Студентами показали, как нужно любить

Шадринский драматический театр открыл свои двери специально для студентов пединститута. В честь празднования 70-летнего юбилея Победы актеры подготовили для молодого поколения очередную тонкую и душевную игру, пробуждающие настоящие эмоции. Зрители не остались равнодушными, ведь трагедия мирового масштаба миллионами осколков задела и поранила в свое время каждую советскую семью. Драматическая новелла «Саня, Ваня, с ними Римас» в постановке Валерия Медведева – как сохранить любовь, честь и верность наперекор всем обстоятельствам.

История основана на реальных событиях. Также реально и правдиво персонажи проживали свою жизнь, в которую вмешалась война и перепутала дороги главных героев. В полумраке на сцене освещены деревенская изба, лавка под окнами и невысокий забор с воротами. Тишина. Сельский покой… А где-то далеко взрываются гранаты и гремят пулеметы. Началась война. Но здесь, на Урале, все мирно, спокойно, сюда фашист не придет.

Деревенскую идиллию нарушают веселые женские голоса. Под окнами после дневных хлопот собрались хозяйка дома Соня и сестра ее Шура, пошучивают: «Нюрка-то наша снова беременна! Война идет, а они все строгают!»Тогда никто не верил, что война будет долгой, пророчили лишь несколько месяцев… Тут и сама Нюра, соседка, в гости подошла. Мужья сестер – Саня с Ваней – с колхоза вернулись. И пошел деревенский разговор, просторечный, с бойкими словцами! В зале посмеиваются: узнают выражения… Балагурят на сцене мужики, бабы хохочут. Как бы тяжело не было, не унывают сельчане: и труду, и байкам минуты найдут.

А тем временем деревенский милиционер Римас спешит предупредить односельчан об опасности. По ложному доносу (за несколько испорченных мешков с мукой) Сане и Ване грозит арест этой ночью. Статья за вредительство… Жены хлопотливо, с высохшими на щеках слезами, собирают мужей в дорогу. Саня и Ваня решают пробраться на проходящий поезд и бежать добровольцами на фронт. Деловито отшучиваются, мол, скоро вернутся, глазом, не успеете моргнуть. Но в нависшей тишине и персонажи, и зрители в зале понимают, что за нарочистой храбростью скрываются страх невозвращения и сожаление о расставании с родными.

Отдающие в сердце, раздаются тяжелые удары в ворота. За мужьями пришли. Собравшиеся вместе жены притихли и затянули песню. Сначала еле слышно. Потом громче: «Когда мы были на войне…» Чем громче удары в ворота, тем отчаянней голоса. Нужно потянуть время, чтоб любимые смогли дальше уйти. И над двором разносится женское тоскливое, но твердое: «…Там каждый думал о своей любимой или о жене…» Неугомонный лай собак, Барбос надрывается, цепь рвет, стуки в дверь как барабанная дробь. Хлопок! На сцене и в зрительном зале обмерли, затаили дыхание. Вот и кончилась балагурная жизнь. Затих Барбос…

Прошло восемь лет. Война четыре года как закончилась. На сцене все тот же домик с лавкой. Только его хозяева уже не те. Репрессии, выматывающие работы на лесозаготовках и голод дали о себе знать. Но не сломили главных героев. Шура с Нюрой восстанавливают хозяйство, только Сони с ними нет: умерла, узнав, что муж Саня погиб на войне. От Вани за все эти годы нет ни весточки. Шура устала ждать, восемь лет хранила ему верность. Нужно дальше жить. Соглашается выйти замуж за Римаса: хороший, всю войну помогал ей, не позволил умереть с голоду. А Ваня… Мечется героиня: и совесть мучает по отношению к одному, и благодарность чувствует по отношению к другому.

И тут на сцене появляется муж. Живой, здоровый, с чемоданом подарков. Откуда, где он был все это время?! Обида, злость в словах Шуры. Ей неинтересно, где он мотался, она уже сделала свой выбор. Хотя… Пусть расскажет. Пусть оправдывается, да так, чтоб все поверили! Женщины и Римас отступили к краю сцены. Весь свет направлен на блудного мужа. Тишина. Зрители тоже замерли, чтобы не пропустить ни единого слова обвиняемого. Он был на фронте. Попал в плен. Бежал. Но в домой не поехал – это означало попасть в тюрьму, ведь после плена считаются врагами народа. На фронте встретил радистку. Тяжело на войне, они держались друг друга… Ей перебило ноги. Ваня все это время таскал ее на себе. Кандалы ненависти персонажей, зрителей потихоньку спадают с героя. Полгода бабы пускали Ваню с собой в женскую баню. Потому что он мыл калеку-подругу. Вскоре она умерла. Ваня разыскал ее дочь и приютил. Хотел написать Шуре, да с чего начать, уж столько времени прошло. Подрастил чужую дочь и вернулся домой.

Что будет делать Шура, кого из двух близких людей выберет? На Бога одна надежда. Вымотали оба ей душу. Поставила мужикам бутылку водки: вот вам, сами решайте, с кем должна остаться! Убежала в деревню, смотрит издалека на горящие окна в доме, тревожно: там решается ее судьба. Римас – хороший, а Ваня…родной.

Кто-то идет. Кто это? Ваня? Ванечка! Римас отступил, не стал разрушать семью. Если уж война, годы не остудили чувства, то он и подавно не сможет того сделать. Прижалась Шура к мужу, плевать на все обиды, ему ведь тоже пришлось несладко. Обоим было тяжело, оба нашли поддержку и утешение в других людях. А сейчас нужно продолжать свой путь. Ведь самое серьезное испытание позади.

Правдивый сюжет, искренняя игра актеров оставляют глубокое впечатление от спектакля. Выходишь из зала как будто обновленный: только что пережил насыщенную на эмоции, непростую жизнь, все хорошо закончилось, и тебе спокойно и легко как никогда. Было единение между героями на сцене и студентами в зрительном зале: мы вместе смеялись над потехами и замирали в кульминационные моменты. Такие спектакли как «Саня, Ваня, с ними Римас» показывают, как сложно, но возможно сохранить верность, порядочность и благородство в тяжелое военное время. И нам, в мире, нужно также беречь эти ценности.

Наталья Ноздрина

Фото: Наталья Сапожникова

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх