Приложения по организации воспитательной работы
Приложение 1

Основные направления и формы воспитательной работы на педагогической практике

 Воспитательная работа проводится по всем направлениям (трудовое, спортивное, умственное, нравственно-духовное и т.д. воспитание).
 В среднем звене следует больше проводить мероприятий состязательного (конкурсного) характера, бесед (но обязательно с анализом и разыгрыванием ситуаций практического характера).
 В старшем звене мероприятия должны быть в большей степени направлены на формирование самосознания школьников, затрагивать глобальные проблемы и т.д. Полезно со старшеклассниками проводить диспуты, беседы-рассуждения, приглашать для лекций специалистов и т.д.
 Работа по профориентации может проводиться в различной форме: беседы, рассказы (лучше всего, если это будет рассказ о ШГПИ, своем факультете), тестирование (но обязательно с обработкой и анализом результатов) и др.
 Работа с родителями на предвыпускном курсе проводится по желанию студента, на выпускном курсе – обязательно. Это может быть посещение семей 2-3 учащихся, анкетирование или тестирование родителей (с обязательной обработкой и анализом результатов), выступление с информацией на родительском собрании, тематическое родительской собрание, совместное мероприятие учащихся и родителей.
 Для проведения воспитательной работы студенты прикрепляются, как правило, по одному человеку к классу. На предвыпускном курсе они работают помощниками классного руководителя, на выпускном курсе выполняют все обязанности классного руководителя. Воспитательную работу студент ведет в соответствии с индивидуальном планом, в котором предусматривается не только работа в прикрепленном классе, но и участие в общешкольных мероприятиях.
 Основой плана воспитательной работы практиканта является план классного руководителя, который должен дополняться занятиями, проводимыми студентом по своей инициативе (с согласия классного руководителя). Одно воспитательное мероприятие (по выбору практиканта) объявляется зачетным. Такое мероприятие проводится и обсуждается в присутствии классного руководителя, методиста по воспитательной работе и всей группы практикантов.
 Готовясь к проведению зачетного воспитательного мероприятия, практикант составляет план-конспект и не менее чем за 2 дня до проведения мероприятия представляет его на просмотр классному руководителю и утверждение методисту по воспитательной работе.

Приложение 2

Структура и содержание конспекта зачетного воспитательного мероприятия

1. Класс, возраст воспитанников.
2. Организационная форма мероприятия.
3. Тема (название) мероприятия.
4. Цель мероприятия.
5. Задачи мероприятия.
6. Оборудование, оформление, реквизит:
- технические средства;
- иллюстрации, схемы, таблицы, плакаты;
- оформление доски, сцены, зала, игровой площадки; общая идея и элементы оформления;
- костюмы, актерский антураж;
- тематические выставки книг, рисунков, сочинений, поделок;
- предметы, необходимые для проведения мероприятия и отдельных его этапов: конкурсов, игр, тестов и т.д.
7. Подготовительная работа с воспитанниками (если была): подготовка сценария, оборудования, реквизита, оформление, проведение диагностики и т.д.; если подготовка к данному мероприятию началась на одном из предыдущих, то как именно (например, если классный руководитель запланировал цикл из 4-х мероприятий о самовоспитании: по одному в четверть, то в плане-конспекте 3-го мероприятия цикла надо кратко объяснить, каким образом оно продолжает два уже прошедших).
8. Ход мероприятия.
8.1. Организационное начало (объявляется тема, в доступной для воспитанников форме ставятся задачи мероприятия, акцентируется внимание на важности данного мероприятия; основная цель данного этапа – увлечь, заинтересовать тем, что будет дальше).
8.2. Основная часть (может состоять из различного числа этапов; количество и характер этапов зависят от формы мероприятия: если планируется игра, конкурсная шоу-программа, то этапы – это конкурсные задания; если диспут, то этапы – это обсуждаемые вопросы и т.д.).
8.3. Подведение итогов. Ценность этого этапа зависит от того, насколько в ходе его удалось «сконцентрировать», «высветить» основную идею (показать ее важность и привлекательность), выявить воспитательный эффект мероприятия.

Приложение 3

Схема анализа воспитательного мероприятия

1. Общие сведения.
1.1. Школа, класс, Ф.И.О. практиканта, проводившего мероприятие.
1.2. Форма и тема мероприятия.
1.3. Цель и задачи мероприятия.
1.4. Чем обусловлен выбор мероприятия (традициями класса, школы, системой воспитательной работы, особенностями данного коллектива учащихся и т.д.).

2. Анализ подготовки мероприятия.
2.1. Инициаторы мероприятия (педагог-методист, классный руководитель, практикант, учащиеся, их родители, администрация школы).
2.2. Как учитывались интересы и потребности учащихся при выборе мероприятия.
2.3. В чем заключалась подготовка к мероприятию (подготовка оформления, оборудования, сценария; проведение диагностики и т.д.).
2.4. Влияние подготовки к мероприятию на развитие коллектива и личности учащихся.

3. Анализ хода мероприятия.
3.1. Организованность учащихся во время мероприятия на различных его этапах.
3.2. 3.2. Эмоциональная насыщенность мероприятия.
3.3. Увлеченность учащихся ходом мероприятия, степень их участия, активности.
3.4. Соответствие оборудования, оформления, реквизита задачам мероприятия.
3.5. Влияние личности практиканта на подготовку и проведение мероприятия (создание благоприятного психологического климата в коллективе, педагогический такт, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и т.д.).

4. Подведение итогов, выводы.
4.1. Достоинства мероприятия, его воспитательная ценность.
4.2. Значение данного мероприятия для последующего развития отдельных учащихся и коллектива в целом (для совершенствования отношений в коллективе, пробуждения интереса к затронутым явлениям и фактам и т.д.).
4.3. Методические ошибки и недостатки, снизившие эффективность мероприятия, возможные способы их устранения.

Приложение 4

Схема творческого отчета студента-практиканта

1. Выполнение плана воспитательной работы на период практики. Какие отклонения от плана имели место, что не выполнено, почему, что сделано вне плана.
2. Какая основная воспитательная задача решалась в период практики. Какую воспитательную работу вы провели с учащимися (тема, содержание, воспитательная действенность).
3. Индивидуальная работа с учащимися. Как реализовался на практике индивидуальный подход к школьникам.
4. Работа, проведенная с родителями.
5. Работа по профориентации.
6. Какие умения и навыки воспитательной работы вы приобрели в процессе практики. Какие воспитательные задачи поставили перед собой на будущее. Впечатления от практики, от класса, в котором работали.
7. Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как педагога. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

Приложение 5

Технология подготовки воспитательного мероприятия
Процесс планирования воспитательного дела и мероприятия удобней осуществлять поэтапно. Рассмотрим один из возможных алгоритмов работы над планом-конспектом воспитательного мероприятия.

Этап тематического планирования
1. Решите, какова будет общая направленность мероприятия (этическое, социальноориентирующее, эстетическое, трудовое, физкультурное, познавательное, экологическое).
2. Выберите подходящую для этого тему. Придумайте интересное название.
3. Представьте себе возможные цели и хотя бы приблизительно – форму организации (беседа, диспут, игра, праздник, шоу-программа и т. д.).

