ОТЧЕТ

о проведении олимпиады по теории и методики обучения информатике

Организаторы олимпиады

ФГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", факультет информатики, кафедра теории и методики обучения информатике. Председатель организационного комитета - декан факультета информатики, к.п.н., доцент Слинкина И.Н. Руководитель олимпиады - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике Устинова Н.Н.


Участники олимпиады:

В олимпиаде по теории и методике обучения информатике участвовало 11 команд по 5 человек из следующих вузов:

  • ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", факультет информатики;
  • ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", физико-математический факультет;
  • ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", физический факультет;
  • ГОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет";
  • ГОУ ВПО "Тобольский государственный педагогический институт";
  • ГОУ ВПО "Курганский государственный университет";
  • ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет";
  • ГОУ ВПО "Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия";
  • ГОУ ВПО "Набережночелнинский государственный педагогический институт";
  • ГОУ ВПО "Елабужский государственный педагогический университет";
  • ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет".

Формы проведения олимпиады:

Конкурс 1. Визитка. Тема визитки "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". Конкурс "Визитка" проводится в КВНовской форме. Тема и время визитки регламентированы, форма представления команд и количество выступающих могут быть выбраны произвольно (выступление, показ видеоматериалов, презентаций и пр.).

Конкурс 2. Теоретический тур. В теоретическом туре участвуют 2 человека. Данный конкурс проводится параллельно с задачным туром. Для выявления знаний по теории и методике информатики студентам дается тестовое задание. Время на выполнение задания регламентировано: 30 минут. После завершения данного конкурса, участники могут присоединиться к команде для выполнения упражнений задачного тура.

Конкурс 3. Задачный тур. В данном конкурсе изначально принимают участие 3 человека, после окончания теоретического тура к команде присоединяются остальные участники. Задания конкурса подразделяются на несколько типов:

  • решение и методический анализ школьных задач (упражнения по теоретическим основам информатике и алгоритмизации - чертежник, черепаха, робот);
  • школьные олимпиадные задания по информационным технологиям;
  • занимательные задачи;
  • методические задания - формулировки заданий по готовым результатам, разработка заданий для закрепления материала для разных возрастных групп (программа, учебник, тема, характеристика класса, возраст определяет жребий);
  • методизмы - выявление методических опечаток в рабочих тетрадях по информатике.)

Конкурс 4. Методический тур "Мы не умеем думать стандартно!". Разработка конспекта и методического сопровождения урока предлагается участникам олимпиады в качестве домашнего задания. Команды избирают "учителя", презентующего свой урок (он должен провести урок информатики по своей теме для противоположной команды); "методиста", который должен выявить (по ходу проведения занятия) и презентовать (после проведения занятия) недочеты урока другой команды. Уроки будут проходить в разных аудиториях. Схема прилагается

Конкурс 5. Дебаты

Дискуссия на тему: "Информатика в начальной школе. За и против"

Порядок проведения дебатов

Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая, контраргументы на высказывания противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: "Государство должно заботиться о своих бедных"; то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая - антитезис: "Государство не должно заботиться о своих бедных".

В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 - третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 - первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям; что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.

Эти ограничения - отражены в регламенте игры.

Регламент игры

СпикерВремя выступленияКомментарии
У16 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)
О3 к У13 минТретий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)
О16 минРечь первого спикера отрицающей команды (О1)
У3 к О13 минТретий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)
У25 минРечь второго спикера утверждающей команды (У2)
О1 к У23 минПервый спикер отрицающей команды задает вопрос второму спикеру утверждающей команды (У2)
О25 минРечь второго спикера отрицающей команды (О2)
У1 к О23 минПервый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)
У35 минРечь третьего спикера утверждающей команды (У3)
О35 минРечь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Жюри:

Председатель жюри, руководитель олимпиады: к.п.н., доцент Устинова Н.Н. (ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт").

Члены жюри: Леонова Елена Анатольевна, к.п.н., доцент (ЧГПУ), Козловских Марина Евгеньевна (ШГПИ), Хузязанова Эльвира Зуфаровна (ЕГПУ), Маузитова Гамира Гарифовна (НГПИ), Стародубова Татьяна Анатольевна (ВГГУ), Оленькова Маргарита Николаевна (ТГПИ), Савельева Людмила Александровна (МаГУ), Мащенко Мая Владимировна (НГСПА), Томилова Елена Николаевна (КГУ), Александрова Надежда Владимировна (НГСПА)


ВИЗИТКА


На конкурсе визитка команды выступали в следующей последовательности: ЕГПУ, КГУ, ТГПИ, НГПИ, НГСПА, ШГПИ (ФМФ), ЧГПУ, ВГГУ, МаГУ, УрГПУ, ШГПИ (инф).

Критерии оценки: За конкурс максимальное количество 10 баллов. Дополнительно: за артистизм + 2 балла, за специфику информатики + 5 баллов, за патриотизм + 1 балл, за использование ИКТ + 2 балла. Максимально: 20 баллов.

Сводная таблица


Вуз1234567891011Итог место
КГУ161315915131611121215147 8
МаГУ1114191316141511141216155 7
НГСПА1916171516201612201716184 1
НГПИ1013201216151713161317162 5
ЕГПУ1312181014201414161416161 6
ВГГУ811104121210189912115 10
ЧГПУ181911915192013181915176 3
УрГПУ121210101212128111115125 9
ШГПИ (инф)1816161215191815171516177 2
ШГПИ (фмф)1617191014141616161316167 4
ТГПИ91211613131377815114 11

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР


В теоретическом туре приняли участие по 2 человека от каждой команды. Компьютерный тест проходил в аудитории 235 сектора А. Результаты тура представлены в таблице.

Вуз1 участникРез-т2 участникРез-тСр. баллМесто
КГУДолбищенкова О.Н.50Суркова М.А.35,5642,788
МаГУМарчук О.В.43,33Терещенкова Ю.В.5046,677
НГСПАГребнева Д.М.48,89Коваленко М.В.52,2250,565
НГПИИстрашкина Т.Н.47,78Салмина Ю.И.47,7847,786
ЕГПУИсрафилова А.А.54,44Пехов Д.А.55,56553
ВГГУЗубарева Н.С.33,33Хомякова Д.А.47,7840,5610
ЧГПУСопельцова О.И.58,89Ермилова Е.С.6059,452
УрГПУКойнова Е.В.41,11Чубукина Е.В.43,3342,229
ШГПИ (инф)Белькова Е.М.71,11Маткина Т.А.67,7869,451
ШГПИ (фмф)Кулиш Д.И.46,67Колоскова И.С.55,5651,124
ТГПИКытманова Т.Ю.34,44Менделеева М.В.42,2238,3311

Задачный тур


В задачном туре предлагалось командам решить большое количество разнообразных задач, которые были ранжированы по баллам. Результаты тура представлены в таблице.

 
ВузТОИМетодические задачиЗадачи по ИТАлгоритмические задачиРазработка задач МетодизмыИтогоМесто
КГУ6,5 10   16.59
МаГУ2,5411  8,511
НГСПА529   34684
НГПИ5,571   13,510
ЕГПУ59 11311397
ВГГУ3,510  11177201,51
ЧГПУ336  451942
УрГПУ224   22486
ШГПИ (инф)4673.5 4969,53
ШГПИ (фмф) 24  1226625
ТГПИ212 6 13397

МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР

В методическом туре команды разделились на 2 группы: "учитель" + "ученик" и "методист" + 2 "ученика". В задачу первой группы входило проведение урока (урок в нестандартной форме, домашнее задание). Вторая группа должна была дать анализ урока соперника. Команды разделились следующим образом:

"Учитель" + "ученик""Методист" + 2 "ученика"Представитель жюриАудитория
ШГПИ (ФМФ)НГПИХузязянова Э.З. (ЕГПУ)144 А.
ШГПИ (инф)УрГПУЛеонова Е.А. (ЧГПУ)113 В
НГПИШГПи (ФМФ)Стародубова Т.А. (ВГГУ)135 А
УрГПУТГПИСавельева Л.А. (МаГУ)137 А
КГУЕГПУУстинова Н.Н.222 А
МаГУШГПИ (инф)Маузитова Г.Г. (НГПИ)235 А
ЧГПУМаГУМащенко М.В. (НГСПА)120 В
ЕГПУНГСПАОленькова М.Н. (ТГПИ)121 В
НГСПАВГГУКозловских М.Е. (ШГПИ)312 В
ТГПИКГУАлександрова Н.В. (НГСПА)237 А
ВГГУЧГПУТомилина Е.Н. (КГУ)105 В

Критерии оценивания работы учителя:


1. Умение организовать аудиторию - 2 балла.

