Отчет по круглому столу «Антикоррупционное воспитание среди детей и подростков»

Круглый стол “Антикоррупционное воспитание среди детей и подростков” от 10 апреля 2015 г.

Круглый стол состоялся 10 апреля 2015 г. в ауд. 120. 

 

Организатор мероприятия: кафедра правовых дисциплин.

Ответственный за проведение: к.ю.н., доцент кафедры правовых дисциплин Сычева Н.В. 

В мероприятии приняли участие 47 человек, из них 38 студентов и магистрантов факультета истории и права, 2 студента факультета коррекционной педагогики и психологии, 3 слушателя факультета дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ШГПИ», ассистент кафедры правовых дисциплин Макарова С.В., ст. преподаватель кафедры правовых дисциплин Щербакова М.В., к.ю.н., доцент Соколова Н.В., директор ООО «Центр гуманитарных исследований», депутат Шадринской городской Думы Бухаров А.О.

Цель проведения круглого стола – формирование ценностных установок у студентов и развитие способностей антикоррупционного воспитания в образовательных организациях, необходимых для формирования гражданской позиции в отношении коррупции.

Перед участниками мероприятия стояли задачи:

  • Знакомство с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Рассмотрение антикоррупционного воспитания в образовательных организациях.
  • Продемонстрировать правовые основы борьбы с коррупцией.
  • Выделить основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательных организациях.

Вопросы для обсуждения:

  • Правовая основа противодействия коррупции.
  • Антикоррупционная экспертиза нормативных актов в представительных органах местного самоуправления (на примере Шадринской городской Думы).
  • Проблемы латентности коррупции.
  • Психологические аспекты проявления коррупции в РФ.
  • Соотношение понятий антикоррупционного правонарушения, преступления и проступка.
  • Антикоррупционное воспитание в сфере высшего профессионального образования.
  • Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников.
  • Практический опыт антикоррупционного воспитания в школе.
  • Вопросы круглого стола охватили практически весь спектр вопросов антикоррупционного воспитания среди детей и подростков. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников. С сообщениями по вопросам круглого стола выступили: Сычёва Н.В., Бухаров А.О., Глазунова А., Баженова Л., Кучкильдина С., Верхозина А., Суханов Е., Левина К., Дронова Д. Все сообщения сопровождались презентациями, созданными в редакторе Power Point. 

    В результате анализа и высказанных предложений по антикоррупционному воспитанию детей и подростков были высказаны следующие предложения:

    • На каждом занятии по антикоррупционной тематике актуальным будет включение дискуссии или её элементов. Усилить рефлексивные механизмы в процессе формирования антикоррупционной модели поведения может помочь использование технологии развития критического мышления и кейс-технологий. Как эффективные средства решения задач антикоррупционного воспитания зарекомендовали себя деловые, имитационные игры при том условии, что они становятся площадкой приобретения познавательного опыта, выработки моделей антикоррупционного поведения.
    • В поле зрения образовательных организаций должны оставаться организация внеурочной деятельности по вопросам антикоррупционной образования. Она может быть реализована в таких формах, как кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, социальные проекты, акции антикоррупционной направленности, встречи с представителями властных структур. Весьма полезным могут оказаться сайт образовательного учреждения «ЕГЭ и коррупция», университет для родителей «Правовое и антикоррупционное воспитание наших детей». Не следует упускать из вида возможности совместной работы образовательных организаций с правоохранительными органами.
    • Исключительное значение в процессе антикоррупционного воспитания имеет активная жизненная позиция, нравственный пример педагога, руководителя образовательной организации, которое должно быть средоточием гражданской, духовной жизни обучающихся и обучающих. Они призваны быть носителями высоких духовно-нравственных ценностей, гражданственности, создавать условия для приобретения обучающимися конструктивного жизненного опыта, формирования ответственного поведения.

    В ходе проведения круглого стола студенты показали способности использования нормативных правовых документов в области коррупционных проявлений, оценивания правовых последствий совершения коррупционных проступков и правонарушений, проведения критического анализа текста законодательных актов, проявили умение их интерпретировать, наметили пути решения проблем в области антикоррупционного воспитания детей и подростков.

    По итогам проведения круглого стола студентами получены навыки ориентирования в системе законодательства регламентирующего коррупционные проявления, а также использования этих нормативно-правовых актов в дальнейшей профессиональной деятельности, активного участия в коллективном обсуждении проблем нормативного регулирования антикоррупционного воспитания детей и подростков.

    Доклады участников могут быть использованы в качестве основы для написания научных студенческих статей по актуальным проблемам антикоррупционного воспитания среди детей и подростков.

    Зав. кафедрой правовых дисциплин Сычёва Н.В.