Раскрыть

В ШГПУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Этнопедагогика в контексте современной культуры»

9 октября 2021 г. в Шадринском государственном педагогическом университете в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (№ 073-00071-21-01 от 14 июля 2021 г.) прошла Международная научно-практическая конференция «Этнопедагогика в контексте современной культуры». Инициатором конференции выступила кафедра дошкольного и социального образования ШГПУ. Основная цель конференции состояла в привлечении внимания общественности к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формировании единого пространства для обсуждения актуальных вопросов совершенствования системы образования на основе выявления потенциала этнопедагогики в развитии и воспитании детей и молодежи, распространении этнопедагогического опыта. В мероприятии приняли участие ученые, аспиранты, магистры и студенты из Египта, Белоруссии, Китая, Казахстана, Туркменстана, Киргизии и разных городов России (Барнаул, Бийск, Иркутск, Кызыл, Магнитогорск, Москва, Нефтеюганск, Саранск, Смоленск, Сургут, Ульяновск, Уфа, Шадринск и др.)

Участникам конференции был направлен приветственный адрес от трудового коллектива Международной Мариинской Академии им. М.Д. Шаповаленко с пожеланием содержательного общения, новых научных и творческих открытий, оптимизма и профессиональных успехов.

Открывая конференцию, проректор по научной и инновационной работе ШГПУ Скоробогатова Наталья Владимировна подчеркнула особую важность реализация развивающего потенциала этнопедагогики в современном образовании, актуальность этнопедагогических аспектов для формирования поликультурной личности подрастающего поколения.

На пленарном заседании конференции выступили известные российские ученые. Так, Борисов Сергей Борисович, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин ШГПУ, в свойственной ему диалоговой манере изложения погрузил участников конференции в мир проблем культурной антропологии детства.

Живой интерес у участников конференции вызвали доклады гостей конференции:

Лашковой Лии Луттовны, доктора пед. наук, профессора кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Зыряновой Светланы Михайловны, канд. пед. наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, Россия, на тему: «Теоретические основы и инновационный опыт по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста»;

Абрамовских Натальи Викторовны, доктора пед. наук, доцента, заведующего кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия, на тему: «Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в игровой программе внеурочной деятельности «Югра – Мир, который строим МЫ»;

Мироновой Александры Анатольевны, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики обучения русскому языку ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, на тему: «Реализация программы «Русский язык как иностранный. Педагог дополнительного образования»: опыт и перспективы»;

Рюминой Юлии Николаевны, канд. пед. наук, доцента кафедры педагогического и специального образования «Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, Россия, на тему: «Формирование культуры толерантности будущего педагога системы инклюзивного образования»;

Абашиной Валентины Васильевны, канд. пед. наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, Россия, на тему: «Народная игра как средство формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста»;

Матушак Аллы Федоровны, доктора пед.наук, профессора ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный педагогический университет» на тему: «Традиции семьи в системе этнопедагогики дошкольного и начального образования: опыт республики Польша».

В течение дня состоялись заседания шести секций:

– «Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике: история и современность»;

– «Этнопедагогическое наследие: интерпретация и трансляция в условиях современного образовательного пространства»;

– «Этнопедагогическое наследие народных подвижных игр в воспитании подрастающего поколения»;

– «Этнопедагогические подходы в музыкальном образовании детей»

– «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья средствами этнопедагогики»;

– «Этнопедагогика в контексте современной культуры Республики Кыргызстан» было продолжено обсуждение вопросов изучения роли этнопедагогики в условиях реализации ФГОС на разных ступенях образования.

В ходе состоявшихся во время секций дискуссий, обсуждались современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве, проблемы формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов, вопросы воспитания толерантности у детей и подростков и многое другое.

Удачно в формат мероприятия вписывались выступления практических работников г. Шадринска и студентов ШГПУ, защита педагогических проектов; проведение мастер-класса «Игры народов России» инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 33», г. Шадринск; «Мастер класс по изготовлению русской народной куклы Немовленок (Пеленашка)», студентки 3 курса ШГПУ Петровских Олеси Владимировны.

«Проект «Я – гражданин России (на материале культуры Чеченской Республики)» был представлен Васькиной Марией Алексеевной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад №33», г. Шадринска. Педагог продемонстрировала наиболее эффективные приемы работы по этнокультурному образованию детей.

На заседании секции «Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике: история и современность» Степных Дамира Шайхутдиновна, руководитель Центра татаро-башкирской национальной культуры «Дуслык», г. Шадринск обобщила опыт этнокультурного воспитания в Центре «Дуслык» и выступила с инициативой сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями города Шадринска и Шадринского района.

В ходе работы секции «Этнопедагогическое наследие: интерпретация и трансляция в условиях современного образовательного пространства» острую полемику вызвали доклады Н.М. Ждановой: «Актуальные вопросы использования этнопедагогического наследия в современном образовательном пространстве»; О.В. Булдашевой на тему: «Педагогический потенциал народных игр в физическом воспитании младших школьников»; Т.А. Крючковой «Использование краеведческого материала Зауралья на уроках литературного чтения в начальной школе»; М.В. Губенко «Использование этнопедагогического наследия в воспитании младших школьников»; А.В. Манаковой «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством народных игр».

Выступление Сатыбалдиева Мусабека Маматовича, старшего преподавателя кафедры мировых языков Кыргызско-Российского факультета Ошского государственного педагогического университета, г. Ош, Кыргызстан, на тему: «Значение произведений Алексея Толстого в воспитании подрастающего поколения» также вызвало дискуссию.

На секции «Этнопедагогические подходы в музыкальном образовании детей» были рассмотрены возможности этнопедагогики в художественно-эстетическом и музыкальном развитии детей. Представленные педагогами-музыкантами практические разработки включали веселые народные музыкальные игры и имели высокий научно-методический уровень. Доклады сопровождались красочными презентациями и просмотром видеосюжетов, иллюстрирующих потенциал различных энопедагогических средств в музыкальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В работе секции, организованной на базе Ошского государственного педагогического университета в г. Ош, Кыргызстан, также прошли активные обсуждения наиболее значимых вопросов по проблематике конференции. Докладчики К. И. Молдоканова, Зарипбек кызы Аксана, А. К. Осекова, Т.Т. Субанов представили основные результаты исследований в контексте этнопедагогики и аргументировано проанализировали сложившуюся ситуацию в сфере этнокультурного воспитания в Кыргызстане с учетом влияния современных мировых тенденций на развитие этнокультурных традиций в различных странах.

Для участников конференции была подготовлена выставка текстильных кукол, привезенных из разных уголков России, Белоруссии, а также сделанных руками педагогов и студентов ШГПУ.

В заключение следует отметить, что проведение конференции не только позволило привлечь внимание ученых, педагогов-практиков, родителей к проблемам этнокультурного и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, но и стало хорошей научно-практической площадкой для сотрудничества, распространения этнопедагогического опыта, обучения детей и взрослых миру и взаимопониманию.

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх