Курс по выбору: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ
Примерный перечень вопросов выносимых на зачет:
1. Задачи, содержание, принципы построения и изучения ШКБ.
2. Роль биологии в формировании научного познания.
3. История зарождения и становления биологического образования в России.
4. Основные задачи ШКБ на современном этапе.
5. Этапы современного биологического образования и их задачи.
6. Обзор содержания биологического образования в школе.
7. Принципы построения школьного биологического курса.
8. Свойства ШКБ (задачи, структура, содержание, логика последовательности дисциплин тем).
9. Обзор содержания биологических дисциплин (по предметам):а) ботаника: б) зоология; в) анатомия; г) общая биология.
10. Правила отбора школьного материала и значение его в построении школьного курса.
11. Исходные положения преподавания биологии в школе (дидактические принципы).
12. Способы реализации научной информации.
13. Последовательность этапов получения информации.
14. Формы организации знаний (энциклопедическая, дисциплинарная).
15. Биологические системы в ШКБ. как объекты изучения (темпы, свойства).
16. Принципы изучения живых организмов в ШКБ.
17. Требования НТП к школьному курсу биологии.
18. Перспективы развития ШБО в России..
19. Природа в научной картине мира.
20. Роль современной науки в познании природы.
21. Проблемы биологического развития.
22. Геохимические и химические предпосылки появления жизни (преджнзнь).
23. Способы существования жизни.
24. Пути усложнения биологических систем.
25. Появление растений н выход на сушу.
26. Эволюционная лестница животных организмов (водоросли,  мхи.  хвошн,  плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные).
27. Возникновение животных организмов.
28. Эволюционная лестница животных организмов.
29. Основные биологические теории в ШКБ (подбор, распределение по дисциплинам.
освещение в учебниках):
а) Клеточная теория.
б) Теория систематики.
в) Хромосомная теория.
г) Генные теории.
д) Теория происхождения жизни.
е) Теория эволюции растительного мира (многообразие).
ж)Теория эволюции животного мира (многообразие),
з)  Теория антропогенеза.
30. Атмосферные революции и развитие жизни.
5.5. Рекомендуемая литература.
Основная.
1.Пономарева И.Н. и др. Общая методика обучения биологии. Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: «Академия», 2003.
2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биологич. спецальностей. М.: Просвещение, 1986.
3.Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985
Дополнительная.
1. Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения: Учебное пособие к курсу методики преподавания биологии. СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 2000.
2. Макарова О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам: Учебное пособие Ч.1. Изд.2-е, доп. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000.
3. Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках биологии в разделе «Растения…». Учебное пособие для студентов биологич. специальн. Бийск: НИЦ БПГУ, 2000.
4. Петрищева Г.С. Дифференцированное обучение и его учебное обеспечение. Учебное пособие для студентов биологич. специальн. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2003.
5. Методика обучения ботанике /Под ред. Н.В.Падалко, В.Н.Федоровой. М.: Просвещение, 1983
6. Шалаев В.Ф. и др. Методика обучения зоологии. М.: Просвещение, 1985.
7. Мягкова А.Н, Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. М.: Просвещение, 1985.
8. Кузнецова В.И. Уроки ботаники. М.: Просвещение, 1985.
9. Калинова Г.С. и др. Методика изучения разделов «Растения, бактерии, грибы, лишайники». М.: Просвещение, 1989.
10. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии. М.: Просвещение, 1987.
11. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. М.: Просвещение, 1985.
12.  Корсунская В.М. Уроки общей биологии. М.: Просвещение, 1986.
13. Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии. Минск: Народная асвета, 1988.
14. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии /А. Н. Мягкова и др. – М.: Просвещение, 1988.
15. Зверев И.Д. и др. Воспитание в процессе обучения биологии. М.: Просвещение, 1994.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М., 1994.
17. Максимова В.Н и др. Межпредметные связи. М.: Просвещение, 1987.
18. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии  (в разделе «Человек»). М.: Просвещение, 1989.
19. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6 классе. Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, 2002.
20. Илларионов Э.Ф. Поурочные разработки по биологии: Растения, бактерии, грибы, лишайники 6 (7) класс. – М.: Вако, 2003.
21. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1996.
22. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся: Раздел «Растения». -  М.: Просвещение, 1988.
23. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. – М.: Просвещение, 1976
24 Васильева Е.М.  и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. – М.: Просвещение, 1978.
25. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся в разделе «Животные». – М.: Просвещение, 1989.
26. Человек». – М.: Дрофа, 1998.
30. Методика обучения разделу «Эволюция» в        школьном курсе общей биологии / Состав. Л.Н. Сухорукова. – Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1992.
31. Сухова Т.С. Урок биологии: технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.Рыков Н.А. Руководство к лабораторно-практическим занятиям по методике зоологии. – М.: Просвещение, 1976.
27. Воронин Л.Г, Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии,    физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
28. Беркинблит М.Б. и др. Задачи по физиологии человека и животных. – М.: Мирос, 1995.
29. Рохлов В.С. Школьный практикум: Биология 9 кл. 
32. Машанова О.Г., Ефстафьев В.В. Тесты, вопросы и задачи по биологии. – М.: Московский лицей, 1996.
33. Специфика и методика урока биологии современной  школы. /Состав. Г.Д.  Сидельникова и Л.В.Нироева. -Новокузнецк, 1989.
34. Папорков М.А., Клинковская Н.И. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. – М.: Просвещение, 1990.
35. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителя. - СПб.: Акцидент, 1998.
36. Денисова Т.С. Внеурочные работы по биологии. – М.: Просвещение, 2002.
37. Семенцова В.Н. Технологические карты: поурочное планирование биологии. - СПб.: Паритет, 2002.
38. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов: Биология 10 -11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2005.
39 Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
40. Ксензова Г.Ю. Школьные перспективные технологии. – М.: Пед. общество России, 2001.
41. Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование на современном этапе.
-Спб.: Изд. Центр «Академия», 2005.

Последнее изменение: Четверг 11 Ноябрь 2010, 13:23