Любовь Бобкова:

«Мы все родом из этой профессии»

 

Областной форум «Молодые педагоги Зауралья» собрал 5 сентября в стенах Шадринского государственного педагогического института более 70 представителей 16-ти районов Курганской области. Главное управление образования Курганской области совместно с руководителями образовательных учреждений обсуждали вопросы кадрового обеспечения системы образования Курганской области.

 

Пленарное совещание областного форума «Молодые педагогии Зауралья» началось с приветственного слова Тороховой И.А., заместителя главы Администрации города Шадринска по социальным вопросам. Ирина Александровна отметила актуальность форума: «Проблема нехватки кадров – проблема комплексная. Прежде всего, это проблема в системе образования, проблема адаптации и закрепления на местах молодых специалистов, проблема качества имеющихся трудовых ресурсов, проблема управления миграционными потоками. А во главе угла стоит проблема отсутствия целостной системы профориентации молодежи».

 

В своем докладе «Молодые педагоги Курганской области: состояние и перспективы развития» начальник Главного управления образования Курганской области Бобкова Л.Г., кандидат педагогических наук отметила, что в 2014 году практически в каждое учебное заведение города Шадринска пришел молодой специалист. Кроме того, лидерами по обновлению кадрового состава образовательных учреждений были названы Далматовский, Каргапольский, Мишкинский, Притобольный и Шадринский районы, которые перевыполнили план по приему молодых специалистов. В этом году были трудоустроены 191 молодой педагог, среди них выпускники вузов не только Курганской области, но и соседних регионов, что говорит о привлекательности нашего региона для специалистов. Тем не менее, такую ситуацию нужно не только сохранить, но и улучшить в перспективе. Любовь Григорьевна предложила разработать для каждого района социальный пакет молодого педагога, в который должны входить: подъемное пособие из областного бюджета 100 тысяч рублей или подъемное пособие за счет средств муниципальных бюджетов (Курган – 50 тысяч руб., Шадринск – 30 тысяч руб., в районах от 3-х до 6-ти окладов); обязательные стимулирующие выплаты; компенсация затрат за коммунальные платежи педагогам, проживающим в сельской местности; аренда жилья в сельской местности для молодых специалистов за счет средств муниципальных бюджетов; субсидии на погашение первоначального взноса ипотечного кредитования; помощь педагога-наставника на этапе профессионального становления; участие в курсах с целью повышения квалификации; предоставление госуслуги по аттестации на квалификационную категорию; предоставление отпуска продолжительностью 56 календарных дней в летнее время. «Молодой педагог должен увидеть, что он нужен, что мы заинтересованы в нем», – подтвердила начальник Главного управления образования Курганской области.

Кроме того, для изменения ситуации с обновлением кадров системы образования области, по мнению Бобковой Л.Г., необходимо вести грамотную профориентационную работу по педагогическому направлению. Для реализации этого аспекта необходимо диагностировать профессиональные предпочтения, организовывать муниципальные профильные классы, проводить экскурсии на предприятия и организации, создавать центры и кабинеты профориентации, проводить конкурсы, выставки, профильные летние смены (за счет средств на оздоровление и отдых, в том числе и за счет субсидий).

 

Ректор Института развития образования и социальных технологий Куган Б.А., доктор педагогических наук презентовал проект профориентационного технопарка «Зауральский навигатор». Одной из основных причин возникновения дисбаланса в подготовке и потребности кадров является отсутствие системы межведомтсвенного взаимодействия в осуществлении профориентационной работы. Именно этим обусловлена актуальность такого проекта как «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор».

Основными направлениями деятельности проекта, как отметил Борис Алексеевич, являются: организация массовой диагностики учащих, определение их профессиональных предпочтений, групповой профориентационный консалтинг и карьерное консультирование, оказание адресной помощи в построении индивидуальной траектории профессионального самоопределения учащихся, организация и проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся 8-11 классов в общеобразовательных организациях. Ключевым элементом проекта является создание ассоциативного ресурса учебных мест, который объединит потенциал учреждений дополнительного, профессионального образования и работодателей. Данный ресурс является универсальным и может быть использован как объект профориентационного туризма, обучения студентов техникума и местом профессиональных проб для учащихся базовых школ. В 2010 году был создан Профориентационный сайт Курганской области 45profor.ru, на базе которого сейчас может быть создан единый информационный ресурс.

Так же было отмечено, что основой профориентационной деятельности станет педагогический аспект, т.е. ориентирование школьников на педагогическую профессию (оказавшихся после диагностики в группе «человек-человек»). Внедрение ФГОС предъявляет к учителю новые требования, которые нашли отражение в профессиональном стандарте педагога, отметил Борис Алексеевич. Педагог должен стать организатором самостоятельной познавательной деятельностью ученика. Таким образом, необходима системная работа по подготовке педагогов из нынешних школьников. Чтобы учитель отвечал требованиям стандарта, был лидером, исследователем, генератором, психологом, необходимо развивать у учащихся инициативность, креативность, любознательность, толерантность.

 

Пономарева Л.И., и.о. проректора по научно-исследовательской работе Шадринского государственного педагогического института, доктор педагогических наук в своем выступлении отметила роль ШГПИ в реализации профориентационного технопарка «Зауральский навигатор». Людмила Ивановна, пояснила, что в центре программы инвестиционного развития вуза на 2014-2017 годы – непрерывное педагогическое образование, а сама программа базируется на опыте многолетней работы вуза. Например, научно-методическая поддержка реализуется через проект «Ступени мастерства». Кроме того, ШГПИ уделяет большое внимание развитию физико-математического образования в Курганской области. Не на последнем месте стоит решение проблем внедрения инклюзивного образования, во многих студенческих группа обучаются люди с ограниченными возможностями. Последние годы получила большое развитие педагогическая интернатура, позволяющая студентам старших курсов объединять работу по специальности и обучение в институте. Приоритетным является для пединститута развитие кластерной системы. Более подробно Людмила Ивановна рассказала о проекте «Профпробы», реализуемый в ШГПИ с прошлого учебного года совместно с отделом образования Администрации города. Благодаря проекту школьники смогли поучаствовать в деятельности выбранной профессии. Пономарева Л.И., пояснила, что это лишь небольшая часть работы по ранней профориентации, проводимой в вузе.

 

Месту образовательных учебных учреждение в реализации регионального межведомственного проекта «Зауральский навигатор» так же были посвящены доклады Левченко Е.Ю., проректора по учебной работе Курганского государственного университета, кандидата физико-математических наук, Катайцевой И.А., директора Курганского педагогического колледжа и Заговеньевой В.П., руководителя отдела образования Администрации г. Шадринска.

 

Во второй половине дня состоялась встреча начальника Главного управления образования Курганской области Бобковой Любови Григорьевны со студентами Шадринского государственного педагогического института. И ярмарка вакансий, на которой студенты старших курсов ШГПИ встретились со своими работодателями: представителями МОУО, директорами школ, руководителями служб содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

 

Юлия Ястремская

Фото: Анжелика Иванькина