятии, 5 раз – приобретённые новые знания по истории и обществознанию.

Тем не менее, в конце работы 48% учащихся уверенно заявили, что смогут самостоятельно повторить путь по изученному алгоритму, 42% ответили, что это, всего скорей, будет им вполне по силам, и лишь 10% усомнились в том, что у них это получится.

Что касается активности участников, то, по оценкам самих детей, 50% из них участвовали в работе постоянно, в течение всего занятия, а ещё 40% включались в активную работу на отдельных этапах.

Оценили дети и сложность различных этапов исследовательского алгоритма. Самым трудным для них оказалось формулирование выводов (его в числе самых трудных назвали 27% опрошенных). Второе место по сложности занял выбор методов исследования (25%). На третьем месте этапы обоснования актуальности и разработки плана исследования (по 19%).

При обсуждении результатов не остались в стороне и присутствовавшие на «Шаге в науку» учителя, которые отметили, что такие открытые занятия очень полезны для педагогов, и предложили в будущем приглашать на них не только школьников, но и учителей истории и обществознания.