Этап предварительного планирования
(составления черновика) плана-конспекта
1. Сформулируйте цели мероприятия.
2. Поставьте задачи, решение которых должно, на Ваш взгляд, гарантировать достижение целей.
3. Определитесь в выборе формы мероприятия.
4. Продумайте и пометьте, как Вы заинтересуете воспитанников предстоящим мероприятием ещё до его начала и вовлечёте их в подготовку к нему:
- реклама (плакаты, театрализованная реклама);
- пригласительные билеты;
- предварительные испытания;
- «секретные» задания инициативным группам.
5. Спланируйте привлекающее внимание организационное начало:
а) как Вы сообщите воспитанникам о важности мероприятия:
- деловое сообщение;
- образное вступление;
- торжественная церемония;
- сюжетная театрализация;
б) как Вы организуете начало мероприятия и переход к основной части:
- конкурсный отбор;
- знакомство с участниками;
- применение технических эффектов (музыки, света, шумов и др.);
- выполнение ритуалов;
- сценарные элементы.
6. Спланируйте основную часть мероприятия:
- решите, какая основная идея станет «двигателем» мероприятия: состязание (в чём? кого: команд или отдельных игроков?), путешествие (настоящее или воображаемое?), дискуссия, защита проектов и т. д.;
- выделите этапы основной части, придумайте, как связать их между собой, подвести итог каждого этапа и перейти к следующему);
- постарайтесь уже при планировании добиться, чтобы в ходе мероприятия участвовало как можно больше воспитанников (в идеале – все члены коллектива) – в качестве участников шоу, болельщиков, экспертов (жюри), ведущих, организаторов отдельных этапов, участников сценария;
- отразите в плане обращения ко всей аудитории, игры со зрителями, участие групп поддержки, включение элементов сценария, а также все детали, которые Вы сейчас хорошо себе представили, а потом можете забыть;
- позаботьтесь об устранении возможной организационной неразберихи: хватит ли места всем людям и вещам? ясно ли сформулированы вопросы и основные тезисы, которые прозвучат на мероприятии? какие предметы и в каком количестве понадобятся Вам для проведения мероприятия? какие планы, схемы, карты, транспаранты, плакаты, помогающие воспитанникам ориентироваться в ходе мероприятия, следует приготовить? и т. д.
7. Спланируйте чёткое и яркое подведение итогов:
- ритуал;
- награждение;
- раскрытие секрета;
- проверка памяти и внимания (обращение к эпизодам мероприятия);
- общая игра или песня;
- совместное решение или оценка.

Этап редактирования плана-конспекта
При редактировании плана-конспекта основными должны быть критерии ясности и практической осуществимости. Хорошо разработанный, подробный конспект уже сам по себе даёт ясную картину спланированного мероприятия. Составив черновой вариант конспекта воспитательного мероприятия, постарайтесь честно и аргументировано ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
1) Можно ли по Вашему конспекту провести спланированное мероприятие, не привлекая дополнительных источников информации? Будет ли он понятен другому педагогу, если ему придётся заменить Вас при проведении мероприятия?
2) Можно ли по плану-конспекту определить…
- …насколько цели, задачи, форма и содержание мероприятия соответствуют возрасту воспитанников?
- …каким образом будут достигаться воспитательные цели?
- …каковы Ваши предположения о том, когда и как в течение мероприятия воспитанники будут реагировать на происходящее?
- …какая часть от общего количества воспитанников примет активное участие в мероприятии на том или ином этапе, и чем будут заняты остальные?
- …когда и как начнётся каждый следующий этап?
3) Можете ли Вы как-либо улучшить план-конспект ещё до его практической реализации: заметили ли Вы методические ошибки и представляете ли себе способы их устранения (как повысить его эмоциональность, усилить воспитательную направленность, тщательней спланировать организацию некоторых этапов, включить дополнительно новые этапы или заменить ими старые и т. д.)?
Этап составления окончательного варианта
плана-конспекта воспитательного мероприятия
На этом этапе Вы, с учётом замеченных недостатков и новых идей, пишете план-конспект, по которому будете проводить мероприятие и который сдадите в конце практики. План-конспект воспитательного мероприятия следует аккуратно оформить в соответствии с приведёнными ниже требованиями к его структуре и содержанию.

Приложение 6

Типичные ошибки в методике воспитательного мероприятия
Практика показывает, что, анализируя воспитательную работу, начинающие педагоги наибольшие затруднения испытывают при выявлении своих ошибок. Вместе с тем, увидеть свои ошибки, понять их причины, наметить возможности для их преодоления и работать над их устранением, постоянно сверяя свои предположения с практикой – это самый эффективный путь к овладению профессиональным мастерством.
Методические ошибки обязательно сказываются на эффективности воспитательной работы при её осуществлении, однако они могут быть допущены (как, впрочем, замечены и исправлены) на предыдущих этапах. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся методические ошибки.
Ошибки, связанные с нарушением логики целеполагания
1. Воспитательные задачи не соответствуют целям.
Например, задача развития познавательных интересов не соответствует цели формирования у школьников активной гражданской позиции, поскольку решение задачи напрямую не связано с достижением поставленной цели.
2. Содержание мероприятия не соответствует целям и задачам.
Например, цели и задачи мероприятия связаны с патриотическим воспитанием, а его содержанием является развлекательно-игровая деятельность учащихся, слабо связанная (или никак не связанная) с формированием любви к родине, гордости за неё, знания истории Отечества и родного края, а также с другими компонентами, входящими в понятие «патриотическое воспитание».
3. Форма воспитательного мероприятия не соответствует целям и задачам.
Пример. Цель – «воспитывать культуру общения, формировать навыки общения». Форма построена на монологическом информировании: сначала учитель рассказывает классу о культуре общения, затем заранее подготовленные ученики рассказывают одноклассникам о культуре общения, наконец, педагог вопрошает класс – и дети снова рассказывают, что они узнали на мероприятии о культуре общения. Возможно, что при такой форме воспитанники много узнают о нормах культурного общения, но они не получат навыков, отвечающих этим нормам: избранная форма просто не позволяет достичь поставленной цели.
4. Цели и задачи не соответствуют возрасту воспитанников.
Пример. В 5 классе цель «Помочь учащимся в выборе профессии» неактуальна, потому что преждевременна для данного возраста, а в 11 классе цель «Познакомить с миром профессий» неактуальна, потому что от «знакомства» давно пора перейти к выбору профессии. В этом примере правильней было бы поменять цели местами.
5. Цели и задачи заведомо невыполнимы на одном-единственном мероприятии.
Например, бессмысленно ставить на мероприятии цели типа «воспитать коллективизм», «научить демократии», «сформировать толерантность» и т. п.
Вышеперечисленные ошибки возникают из-за того, что у педагога нет чётких представлений о цели мероприятия и способах её достижения, т. е. фактически мероприятие лишено цели и не рассчитано на достижение какого-либо прогнозируемого результата.
Ошибки в содержании и форме
1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.
Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.
2. Форма слишком необычна, непривычна для детей.
Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.
3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.
Из всех форм самая распространённая в школьной практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая беседа, при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают.
4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.
Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».
5. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.
Пример. На мероприятии в 8 классе, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета. 
Ошибки в организации деятельности воспитанников
1. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.
2. Педагог не регулирует отношения между детьми.
Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.
3. Педагог не ставит перед детьми задачи деятельности.
Непонятно, зачем надо выполнить ту или иную работу. Интересны ли воспитанникам эти задачи? Готовы ли они немедленно приступить к их решению?
4. Не организуется подведение итогов деятельности.
Непонятно, кто и как справился с работой, справились ли вообще. Соответствует ли полученный результат поставленным задачам? Была ли какая-либо польза от деятельности?
5. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности.
Следствие: дети не понимают, что и как они должны делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.
6. Нерациональная организация деятельности.
Например, педагог нерационально использует индивидуальные и фронтальные формы работы, объясняя отдельно каждому то, что можно сообщить сразу всем, и не делает индивидуальных разъяснений тогда, когда это действительно необходимо.
Ошибки в педагогическом общении
1. Педагог слишком жёстко задаёт ход общения, «давит» инициативу воспитанников.
Например, часто эта ошибка воплощается в ситуации, когда педагог, задав вопрос одному из учащихся, не даёт ему времени подумать над ответом, сразу начинает подсказывать или спрашивать других. Инициативу детей в общении могут тормозить отчуждённый тон педагога, излишняя однозначность и безапелляционность его суждений. Эффект «жёстко заданного хода общения» в воспитательном мероприятии может дать и обилие заранее отрепетированных педагогом с воспитанниками элементов. При этой ошибке мероприятие проходит организованно, у педагога есть контакт с детьми, однако степень самостоятельности, активного участия воспитанников в нём очень мала. Следствие: на мероприятии дети слабо усваивают опыт и неглубоко осознают нормы культурной жизни.
2. Педагог упускает инициативу в общении с детьми.
Эта ошибка возникает, прежде всего, из-за моментов неорганизованности в мероприятии, из-за отсутствия у педагога коммуникативной гибкости и (или) чёткого плана общения. Ошибка проявляется в том, что воспитанники теряют интерес к педагогу, «не слушают» его, занимаясь своими делами (это не обязательно могут быть явные нарушения дисциплины) или переводят разговор на другие, далёкие от задач мероприятия темы. 
3. Манера общения и поведения педагога не является положительным примером для детей.
Так, суетливость, нервозность педагога, неоправданные отклонения его речи от литературных норм, монотонность, невыразительность речи, недоброжелательные интонации в общении с воспитанниками не только затрудняют педагогическое общение, но и формируют у детей неправильные представления о том, как следует общаться.
Ошибки в методике педагогической оценки
1. Неоправданное завышение оценки.
2. Неоправданное занижение оценки.
Обе предыдущие ошибки связаны с нарушением связей между педагогическим требованием и педагогической оценкой: оценка не соответствует тем требованиям, которые были предъявлены к детям, а значит, требования воспринимаются детьми как неправильные (необязательные для выполнения) или оценка как несправедливая.
3. Неубедительность преподнесения оценки.
Оценка дана педагогом справедливо, но она не убеждает воспитанников в своей справедливости. Так бывает, если педагог высказывает оценочное суждение без уверенности в голосе, не поясняя, почему он именно так, а не иначе оценил того или иного воспитанника.
4. Несвоевременность оценки. Оценка дана не в тот момент, когда она была бы наиболее действенна.
Пример. Ребёнок, блестяще выполнив работу, ожидает, что педагог его сразу похвалит. Однако педагогу не до него: он занят чем-то другим и не замечает успеха своего воспитанника. Запоздалое одобрение в этом случае может быть воспринято воспитанником как снисходительность, воспитательная ценность педагогической оценки значительно снизиться.
5. Бестактность, грубость в оценке детей.
Ошибки в организации предметно-пространственной среды
1. Неэстетичность среды, обстановки, в которой проходит воспитательное мероприятие.
Пример. Познавательная игра проходит в классе, в котором часть стульев стоит на столах, доска небрежно вымыта, у доски стоят швабра и ведро для мытья пола. 
2. Отсутствие необходимой наглядности, оформления, оборудования, реквизита.
Пример. Микрогруппам даны задания, которые должны выполняться по алгоритмам, однако алгоритмы педагог не выписал заранее на отдельные листы или на доску. В результате он диктует алгоритм каждой микрогруппе, или же нескольким микрогруппам приходится пользоваться единственным листом, то и дело передавая его друг другу и ссорясь из-за него.
3. Нарушения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Пример. На одном из этапов конкурсной программы для девушек в 10 классе требуется нарезать хлеб. Предыдущий конкурс был связан с мытьём пола. Перед тем, как приступить к нарезке хлеба, ни одна из участниц не вымыла руки, хлеб режется не на разделочных досках, а прямо на столе, куски и крошки летят на пол, конкурсантки неосторожно обращаются с ножами. Следствием подобных ошибок, помимо опасности причинить вред здоровью воспитанников во время мероприятия, является формирование у школьников неправильных представлений об организации труда и окружающего их пространства, что в дальнейшем приводит к неряшливости и безвкусице, к повышенному производственному и бытовому травматизму, непредумышленному созданию угрозы для здоровья окружающих.
Ошибки, связанные с нарушением логики построения этапов воспитательного мероприятия
1. Нечётко выделяются основные этапы мероприятия.
Например, в ходе мероприятия непонятно: это всё ещё организационный этап или уже началась основная часть.
2. Нарушена последовательность этапов.
Например, педагог ставит задачи мероприятия перед воспитанниками не в начале, а в середине мероприятия, в то время, как они уже давно должны приступить к решению этих задач. 
3. Нарушена преемственность этапов.
Между этапами нет связи, один этап не вытекает из другого, мероприятие распадается на отдельные фрагменты. Эта ошибка особенно заметна, когда эмоционально насыщенный этап резко сменяется скучной деятельностью. 
4. Этап отсутствует или не выполнил свои функции.
Например, в конце мероприятия не подведены его итоги (этот этап обычно «страдает» больше других). Или на одном из этапов мероприятия педагог хотел провести с воспитанниками викторину, но, поскольку никто из детей не знал ответов на приготовленные для них вопросы, ему пришлось самому же на них и отвечать.

Приложение 7
Работа педагога с семьей школьника
Сотрудничество семьи и школы является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Ведущую роль в организации сотрудничества школы с семьями учащихся играют классные руководители.
Одна из важных задач классного руководителя состоит в том, чтобы устранять и сглаживать противоречия между школьным и семейным воспитанием, способствовать сплочению семьи, взаимопониманию детей и родителей, созданию комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Эта задача наиболее успешно решается в процессе творческого сотрудничества педагога, воспитанников и их родителей, когда классный руководитель и семья заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём положительных качеств, когда в действиях родителей и педагогов чётко прослеживается единство требований, предъявляемых ребёнку.
Эффективность совместной деятельности детей, родителей и педагогов зависит от соблюдения следующих условий:
1) положительный настрой детей, родителей и педагогов на совместную работу, осознание её цели и личностной значимости;
2) совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
3) распределение функций, ролей и сфер деятельности участников совместной работы с учётом из желаний и возможностей;
4) создание педагогом условий для выбора участниками различных видов, способов, форм деятельности, своей позиции;
5) тактичность и ненавязчивость педагогического воздействия;
6) поддержание и укрепление родительского авторитета в глазах детей;
7) стремление педагога показать родителям лучшие качества их детей;
8) чёткая общественно-педагогическая позиция классного руководителя, соотносящаяся с целями обучения и воспитания.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ,
ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нём присутствуют только родители учащихся), так и общим, когда в нём участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведётся протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания.
2. Формы познавательной деятельности:
- общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);
- творческие отчёты по предметам, например, в виде предметного вечера;
- открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);
- праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья, оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т. д.);
- турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).
3. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, микрорайона и т. д.
4. Формы досуга:
- совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, экскурсии;
- совместная подготовка к школьным конкурсам;
- совместное участие детей и родителей в художественной самодеятельности;
- совместный просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, телепередач;
- домашние клубы выходного дня: родители организуют деятельность группы детей вне школы: подготовку к школьному мероприятию, обучение специальным умениям, встречи с интересными людьми, общение «по душам» и т. д.;
- родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.
Организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей помогает знание и постоянное изучение условий семейного воспитания.
Рекомендуемая литература
1. Гребенников И. В. Школа и семья. – М., 1985.
2. Дереклеева Н. И. Организация родительских собраний в 1 – 11 классах. – М., 2000.
3. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н. А. Алексеевой. – М., 2002.
4. Коллективные творческие дела школьников и их родителей. – Псков, 1991.
5. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Авт.-сост. Л. В. Байбородова, - Ярославль, 1992.

Индивидуальные беседы с родителями

Любые родители уверены, что их ребёнок в чём-то уникален, как уникальны и проблемы, с которыми они столкнулись в его воспитании. Поэтому о проблемах своих детей родители охотней будут говорить с педагогом с глазу на глаз, в доверительной обстановке. А это значит, что в работе с родителями должны широко использоваться не только массовые, но и индивидуальные формы. Высокой эффективностью отличаются индивидуальные беседы с родителями. Для того чтобы беседа способствовала установлению партнёрских отношений, взаимного доверия, педагогу необходимо придерживаться следующих рекомендаций. 
1. Не ведите беседу стоя, предложите присесть (или пройтись, если разговор начался в такой обстановке, где сидеть негде).
2. Обращайтесь к родителям по имени-отчеству (если не знаете, то выясните это в первые секунды беседы).
3. Во время беседы следите за своими манерами: не суетитесь, не держите руки в карманах и т. д. Демонстрируйте собеседнику свою дружелюбие и заинтересованность в делах и проблемах его самого и его ребёнка.
4. Старайтесь говорить с родителями «на равных», не допускайте как снисходительно-покровительственного тона, так и заискивающего. Дайте себе установку: «Я уважаю собеседника и прошу уважения к себе с его стороны».
5. Не пытайтесь защищаться (это создаст у собеседника впечатление, что Вы в чём-то виноваты, хотя Вашей вины может и не быть). Не занимайте и «наступательную позицию», не пытайтесь обвинять родителей, убеждать, что они не правы.
6. Старайтесь почувствовать симпатию к собеседнику: найдите в его внешности и манерах что-то хорошее и постарайтесь на этой понравившейся детали сосредоточить своё внимание.
7. Если Вам надо сделать замечание по поводу ребёнка, начните фразу примерно так: «Я хотел бы попросить Вашего совета…», «Мне очень хочется понять, а без Вас это вряд ли получится…», «Мне, пожалуй, нужна Ваша помощь…»
8. Если родитель настроен агрессивно, принимается высказывать Вам свои претензии, то не стремитесь немедленно возражать ему. Постарайтесь перевести разговор в более спокойное русло (например, скажите: «Вам, наверно, непросто с ним (ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный и т. д.)». Терпеливо выслушайте его, дождитесь, пока он «выговорится». Когда Ваш собеседник выскажется, может оказаться, что проблема, вызвавшая его возмущение, уже снята.
9. Если проблема серьёзна, она существует в действительности, а не в воображении родителя, то попытайтесь решить её совместными усилиями, вовлеките родителя в конструктивные, партнёрские отношения. Для этого дайте понять, что Вы не меньше его хотите решить данную проблему: «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, Вы считаете…», «Как Вы думаете, может быть, лучше…», «А если мы поступим так…» и т. д.
10. Все советы и пожелания родителей выслушайте как ценную для Вас информацию. Не спешите им немедленно следовать, не обещайте, что обязательно их выполните, но и не отвергайте: «Спасибо, я это обязательно учту…», «Вы очень мне помогли, я действительно не замечал этого раньше»,
11. При любом исходе бесед с родителями, заканчивайте их мирно: благодарите их за то, что они были искренни, нашли время для беседы с Вами; выражайте уверенность, что ваше дальнейшее сотрудничество будет плодотворным и т. д.
12. Скажите что-нибудь хорошее о ребёнке (только пусть это прозвучит искренно).

Приложение 8
Схема отзыва-характеристики с места прохождения практики
1. Краткое содержание выполненной студентом работы.
2. Характеристика отношения студента к конкретному виду работы.
3. Характеристика взаимоотношений практиканта с учащимися.
4. Характеристика педагогических способностей практиканта.
5. Рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессионально-педагогической подготовки студента и его работы.

Рекомендуемая литература
1. Казенова С.В. Школьная круговерть: Праздники, игры, викторины, классные часы. – Ярославль, 2002.
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 /Под ред. Н.А.Алексеевой. – М., 2002.
3. Классному руководителю /Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001.
4. Классному руководителю /Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001.
5. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под  ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
6. Коротов В.М. Методика воспитательной работы. – М., 1990.
7. Положение о практике студентов ШГПИ (дневное отделение).
8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М., 1988.
9. Часы веселых затей /Ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск, 2000.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 2000.
11. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методические материалы для работы с детьми. – Смоленск, 1996.
Последнее изменение: Понедельник 4 Июль 2011, 18:59