Контрольная работа по теории и методике обучения биологии.
В контрольной работе предусмотрено 4 варианта. Номер решаемого варианта студент выполняет согласно списку в академический группе, т.е. студент, стоящий первым в списке группы, выполняет - 1 вариант, второй студент из списка – 2 вариант, третий – 3 вариант, четвертый – 4 вариант, пятый – выполняет 1 вариант и т.д.

Вариант 1
1. Выполните методический анализ программы по биологии за 6 класс (по двум линиям программ, на выбор студента). Изучить структуру, содержание раздела биологии за 6 класс, познако¬миться с принципами построения школьной программы и провести анализ программы  по изучению раздела  «Биология 6 кл.» по следующему плану (письменно):
    1) структура  и  содержание  программы  (объяснить  значение такой структуры):
2) раскрыть на примерах из программы осуществление важнейших принципов дидактики:
а) научность и доступность сообщаемых знаний;
б ) систематичность и последовательность изложения материала;
в) политехнический принцип обучения;
г) краеведческая направленность обучения;
д) связь теории с практикой.
2. Сделайте методический анализ школьного учебника биологии 6 класс (на выбор студента). На примере конкретной темы курса: «Побег» провести подробный анализ учебника по следующему плану:
а) деление темы на параграфы и их логическая связь;
б) степень  соответствия  текстового    материала    содержанию программы;
в) достоинства и недостатки учебника в формировании обще¬биологических и специальных понятий;
г) поясняют ли текст,    заменяют или иллюстрируют изложе¬ние материала рисунки, иллюстрации к тексту, их педагогическая направленность и целесообразность;
д) вопросы к параграфам, их роль в воспроизведении материа¬ла, развитии мышления учащихся; соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов.
е) задание к параграфам, их цель и необходимость; соотношение репродуктивных и продуктивных.
3. Составьте задания-инструкции для лабораторных работ (одной - морфолого-анатомической, другой -  физиологической), предусмотренных школьными программами по биологии за 6 класс.
4. Составьте тематический  план  изучения  темы    «Побег» (см. табл. 1).
Т а б л и ц а 1.
Тематический план
Учебная тема курса Тема урока  №  п/п Форма занятия, тип урока Основные понятия темы Дом.
задание Литература


вариант 2
1. Выполните методический анализ программы по биологии за 7 класс (по двум линиям программ, на выбор студента). Изучить структуру, содержание раздела биологии за 7 класс, познако¬миться с принципами построения школьной программы и провести анализ программы  по изучению раздела  «Биология 7 кл.» по следующему плану (письменно):
    1) структура  и  содержание  программы  (объяснить  значение такой структуры):
2) раскрыть на примерах из программы осуществление важнейших принципов дидактики:
а) научность и доступность сообщаемых знаний;
б ) систематичность и последовательность изложения материала;
в) политехнический принцип обучения;
г) краеведческая направленность обучения;
д) связь теории с практикой.
2. Сделайте методический анализ школьного учебника биологии 7 класс (на выбор студента). На примере конкретной темы курса: «Тип Хордовые» провести подробный анализ учебника по следующему плану:
а) деление темы на параграфы и их логическая связь;
б) степень  соответствия  текстового    материала    содержанию программы;
в) достоинства и недостатки учебника в формировании обще¬биологических и специальных понятий;
г) поясняют ли текст,    заменяют или иллюстрируют изложе¬ние материала рисунки, иллюстрации к тексту, их педагогическая направленность и целесообразность;
д) вопросы к параграфам, их роль в воспроизведении материа¬ла, развитии мышления учащихся; соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов.
е) задание к параграфам, их цель и необходимость; соотношение репродуктивных и продуктивных.
3. Составьте задания-инструкции для лабораторных работ (одной - морфолого-анатомической, другой -  физиологической), предусмотренных школьными программами по биологии за 7 класс.
4. Составьте тематический  план  изучения  темы    «Тип Хордовые» (см. табл. 1).
Т а б л и ц а 1.
Тематический план
Учебная тема курса Тема урока  №  п/п Форма занятия, тип урока Основные понятия темы Дом.
задание Литература

вариант 3
1. Выполните методический анализ программы по биологии за 8 класс (по двум линиям программ, на выбор студента). Изучить структуру, содержание раздела биологии за 8 класс, познако¬миться с принципами построения школьной программы и провести анализ программы  по изучению раздела  «Биология 8 кл.» по следующему плану (письменно):
    1) структура  и  содержание  программы  (объяснить  значение такой структуры):
2) раскрыть на примерах из программы осуществление важнейших принципов дидактики:
а) научность и доступность сообщаемых знаний;
б ) систематичность и последовательность изложения материала;
в) политехнический принцип обучения;
г) краеведческая направленность обучения;
д) связь теории с практикой.
2. Сделайте методический анализ школьного учебника биологии 8 класс (на выбор студента). На примере конкретной темы курса: «Кровеносная система» провести подробный анализ учебника по следующему плану:
а) деление темы на параграфы и их логическая связь;
б) степень  соответствия  текстового    материала    содержанию программы;
в) достоинства и недостатки учебника в формировании обще¬биологических и специальных понятий;
г) поясняют ли текст,    заменяют или иллюстрируют изложе¬ние материала рисунки, иллюстрации к тексту, их педагогическая направленность и целесообразность;
д) вопросы к параграфам, их роль в воспроизведении материа¬ла, развитии мышления учащихся; соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов.
е) задание к параграфам, их цель и необходимость; соотношение репродуктивных и продуктивных.
3.Составьте задания-инструкции для лабораторных работ (одной – на самонаблюдение, другой -  физиологической), предусмотренных школьными программами по биологии за 8 класс.
4. Составьте тематический  план  изучения  темы    «Кровеносная система» (см. табл. 1).
Т а б л и ц а 1.
Тематический план
Учебная тема курса Тема урока  №  п/п Форма занятия, тип урока Основные понятия темы Дом.
задание Литература



вариант 4
1. Выполните методический анализ программы по биологии за 10-11 класс (по двум линиям программ, на выбор студента). Изучить структуру, содержание раздела биологии за 10-11 класс, познако¬миться с принципами построения школьной программы и провести анализ программы  по изучению раздела  «Общая биология» по следующему плану (письменно):
    1) структура  и  содержание  программы  (объяснить  значение такой структуры):
2) раскрыть на примерах из программы осуществление важнейших принципов дидактики:
а) научность и доступность сообщаемых знаний;
б ) систематичность и последовательность изложения материала;
в) политехнический принцип обучения;
г) краеведческая направленность обучения;
д) связь теории с практикой.
2. Сделайте методический анализ школьного учебника биологии 10-11 класс (на выбор студента). На примере конкретной темы курса: «Основы цитологии» провести подробный анализ учебника по следующему плану:
а) деление темы на параграфы и их логическая связь;
б) степень  соответствия  текстового    материала    содержанию программы;
в) достоинства и недостатки учебника в формировании обще¬биологических и специальных понятий;
г) поясняют ли текст,    заменяют или иллюстрируют изложе¬ние материала рисунки, иллюстрации к тексту, их педагогическая направленность и целесообразность;
д) вопросы к параграфам, их роль в воспроизведении материа¬ла, развитии мышления учащихся; соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов.
е) задание к параграфам, их цель и необходимость; соотношение репродуктивных и продуктивных.
3. Составьте задания-инструкции для лабораторных работ, предусмотренных школьными программами по биологии за10-11 класс.
4. Составьте тематический  план  изучения  темы    «Основы цитологии» (см. табл. 1).
Т а б л и ц а 1.
Тематический план
Учебная тема курса Тема урока  №  п/п Форма занятия, тип урока Основные понятия темы Дом.
задание Литература

Рекомендуемая литература:
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс. – М., 2000.
3. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦЭНАС, 2002.
4. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника “Биология. Бактерии, грибы, растения.” – М.: Дрофа, 2000.
6. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2004.
7. Кучменко В.С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. – М., 2000.
8. Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. – С-Пб., 2000.
9. Настольная книга учителя биологии / Авт.-сост. Г.С. Калинова, Кучменко В.С. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Астрель», 2002.
10. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
11. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 классы. / Составитель В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2000.
12. Семенцова В.Н. Биология. 6 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
13. Семенцова В.Н. Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2001.










Последнее изменение: Четверг 11 Ноябрь 2010, 10:10