Вопросы к зачету к дисциплине  «Социальная экология и природопользование»
(летняя сессия, 10 семестр)
1. Учебная дисциплина «Социальная экология и природопользование», ее структура и основные задачи.
2. Основные цели, закономерности и понятия социальной экологии.
3. Система «природа – общество», принципы функционирования биосферы и техносферы, качественные их различия.
4. Человек, как биосоциальный вид. Сходство и различия экологических связей человека и животных.
5. Информационные связи животных и человека, их сходство и различия.
6. Трофические связи животных и человека.
7. Производство продовольствия, как экосоциальная революция. Современные продовольственные проблемы в разных регионах мира.
8. Многообразие и специфика экологических связей древних людей.
9. Трансформация экологических связей древних людей в экосоциальные связи современного человечества.
10. Основные пути и этапы расширения экологической емкости среды обитания человечества.
11. Социально-экономические предпосылки демографического «взрыва» в развивающихся странах.
12. Демографическая ситуация в «Южном» и «Северном» регионах.
13. Пути решения демографических проблем в развивающихся странах.
14. Специфика демографических проблем в развитых странах и форм их решения.
15. Демографическая ситуация в России: история, современное состояние, перспективы.
16. Перспективы управления демографическими процессами.
17. Экологические перспективы человечества. Концепция устойчивого развития общества и природы.
18. Роль экологического образования, воспитания и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества и природы.
19. Проблема загрязнения окружающей среды. Основные загрязнения. Борьба за чистоту окружающей среды.
20. Роль почвы в круговороте веществ. Ограниченность почвенных ресурсов. Необходимость охраны, рационального использования и повышения плодородия почв.
21. Преобразующее влияние человека на природу. Возникновение проблемы охраны природы и рационального природопользования, ее современное состояние.
22. Рациональное использование и охрана антропогенных ландшафтов
23. Воздействие человека на растительность. Современное состояние лесных ресурсов.
24. Проблемы озонового экрана и возможные пути его защиты.
25. Специальные формы охраны ландшафта: заповедники, заказники, памятники природы.
26. Воздействие человека на животных и его последствия. Причины и последствия вымирания животных. Пути сохранения биоразнообразия животных.
27. Роль растений в круговороте веществ в природе и жизни человека. Необходимость рационального использования, охраны и возобновления растительных ресурсов.
28. Мероприятия по охране внутренних водоемов от загрязнения.
29. Роль воды в круговороте веществ в природе и жизни человека. Проблема нехватки пресной воды и ее причины.
30. Природные ресурсы и их классификация.
31. Характеристика современного этапа взаимодействия человека и природы.
32. Зоны глобальных экологических катастроф. Причины их возникновения и возможные пути предотвращения.
33. Рациональное природопользование - цели и задачи охраны природы на современном этапе развития человечества.
34. Классификация природных ресурсов. Атмосферный воздух, как пример неисчерпаемых природных ресурсов. Меры по его охране.
35. Тепловое и шумовое загрязнение атмосферы. Причины, вред и меры его предотвращения.
36. Проблемы энергетических ресурсов, меры по их рациональному использованию и охране.
37. Значение непрерывного экологического образования и воспитания для формирования гармонически развитой личности.
38. .Эколого-природоохранное образование учащихся средних учебных заведений РФ.






Последнее изменение: Четверг 11 Ноябрь 2010, 13:19