ТЕСТ 1

ТЕМА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ

1. Дайте определение:

«МЕТОДИКА» - это . . .



2. Приведите в соответствие части методики и вопросы, которые они изучают (укажите стрелками):

Части методики Содержание



Частная методика





Общая методика
1.Изучает принципы построения учебного процесса.
2. Изучает процесс проектирования уроков по заданным темам.
3.Рассматривает принципы отбора содержания.
4.Делает анализ нормативно-методической документации.
5.Рассматривает вопросы преподавания конкретных разделов и тем технологии.
6. Изучает методы, средства, формы технологической подготовки учащихся.




3. Дайте несколько определений (2 – 3) понятия «технология»:

1.




2.



3.


4. Заполните таблицу:

Этапы методической деятельности учителя Результаты этапа Состав результатов
1. Подготовительный




2. Технологический




3. Заключительный







5. Технологическая подготовка и технологическая культура соотносятся между собой как:

a) средство и цель
b) цель и средство

6. Перечислите составляющие технологической культуры:








7. Укажите основные отличия учебных предметов «Трудовое обучение» и «Технология».







8. Назовите авторов-разработчиков ООТ:





9. Выберите год экспериментального введения Образовательной области «Технология» в учебный план образовательных учреждений России (нужное подчеркнуть):

1995, 1998, 1992, 1999, 1993, 2000, 2002.


10. Укажите основные проблемы развития Образовательной области «Технология» на современном этапе:

ТЕСТ 2

ТЕМА: НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

1. Допишите структуру государственного образовательного стандарта:

ГОС



2. В каком году утвержден последний федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по технологии:

1998г., 1999г., 2000г., 2001г., 2002г., 2003г., 2004г., 2005г.

3. Расположите основные нормативные документы в порядке убывания их первоочередности:

№ п/п Документы планирования
Поурочный план
Федеральные (типовые) программы
Календарно - тематический план
Стандарт
Сводный тематический план
Базисный учебный план
Рабочие программы


4. В стандарте обозначены следующие основные положения:







5. Укажите в таблице базовые и общие разделы, изучаемые на уровне основного общего образования согласно ГОСу

Изучаемые технологии
«Технология. Технический труд» «Технология. Обслуживающий труд» «Технология. Сельскохозяйственный труд»
базовые разделы:
   






общие разделы:


  




6. Укажите разбивку времени на изучение предмета технология с 5-9 класс

Класс Количество часов
5
6
7
8
9
10
11


7. Дополните выражение:
На уровне среднего (полного) общего образования технология является предметом ………………………………..и может изучаться на ………………………………. или………………………… уровне.


8. Каким нормативным документом определяется содержание специальной технологической подготовки школьников?



9. Как часто утверждается ГОС?



10. Продолжите выражение:

Любая образовательная программа имеет:











ТЕСТ 3

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Дополните выражение:

При планировании учебной деятельности учителю технологии необходимо знать следующие нормативные документы:







2. Подчеркните документы, которые учитель технологии должен самостоятельно разработать при планировании учебной деятельности:

Базисный учебный план, календарно-тематический план, стандарт, поурочный план, сводный учебный план


3. Перечислите требования, которые учителю необходимо учитывать при разработке приложений к сводному учебному плану:






4. Календарно-тематический план включает в себя следующие составляющие:






5. Перечислите виды поурочного плана:




6. Перечислите формы поурочного плана:


7. Выберите примеры формулировки образовательной, воспитательной, развивающей задач. Укажите в таблице их номера.

1. Содействовать развитию специальных способностей;
2. Дать начальное (или первичное) представление о …;
3. Закрепить понятия (знания)…;
4. Обобщить (систематизировать) знания …;
5. Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию …);
6. Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
7. Развивать у учащихся профессиональные интересы;
8. Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
9. Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
10. Углубить следующие представления …;
11. Расширить знания…;
12. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
13. Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике);
14. Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).
15. Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
16. Обеспечить усвоение…;

Образовательная
цель (задача) Воспитательная
цель (задача) Развивающая
цель (задача)




8. Перечислите оснащение урока:
1. МТО (материально-техническое оснащение):




2. МО (методическое оснащение):



3. ДО (дидактическое оснащение):



9. Дайте определение понятия:
«Структура урока» - это




10. Из указанных структурных составляющих выберите те, которые необходимы для определенного типа урока (заполните таблицу):

актуализация знаний, практическая работа, организационный момент, сообщение нового материала, вводный инструктаж, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, повторение материала, подведение итогов, сообщение темы и целей урока

Тип урока Структурные составляющие
Комбинированный


Теоретический


Практический


Контрольный





11. Выбери правильный ответ

Длительность уроков по технологии:

40 минут
45 минут
60 минут
75 минут
80 минут
90 минут







ТЕСТ 4

ТЕМА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Дайте определение понятия:

«УМЕНИЕ» - это …



2. Дайте определение понятия:

«НАВЫК» - это …



3. Нарисуйте схему взаимодействия знаний, умений, навыков:





4. Выберите характеристики навыка
(в таблице отметьте их знаком ):

Наименование характеристики Содержание характеристики
Характер деятельности правильное, но неуверенное и медленное выполнение действия точное, быстрое, уверенное, автоматизированное выполнение действий
Условия формирования в постоянно повторяющихся условиях в новых условиях
Вид контроля за конечным результатом за каждым элементом выполняемых действий
Возможность творческого применения маловероятна присутствует
Длительность формирования в зависимости от сложности ( может быть сформировано даже с первого раза) формируется в результате длительных упражнений



5. Отметьте особенности перехода умений в навык











6. Расставьте последовательность этапов формирования умений и сопоставьте стрелочками психологическую структуру умений с уровнями их сформированности


№ п/п Уровни
сформированности
умений Психологическая структура умений
Отдельные общие
умения Осознание целей действия, но не понимание способов их осуществления.
Деятельность осуществляется путем проб и ошибок.
Недостаточно умелая
деятельность Понимание не только целей, но и способов выполнения действий, однако в силу психолого-физиологических особенностей в развитии человека, деятельность выполняется медленно, т.к. присутствуют лишние движения, неуверенность и их несогласованность.
Мастерство Формируется ряд отдельных, высокоразвитых, но узких умений.
Первоначальное умение
Деятельность осуществляется правильно и быстро, отсутствуют лишние движения, появляется возможность выполнения сложных движений, включающих в себя скоординированную работу нескольких рабочих органов.
Высокоразвитое умение
Характерно творческое выполнение деятельности.


7. Расставьте последовательность этапов формирования навыка и сопоставьте стрелочками психологическую структуру действий с уровнями их автоматизации


№ п/п Уровень автоматизации навыка Психологические особенности выполнения трудовых действий

Сознательное, но
неумелое выполнение
действия
Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса навыка;

Начало осмысления
навыка

Отчетливое понимание целей действия, но не знание способов их достижения;


Высокоавтоматизиро-
ванный навык
Постепенное увеличение качества выполнения действия при ослабевающем произвольном внимании и появление возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка;


Автоматизация навыка
Ухудшение выполнения действия; возрождение старых ошибок (данный этап возникает обычно из-за длительного временного перерыва, в результате происходит частичная потеря навыка);

Вторичная
автоматизация

Точное, устойчивое, экономичное выполнение действия, ставшего средством выполнения другого, более сложного действия;

Деавтоматизация
навыка

Восстановление и совершенствование особенностей четвертого этапа.


8. Как называется положительное влияние приобретенного опыта на овладение новыми умениями



9. Как называется отрицательное влияние приобретенного опыта на овладение новыми умениями



10. Укажите причины интерференции умений и навыков



































ТЕСТ 5

ТЕМА: ИНСТРУКТАЖ – ОСНОВНОЙ МЕТОД РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

1. Дополните определение:

Инструктаж – это сочетание следующих методов: . . .


2. Перечислите классификации инструктажей:


а) по количеству инструктируемых:

инструктаж
может быть





б) по форме представления:

инструктаж
может быть




в) в зависимости от времени проведения по ходу урока:

инструктаж
может быть





3. Перечислите преимущества письменного инструктажа:




и т.д.

4. Дайте характеристику инструктажу с учетом классификаций, если он проводился для всей группы, во время практической работы, с помощью инструкционных карт.





5. Какой инструктаж должен быть систематическим, плановым и фиксироваться в специальном журнале?



6. Для каждого элемента работы укажите вид инструктажа, в процессе которого он выполняется:

Характер работы Вид инструктажа
Акцентируют внимание на достижение поставленных целей
Сообщают способы контроля выполняемой деятельности
Проводят целевые обходы
Проводят показ трудовых приемов в индивидуальном порядке
Знакомят с организацией рабочего места
Объясняют ПТБ
Отмечают критерии качества
Сравнивают работы с эталоном
Используют документы письменного инструктирования
Проводят повторный инструктаж
Оценивают качество сделанной работы



7. На какие вопросы должна отвечать ориентировочная основа действия?







8. Приведите в соответствие (укажите стрелками) тип ориентировочной основы и характер деятельности:


Тип ориентировочной основы деятельности Характер деятельности
I тип
«подумай и сделай сам»
II тип
«метод проб и ошибок»
III тип «делай как я» или «делай как написано в инструкции»


9. Укажите методические рекомендации по организации и проведению текущего инструктажа:








и т.д


10. Укажите методические рекомендации по организации и проведению заключительного инструктажа:







и т.д










ТЕСТ 6

ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


2. Дайте понятие:

«МЕТОД» - это . . .




3. Как соотносятся между собой «метод» и «прием»:

а) часть и целое;
б) целое и часть



4. Сделай схему классификации методов по источнику информации

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


5. Какие три группы методов по дидактической цели выделяет Ю.К.Бабанский

1.
2.
3.

6. Перечислите классификацию методов по характеру познавательной деятельности:









7. Расставьте последовательность психофизиологического механизма формирования трудового действия

№ п/п Этапы формирования
Результаты движения воспринимаются органами чувств (в основном зрением и внутримышечной чувствительностью – кинестезией) и сличаются (сопоставляются) с образом трудового действия, устанавливается величина и характер отклонения, а затем устраняются.

Возбужденные мышцы сокращаются и приводят в движение рабочие органы.
Соответственно образу действия в головном мозге возникают центробежные импульсы, которые по двигательным нервам направляются в мышцы, возбуждая их.
Объяснение и показ подлежащего усвоению действия как звуковая и зрительная информация, попадая через органы чувств (слух и зрение) в головной мозг, создают субъективный образ этого действия.



8. Приведите в соответствие метод и его характеристику

Метод
Характеристика
Лекция
Объяснение
Беседа
Рассказ • вопросно-ответная форма передачи информации;
• повествовательное изложение;
• четкое, аргументированное изложение материала научным языком;
• метод, сочетающий в себе элементы других словесных методов



9. Укажите «активные» методы обучения:




и т.д.

10. Сделай схему показа трудовых действий



I этап II этап III этап


11. Укажите систему целей упражнений с учетом их преемственности


12. Укажите схемы сочетаний инструктажей и упражнений
• целостное сочетание

• простая последовательность

• комплексное сочетание

• неполная последовательность

• прогрессивная последовательность
ТЕСТ 7

ТЕМА: КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1. Перечислите требования к учителю при оценивании работ:





и т.д.

2. Перечислите основные критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках технологии:











и т.д.

3. Какая оценка выставляется, если учащийся
имеет небольшие пробелы в знаниях, недостаточно полно раскрывает материал и не всегда может использовать его на практике. Знает инструмент, но проявляет небрежное отношение к нему. Допускает беспорядок на рабочем месте, нарушает ПТБ. Делает ошибки в технологической последовательности и приемах работ. При подготовке инструмента, использовании нормативно-технологической документации и выполнении задания нуждается в постоянной помощи учителя. Выполненное изделие имеет отклонение от требований и затраты времени на 20-25% больше нормы.

4. Укажите классификацию видов контроля по времени проведения

КОНТРОЛЬ
может быть



5. Укажите классификацию видов контроля в зависимости от контролирующего лица
КОНТРОЛЬ
может быть





6. Перечислите методы контроля:

Теоретических знаний Практических умений














7. Проставьте последовательность приемов при проведении индивидуального опроса

№ Приемы проведения
Предложить всем остальным учащимся внимательно слушать и готовиться к тому, чтобы сделать дополнения или замечания.
Предложить возможный план ответа.
Кратко и четко сформулировать вопрос
Предложить всей группе в течении минуты подумать над ответом на поставленный вопрос.
Объявить оценку и прокомментировать ее.
Выслушать ответ, по возможности не прерывая его.
Предложить учащимся дополнить прослушанный ответ.
Если учащиеся не заметили имевшихся в ответе ошибок, то учитель должен задать дополнительные вопросы.
Вызвать учащегося для ответа.
При затруднениях учитель сам дополняет или уточняет ответ.
8. Перечислите названия уровней тестовых заданий (по Беспалько В.П.):

I уровень -
II уровень -
III уровень -
IV уровень –

9. Напишите формулу коэффициента усвоения:

Ку = , где

Коэффициент усвоения может быть:
< Ку <
Если Ку = - знания неудовлетворительные
Ку = - знания удовлетворительные
Ку = - знания хорошие
Ку = - знания отличные
10. Укажите для разных видов тестовых заданий их уровни

Виды тестов Уровни тестов
• Типовые задачи – для их решения необходимо применить известную формулу, правило или алгоритм решения.
• Проблемы, решение которых связано с творческой деятельностью, с творческим применением имеющихся знаний.
• На опознание – учащийся выбирает правильный ответ из альтернативы «да» - «нет».
• Тесты подстановки – в задании пропущено слово, формула или другой элемент деятельности.
• На классификацию – учащийся должен установить соответствие между представленными видами.
• Тесты конструктивные – учащийся должен самостоятельно дать полную формулировку понятия.
• На различение – в них дается несколько вариантов ответов и учащийся должен выбрать из них правильные.
• Решение нетиповых задач, использование знаний в нетиповых ситуациях. Решение тестов 3 уровня сводится к сведению нетиповых задач к типовым, т.е. учащийся каждый раз решает для себя вопрос, как использовать известный ему способ деятельности в новой ситуации.
11. Укажите достоинства и недостатки тестового контроля
Достоинства Недостатки





ТЕСТ 8

ТЕМА: ПИСЬМЕННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Дайте определение:

«ПИСЬМЕННЫЙ ИНСТРУКТАЖ» - это . . .



«ПИСЬМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ» - это . . .




2. Укажите функции письменного инструктирования








и т.д.

3. Приведите в соответствие вид письменных инструкций и их характеристики (укажите стрелками):

Вид письменных инструкций Характеристика

Инструкционные карты
Технологические карты
Инструкционно-технологические карты • Применяют на начальных этапах выполнения комплексных работ, содержат информацию о технологической последовательности, технических условиях, режимах обработки технологических операций;
• Применяют при выполнении комплексных работ, раскрывают поэтапность обработки (последовательность операций);
• Применяют при изучении операций, в них раскрывается последовательность приемов, средства, способы выполнения, условия самоконтроля
4. Укажите классификацию письменных инструкций по формам:

ФОРМЫ ПИСЬМЕННЫХ ИНСТРУКЦИЙ







5. При построении письменных инструкций в форме графических моделей используются схемы (зарисуйте их):
• Последовательное выполнение операций:










• Одинаковая очередность выполнения операций:











• Плавающие операции:



6. Распределите требования к инструкциям в зависимости от этапов формирования технологических знаний и умений:

1 этап – формирование первоначальных знаний и умений;
2 этап – развитие и совершенствование знаний и умений;
3 этап – формирование высокоразвитых знаний и умений.

Требования к инструкциям Этап
• По оформлению должна быть приближена к стандартной технологической документации.

• Может демонстрировать вариативность обработок.

• Для формирования терминологического языка выделять (шрифтом, цветом, подчеркиванием) основной термин операции.

• Представлять информацию, разбивая содержание на отдельные составляющие.

• Инструкция должна представлять возможность обобщать изученный материал.

• Инструкция должна представлять возможность самостоятельного выбора рациональной последовательности без указания однозначного алгоритма действия.

• Наглядный образ заменяет большую часть словесной информации.

• Инструкция должна содержать не только словесные описания, но и наглядный образ выполняемой деятельности.

