Войны священные страницы

Войны священные страницы…

Именно под таким названием в читальном зале главного корпуса ШГПИ 23 марта стартовала выставка, приуроченная к 70-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В центре внимания выставки оказались книги, напечатанные в то суровое время. Цена Победы – это бесстрашие защитников Бреста, 872 дня блокадного Ленинграда, добытая огнём и кровью победа под Сталинградом, подвиг героев Курской дуги и штурм Берлина. А для писателей военные годы стали не просто материалом для книг, а судьбой, разделённой со всем народом.

От книг так и веет суровостью тех лет! Татьяна Николаевна отметила, что в годы войны книги зачастую готовили и печатали за несколько дней, а о каком бы то ни было полиграфическом исполнении и художественном оформлении говорить тогда не приходилось. Однако, несмотря на это, маленькие книжки в потёртых сереньких обложках, напечатанные на простенькой бумаге и практически с полным отсутствием иллюстраций, не теряют своей исторической ценности в глазах нынешнего поколения.

Также Татьяна Николаевна добавила, что издательская деятельность развернулась не только в тылу, но и на оккупированной территории. Партизаны налаживали собственное производство красок, переливали шрифты, в качестве бумаги использовали оборотную сторону обоев и даже древесную кору. Были случаи выпуска и распространения рукописных книг. Листовки, газеты, брошюры печатались в самодельных или походных типографиях в лесах оккупированных областей.

К сожалению, на выставке нет партизанских изданий. Вместо этого в читальном зале ШГПИ представлены лучшие образцы книг из библиотечного фонда института, напечатанных в сороковые годы прошлого века. Данное собрание особенно ценно ещё и потому, что в нём есть достаточно редкие в наши дни книги Ленинградского блокадного издательства. В частности, среди детской литературы ярко выделяется «Букварь», опубликованный 3 мая 1945 года, буквально за неделю до окончания войны. Напечатанный на плотной бумаге и снабжённый цветными (!) иллюстрациями, он предназначался для наших бабушек и дедушек – послепобедных школьников. Рядом с букварём сиротливо притаилась чёрно-белая раскраска, изданная двумя годами ранее. Каждый рисунок сопровождён незатейливым четверостишием, рассказывающим о том, что здесь предлагается разукрасить – мячик, пони, мишку и так далее.

Большинство книг на выставке представляют учебные пособия по самым разнообразным отраслям знаний – физика, математика, химия, архитектура, сельское хозяйство, производство. Они предназначались для людей, оставшихся в тылу, чтобы они смогли выучить, сохранить и передать другим эти знания, чтобы осуществлять деятельность основной инфраструктуры и поддерживать жизнь в пострадавшей от войны стране. Неизвестно было, сколько ещё продлится война, сколько ещё придётся пережить нашему народу, но уже тогда мечтали о мирной жизни и готовили будущих специалистов для восстановления разрушенных городов, сёл, заводов и фабрик.

Среди художественной литературы особое место занимают книги карманного формата, со стихами и песнями военных лет (есть даже «Сборник частушек Ленинградского фронта»). Их специально печатали такими маленькими, чтобы солдат мог положить книгу себе в карман гимнастёрки, а потом, в перерывах между боями, достать её, полистать, чтобы ненадолго отвлечься и поднять свой боевой дух.

Также, большим спросом – как на фронте, так и в тылу – пользовались книги из серии «Жизнь замечательных людей» (в годы войны она называлась «Великие русские люди»). Примечательно, что в то время, наряду с биографиями известных русских учёных, художников, писателей и композиторов, стали больше публиковать жизнеописания великих русских полководцев – Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, и других.

После ознакомления с экспонатами выставки Ольга Михайловна и Наталья Георгиевна провели небольшие презентации о жизненном пути и выдающихся произведениях тех писателей, чьё творчество неразрывно связано с Великой Отечественной войной. Первой представили повесть о пяти девушках-зенитчицах, чьи судьбы были соединены войной. Каждая из них до этого жила своей жизнью, мечтала о любви и счастье, но беспощадное лето 1941-го заставило их взяться за оружие. Конечно же, речь идёт о повести «А зори здесь тихие», автором которой является советский писатель и лауреат государственной премии Б.Л. Васильев. Борис Львович родился в 1925 году. В юности он мечтал стать историком, но судьба распорядилась иначе – в 1941 он ушёл на фронт добровольцем. Борис Львович трижды попадал в немецкое окружение и трижды выходил из него без единой царапины – видимо, судьба хранила будущего писателя, чтобы он смог без прикрас и недомолвок освятить трагичные события тех лет на страницах своих произведений.

Большой интерес и душевный отклик у студентов вызвала история о нелёгкой жизни и судьбе Ольги Фёдоровны Берггольц, советской поэтессы и близкой подруги Анны Ахматовой. Именно ей принадлежит авторство известного выражения «Никто не забыт и ничто не забыто!» (строчки из «Ленинградской поэмы»). Ольга Фёдоровна пережила пытки и допросы в казематах НКВД, 171 день тюремного заключения и блокаду Ленинграда (все 872 дня!), но семейные неурядицы (в частности, чёрствое отношение со стороны мужа) и пристрастие к алкоголю в поздние годы жизни стали последней каплей. Ольга Фёдоровна в годы войны была «голосом блокадного Ленинграда» – она буквально ночевала в радиорубке и ежедневно вела передачи на ленинградском радио, своими стихами вселяя в сердца горожан веру и надежду в скорое освобождение города. Ленинградцы знали – «Если Оля в эфире – значит, город не сдан!». Увы, советское правительство не вняло последней воле поэтессы – после смерти в 1975 году её похоронили на Литературных мостках, а не на Пискарёвском кладбище, рядом с теми, ради кого она каждый день выходила в эфир.

Третьим сотрудники библиотеки представили рассказ знаменитого советского писателя и лауреата Нобелевской премии Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Примечательно, что во время церемонии вручения Нобелевской премии в Швеции писатель не поклонился шведскому королю, вручавшему премию. До сих пор идут споры – то ли Михаила Александровича по досадной оплошности не предупредили об особенностях международного этикета, то ли наоборот, писатель таким образом показал, что русский человек чужому королю кланяться не будет. Сам же рассказ, рекомендованный к прочтению в рамках школьной программы, посвящён судьбе двух одиноких людей, потерявших своих близких в трагичные годы войны – советского солдата Андрея Соколова и маленького мальчика-сироты Вани. Они помогли друг другу избавиться от одиночества. Мы же можем прочувствовать, насколько глубоко было горе людей, ставших одинокими, и насколько счастливыми они смогли стать, найдя родственную душу.

Уходя из читательского зала, каждый посетитель вынес что-то личное, понятное только ему одному. Оно и понятно – ведь в нашей стране практически нет семьи, которую бы обошла стороной Великая Отечественная война. В завершении хотелось бы поблагодарить сотрудников библиотеки института – Ларису Александровну Пермякову, Татьяну Николаевну Ульянову, Ольгу Михайловну Ярушникову и Наталью Георгиевну Гилёву – за представленную выставку, познавательную экскурсию, яркие презентации и сохранение исторической памяти об этой войне, ведь, как известно, пока жива историческая память – существует и народ.

Валерий Усманов

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх