ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

1. Образовательная область «Технология»: понятие, цели, краткая история и этапы  внедрения.
Цели образовательной области «Технология». Основные отличия предмета «Технология» от предмета «Трудовое обучение». Авторы-разработчики концепции технологической подготовки. Краткая история развития образовательной области «Технология» и этапы внедрения. Структурная модель ООТ. Блочно-модульный принцип организации данной образовательной области.

2. Понятие технологии и технологической подготовки.
    Понятие «Технология». Взаимодействие понятий «Технология» и «Техника», краткая история их развития. Понятие «Технологическая подготовка» и «Технологическая культура». Составляющие компоненты технологической культуры: технологическое мировоззрение, технологическое образование, технологическое мышление, технологическая эстетика, технологическая этика.

3. Основные нормативные документы деятельности учителя технологии.
Государственный образовательный стандарт (ГОС), его виды и структурные части. Значение ГОСа. Обязательный минимум содержания. Максимально допустимый объем учебной нагрузки. Требования к уровню подготовки выпускников. Базисный учебный план и его части. Федеральный компонент ГОСа по предметной области «Технология».

4. Образовательные программы по предметной области «Технология». (виды программ, их характеристика, структурная модель программы «Технология»).
Варианты программ по трудовому обучению. Состав образовательной программы: пояснительная записка; учебный план; перечень знаний, умений и навыков; тематический план; краткое содержание каждой темы. Федеральные программы. Региональные программы. Школьные (местные) программы. Особенности разработки авторских программ.
 
5. Пакет планирующей документации учителя технологии.
Значение планирования учебной деятельности. Сводный учебный план. Приложения к сводному учебному плану. Требования при разработке приложений. Календарно-тематический план: его назначение, составляющие, варианты оформления.



6. Поурочное планирование и анализ урока.
Виды поурочного плана. Содержание поурочного плана. Примеры образовательных, обучающих и воспитательных задач. Оснащение урока: методическое, дидактическое, материально-техническое. Типы уроков. Структура урока. Формы поурочного планирования: текстовая, табличная, графическая, комбинированная. Требования к разработке поурочного плана. Анализ и самоанализ урока и их виды. Критерии успешности урока.

7. Формирование технологических умений и навыков.
Понятие умений и навыков. Схема взаимодействия знаний, умений и навыков. Сравнительная характеристика умений и навыков. Особенности перехода умений в навык. Этапы формирования умений и навыков. Перенос и интерференция умений, навыков. Причины интерференции.

8. Методы формирования знаний, умений и навыков в процессе технологической подготовки.
Классификация методов по разным основаниям. Образ действия: его психофизиологический механизм и методы формирования. Метод инструктирования и виды его классификации. Метод демонстрации трудовых действий. Схема показа трудовых действий. Условия повышения эффективности показа.

9. Метод упражнений на уроках технологии.
Метод упражнений и основные требования к нему. Система упражнений. Классификация упражнений по разным основаниям. Варианты сочетания инструктирования и упражнений. Примеры этих сочетаний.

10. Принципы трудового обучения.
Понятие принципа трудового обучения. Система принципов: принцип научности, принцип связи теории с практикой, принцип политехнизма, принцип прочности усвоения знаний, принцип систематичности и последовательности, принцип дифференцированного подхода, принцип сознательности и активности, принцип доступности, принцип индивидуального подхода. Характеристика каждого принципа. Примеры  реализации на уроках технологии.

11. Системы трудового обучения.
Структура трудового процесса и характеристика его составляющих. Понятие системы трудового обучения. Виды систем трудового обучения, их достоинства и недостатки. Предметная система. Операционная система. Операционно-предметная система. Моторно-тренировочная система. Операционно-комплексная система. Конструкторско-технологическая система. Проектная система.



12. Структура и типы уроков технологии в мастерских.
Составляющие структуры урока и их характеристика. Организационный момент. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Изложение нового материала. Практическая работа (вводный, текущий и заключительный инструктаж). Подведение итогов урока. Типы уроков: теоретический, практический, контрольный, комбинированный. Зависимость структуры урока от типа.

13. Контроль знаний и умений учащихся на уроках технологии.
Составляющие контроля (проверка и оценка). Значение контроля. Требования к учителю при  оценивании работ учащихся. Критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках технологии. Функции контроля.

14. Система учета и оценки знаний.
Составляющие системы контроля. Методы контроля теоретических знаний: беседы, устный опрос, зачет, экзамен, контрольные работы, тесты. Методы контроля практических умений: текущее наблюдение, хронометраж, проверка результатов практической деятельности. Нетрадиционные формы контроля.

15. Дидактические тесты на уроках технологии.
Уровни тестовых заданий: тесты узнавания, тесты воспроизведения, тесты эвристические, творческие тестовые задания. Коэффициент усвоения. Правила составления тестов. Требования к тестам. Преимущества и недостатки тестового контроля.

16.   Методический  анализ наглядных пособий на уроках технологии.
Роль наглядных пособий. Классификация наглядных пособий: натуральные, изобразительные, комбинированные. Требования к изготовлению наглядных пособий.  Методика демонстрации наглядных пособий.

17. Методика разработки и использования документов письменного инструктирования.
Понятие метода письменного инструктирования и письменных инструкций. Преимущества письменного инструктирования. Требования к разработке и содержанию письменных инструкций. Виды и формы письменных инструкций. Методика демонстрации письменных инструкций.

18. Методика выполнения проектов по технологии.
Понятие «проекта» и «проектного метода». Краткая история развития. Положение об ученическом проекте по технологии. Требования к выполнению проекта. Выбор объекта для проектирования. Принципы разработки творческих проектов. Алгоритм выполнения проекта. Критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 20:00