• Должны содержать подробную информацию о предстоящей деятельности: что делать?, как делать?, в какой последовательности?, с помощью чего делать?, какие технические условия соблюдать?, как и каким образом контролировать?

• Содержание инструкции должно быть сокращено (т. е. дается только новая незнакомая информация, остальная вспоминается обучаемым самостоятельно).

7. Расставьте этапы разработки письменных инструкций в последовательности их выполнения


№ Этапы разработки письменных инструкций
Выбор формы ПИ

Постановка целей и задач в соответствии с конкретным этапом

Выбор вида письменных инструкций

Оценивание уровня сформированности технологических знаний, умений и навыков, индивидуальных возможностей и способностей обучаемых

Оформление ПИ в соответствии с требованиями

Определение условно выделенных этапов формирования технологических знаний и умений




8. Перечислите требования к методике демонстрации письменных инструкций:
ТЕСТ 9

ТЕМА: МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ


1. Дайте понятие:

«ПРОЕКТ» - это . . .



2. Дайте понятие:

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» - это . . .




3. Продолжи выражение используя список:

Родиной проектного метода обучения является . . .

Россия, Германия, США, Англия, Франция


4. Дайте характеристики основных принципов разработки творческих проектов:

«ЭСТЕТИКА» - это . . .



«СТАНДАРТИЗАЦИЯ» - это. . .




«ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ» - это . . .




«ЭКОНОМИЧНОСТЬ» - это . . .

«ЭРГОНОМИЧНОСТЬ» - это . . .




«ЭКОЛОГИЧНОСТЬ» - это . . .




5. Укажите критерии оценки, которые учитываются:

a) при оценивании качества проектного изделия:







b) при оценивании пояснительной записки:






c) при оценивании защиты проекта:






6. Перечисленные работы проектной деятельности разделите на этапы и заполните таблицу (в таблице указать номера работ).

1. Расчет себестоимости изделия.
2. Изготовление и оформление лекал.
3. Разработка технологической последовательности изготовления изделия.
4. Реклама проекта.
5. Выбор материалов.
6. Расчет чертежа конструкции.
7. Выбор оборудования.
8. Анализ необходимой информации.
9. Выбор и обоснование темы проекта.
10. Составление плана работы.
11. Выделение требований к материалам и изделию.
12. Построение чертежа конструкции.
13. Моделирование.
14. Изготовление проектного изделия.

Этапы проектной деятельности Виды работ
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Конструкторский этап
4. Технологический этап
5. Экономический этап
6. Заключительный этап


7. Укажите требования к выбору темы проектной деятельности:






8. Ответьте на вопросы утверждениями «ДА» или «НЕТ»

• Проект выполняется полностью самостоятельно.
• Проект выполняется под руководством учителя.
• Проект выполняется под руководством родителей.
• Проект может выполняться в составе группы.
• Часть проекта может быть выполнена родителями.





ТЕСТ 10

ТЕМА: СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ


1. Допишите структурные составляющие трудового процесса.



Трудовые . .  Трудовые … 

Трудовые . .  … работы




2. Дайте понятие:

«СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ» - это . . .






3. Укажите достоинства и недостатки предметной системы трудового обучения:


достоинства недостатки











4. Достоинства какой системы трудового обучения перечислены ниже:

• Предполагается последовательная отработка всех составляющих трудового процесса.
• Изучены способы наиболее рационального выполнения трудовых движений и приемов.
• Разработаны тренажеры, специальные приспособления для отработки отдельных трудовых приемов.


5. Схема какой системы трудового обучения представлена ниже:


6. Недостатки какой системы трудового обучения перечислены ниже:

• Длительное время, отрабатывая операции, учащиеся не видят результаты своего труда
• При обучении трудовым операциям бесполезно расходуются материалы и заготовки, выполняются предметы, не имеющие потребительской ценности
• Не предусматривает формирование умений организации и рационального планирования трудового процесса


7. Какая система трудового обучения была предложена в конце 19 века С.А. Владимирским. Эта система представляет собой соединение двух самостоятельных систем.

8. Объясните сущность проектной системы трудового обучения.



Последнее изменение: Четверг 25 Февраль 2010, 21:38