2. Грамотная речь - 2 балла.

3. Знание фактического материала - 2 балла.

4. Умение аргументировать выбор методов, приемов, средств, форм обучения - 3 балла.

5. Умение отвечать на вопросы оппонентов - 3 балла.

6. Артистизм - 1 балл.

Критерии оценивания работы методиста


1. Умение грамотно задавать вопросы - 2 балла.

2. Умение вести диалог с учителем - 2 балла.

3. Знание особенностей преподавания данной темы - 2 балла.

4. Умение аргументировать выбор методов обучения - 4 балла.

Критерии оценивания работы учеников


1. Знание фактического материала - 2 балла.

2. Умение включаться в образовательный процесс - 3 балла.

Критерии оценивания конспекта


1. Структура оформления - 2 балла.

2. Четкость постановки целей и задач - 3 балла.

3. Определение требований к знаниям и умениям учащихся - 3 балла.

4. Использование нестандартной формы занятий - 2 балла.

5. Соответствие содержания основным дидактическим принципам и поставленным целям - 3 балла.


Результаты тура представлены в таблице:

Вуз"Учитель" + "ученик""Методист" + 2 "ученика"ИтогоМесто
КГУ18.51129.59
МаГУ3121511
НГСПА229317
НГПИ2211335
ЕГПУ1914335
ВГГУ2610362
ЧГПУ2213353
УрГПУ881610
ШГПИ (инф)2712391
ШГПИ (фмф)2011317
ТГПИ268344

ДЕБАТЫ


На дебатах команды выступали в следующих комбинациях:

1 команда2 командаПредставители жюриАудитория
ШГПИ (ФМФ)НГПИМащенко М.В. (НГСПА)
Стародубова Т.А. (ВГГУ)
112 В
ЕГПУУрГПУУстинова Н.Н. (ШГПИ)
Томилина Е.Н. (КГУ)
121 В
НГСПАТГПИМаузитова Г.Г. (НГПИ)113 В
КГУВГГУХузязянова Э.З. (ЕГПУ)
Савельева Л.А. (МаГУ)
120 В
МаГУЧГПУАлександрова Н.В. (НГСПА)
Оленькова М.Н. (ТГПИ)
105 В
ШГПИ (инф)НГСПАМаузитова Г.Г. (НГПИ)
Томилина Е.Н. (КГУ)
105 В

Критерии оценивания дебатов


Поощрения:

1. Логичность построения высказывания - 5 баллов. 2. Последовательность изложения аргументов за и против - 5 баллов. 3. Грамотность и аргументированность вопросов и ответов - 3 балла 4. Умение корректно задавать вопросы - 4 балла. 5. Соответствие задаваемых вопросов заявленной теме - 1 балл за вопрос (не более 6 вопросов). 6. Культура речи выступающих - 2 балла. 7. Информативность выступления участников - 5 баллов. 8. Научность выступления - 5 баллов

Наказания:

1. Несоблюдение дисциплины - 3 балла. 2. Проявление неуважения к соперникам - 5 баллов. 3. Несоблюдение временных ограничений -3 балла.

Результаты конкурса представлены в таблице:


ДебатыСудьи  
Команда123ИтогоРанг
КГУ2120 20.57
МаГУ18.519 18.758
НТГСПА33302830.333331
НЧГПИ1315 1411
ЕГПУ2126 23.55
ВГГУ2829 28.53
ЧелГПУ2725 264
Ур ГПУ1613 14.510
ШГПИ (инф)3129 302
ШГПИ (фмф)1417 15.59
ТГПИ23  236

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

КомандаВизиткаМестоТеоретичМестоЗадачныйМестоМетодичМесто ДебатыМестоИтогоИтого рангместо
КГУ147885,56816,5929,5920,57299,0641 9
МаГУ155793,3378,511151118,758290,5844 10
НГСПА1841101,11568431730,33331414,44318 3
НЧГПИ162595,56615,5103351411320,0637 7
ЕГПУ1616110339733523,55366,526 4
ВГГУ1151081,1110201,5136228,53462,1126 4
ЧелГПУ1763118,892942353264449,8914 2
УрГПУ125984,449486161014,510287,9444 10
ШГПИ (инф)1772138,89169,53391302454,399 1
ШГПИ (фмф)1674102,23462531715,59377,7329 6
ТГПИ1141176,6611397344236286,6639 8

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх