Основные положения педагогической практики 5 курса

Цель педагогической практик по воспитательной работе на 5 курсе – подготовка студентов к самостоятельной работе в качестве классного руководителя.

Задачи преддипломной практики по воспитательной работе:

1. Завершить процесс формирования своей профессиональной готовности к работе классного руководителя в средней школе.
2. Совершенствовать опыт самостоятельной воспитательной деятельности.
3. Формировать системный подход к воспитательной деятельности, к формированию личности учащегося; овладевать компонентами педагогической культуры.
4. Сформировать знания об основных звеньях управления школой и воспитательным процессом на уровне организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе, организатора педагогического просвещения родителей, председателя родительского комитета и т.д.
5. Овладеть методикой изучения и самоанализа уровня педагогической культуры как важнейшей характеристикой готовности к профессиональной деятельности.
6. Совершенствовать методику работы с родителями учащихся.
7. Завершить опытно-поисковую часть выпускной квалификационной работы.

Содержание преддипломной практики по воспитательной работе:

1. Выполнение всех функций классного руководителя в закрепленном классе.
2. Участие во всех общешкольных воспитательных мероприятиях.
3. Проведение всех видов воспитательной работы в соответствии с индивидуальным планом студента-практиканта.
4. Проведение работы по профориентации учащихся.
5. Знакомство с функциональными обязанностями одного из представителей администрации школы (см. пункт 4 задач преддипломной практики).
6. Проведение работы с родителями учащихся (индивидуальные беседы с родителями, посещение семей учащихся, тематическое анкетирование и тестирование родителей с анализом результатов, выступление с информацией на родительском собрании).
7. Проведение педагогического исследования по выбранной теме.
8. Проведение психологического исследования.

Отчетная документация:

1. Отзыв-характеристика с места прохождения практики с оценкой и подписью классного руководителя. (Для проходивших практику вне г.Шадринска подписи заверяются печатью школы).
2. Конспект зачетного воспитательного мероприятия, заверенный подписями студента, классного руководителя, методиста по воспитательной работе с указанием оценки.
3. Анализ зачетного воспитательного мероприятия, заверенный подписями классного руководителя и методиста по воспитательной работе (схему анализа см. Приложение 3).
4. Разработка работы с родителями.
5. Выполненное задание по психологии.
6. Творческий отчет по воспитательной работе (схему отчета см. Приложение 4).

СОЦИОМЕТРИЯ
Цель: изучение межличностных отношений в классе.
1 вариант
Для успешного проведения исследования нужна спокойная, деловая обстановка. Ученикам раздаются небольшие листочки бумаги (социометрические карточки).
Если есть возможность, на доске записываются фамилии всех учеников класса и нумеруются по порядку.  Каждый ученик ставит в правом верхнем углу социометрической карточки свой номер по списку, записанному на доске.
Затем учащимся чётко объясняется задание, которое они должны выполнить:
- Ребята, я хочу рассадить вас по партам в следующей четверти по вашему желанию. Напишите на листочке бумаги сначала фамилию того ученика, с кем вы хотели бы сидеть в первую очередь, потом фамилию того, с кем вы бы сели вместе, если с первым не получится, затем фамилию того ученика, с кем бы вы сели, если не удастся посадить вас ни с первым, ни со вторым. Надо объяснить, почему вы выбираете того или иного ученика. В этом вам поможет список слов, записанный на доске.
Необходимо также на доске написать список качеств и их характеристик, которые могут выступать в качестве мотива выбора. Например: добрый, смелый, хорошо учится, аккуратный, весёлый, много знает игр, рядом живём, вместе посещаем кружок, хорошо ведёт себя, хвалит учительница, другое (указать).
Школьник, выбирая друга, указывает против его фамилии мотив выбора из списка на доске или пишет свой мотив выбора.
В зависимости от возраста и от обстоятельств можно задать и иные вопросы. Например:
- С кем бы ты хотел больше всего играть на перемене? Почему?
- Кто тебе больше всех нравится в классе? Почему?
- С кем бы  ты хотел больше всего работать на субботнике? Почему?
- Кого бы ты пригласил бы к себе на день рождения? Почему?
- С кем из товарищей по классу ты бы хотел вместе готовиться к занятиям? Почему? 
Обязательное условие – каждый учащийся должен записать на социометрической карточке номера трех учеников класса по списку (или фамилии), соблюдая последовательность предпочтений (в первую, во вторую и в третью очередь).
Через 10 – 15 минут собираются листочки, которые обязательно должны быть подписаны. Листочки с ответами собирает экспериментатор, не перепоручая это никому из учащихся. Если ученик не захотел выбирать товарищей, то сдаёт листок только с указанием своей фамилии. После этого полученный материал обрабатывается с помощью социоматрицы (таблица 1).
Обработка результатов:
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица – это таблица, где по вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы, по горизонтали только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый и 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.
Количество выборов, полученных каждым учеником, характеризует его положение в системе межличностных отношений, т.е. определяет его социометрический статус.
Проводя социометрический срез (а лучше, если несколько срезов), следует оценить степень удовлетворённости каждого учащегося общением с помощью следующей формулы:
              N
К уд. = --------------- х 100%,
              n
где К уд. – коэффициент удовлетворённости учащихся общением, n – количество учащихся, которых ученик выбрал за весь период экспериментальных исследований, N – число одноклассников, с которыми у него были взаимные выборы.
Коэффициент удовлетворённости отражает эмоциональное благополучие ученика в коллективе: чем он выше, тем увереннее чувствует себя ребёнок, тем меньше у него оснований искать друзей за пределами класса.
Таблица 1
Социоматрица
№ п/п КТО ВЫБИРАЕТ КОГО ВЫБИРАЮТ
                        1  2  3  4  5  6  7  8
1…
Итоги Количество полученных выборов
Количество взаимных выборов
Коэффициент удовлетворённости общением

При проведении опроса надо держать себя приветливо и уверенно. Нельзя посвящать учеников в тонкости эксперимента. Результаты опроса должны храниться в тайне.
Исходя из данных матрицы можно высчитать индекс групповой сплоченности:
      И = число взаимных выборов / общее число выборов

        Общее число выборов находится умножением количества учеников, принявших  участие в эксперименте, на три. Чем ближе к единице величина индекса, тем более сплочен класс.  Вместе с тем необходимо учитывать, что величина индекса не говорит о положительной или отрицательной общественной направленности, сплоченности.

2. Составление карты групповой дифференциации (социограммы).
Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов ( так называемые «социометрические звёзды»), котрые имеют в два раза больше среднего количества выборов) во второй круг помещают «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего, в четвёртый –  «изолированных» (не получивыших ни одного выбора).
Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой  (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).
Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек – кружочками.

3. Выявление мотивов выбора.
При изучении межличностных отношений  социометрическим методом важно знать мотивы, которые лежат в основе  предпочтений одним учащимся других.  Эти данные могут иметь значение для определения уровня сформированности коллектива.
Для выявления мотивов предпочтений учащихся необходимо заготовить список качеств и характеристик, которые могут выступать в качестве мотивов выбора.  Эти качества выписываются на доску рядом со списком учащихся (см. выше). Школьник, выбирая партнера по совместной деятельности, указывает напротив номера его фамилии ещё и номер мотива выбора или пишет свой мотив выбора.
Для оценки мотивации выбора  по классу в целом составляется следующая таблица:
Таблица 2
№ п/п Мотив выбора Кол-во учащихся указавших данный мотив
1.
2.
3.
4.
5. Добрый
Смелый
Хорошо учится
Сильный
Аккуратный
Данные исследования полезно сопоставить с результатами наблюдения за жизнью класса.
Последнее изменение: Понедельник 4 Июль 2011, 18:56