Примерные вопросы к зачету по НРК «Методика преподавания пропедевтического курса биологии в 5 классе»
1. Охарактеризуйте предмет и методы исследования методики естествознания как педагогической науки.
2. Натуральные средства обучения и методика работы с ними.
3. Обосновать введение естествознания в русскую школу. Вклад В.Ф. Зуева в развитие методики обучения естествознания.
4. Карта как объект изучения, методика работы с картой в 5 классе.
5. Раскрыть сущность и значение методических работ А.Я. Герда в развитии отечественной методики естествознания.
6. Работа с печатными источниками знаний (учебниками, дополнительной литературой).
7. Экологическое образование и воспитание в курсе естествознания.
8. Методика подготовки и проведения ролевой игры.
9. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе.
10. Методика организации и проведения наблюдений при обучении естествознанию.
11. Учебное оборудование и его роль при обучении естествознанию.
12. Значение и методика проведения экскурсии по естествознанию.
13. Развитие методики преподавания естествознания на современном этапе.
14. Уголок живой природы и методика работы с его объектами при обучении естествознанию.
15. Формы организации учебной деятельности.
16. Содержание и формы организации внеклассной работы (массовая, групповая, индивидуальная).
17. Роль пришкольного участка и географической площадки в процессе обучения естествознанию.
18. Практическая работа по естествознанию и методика ее проведения.
19. Типы уроков, их структура (комбинированный, урок изучения нового материала, предметный, обобщающий).
20. Охарактеризуйте основные положения теории развития понятий (Н.М.Верзилин).


Рекомендуемая литература для всех тем.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Барышева Ю.А. Я и мир вокруг. 1 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: Баллас, 1999.
3. Вахрушев А.А. Мир и человек. Земля. 2 класс. Книга для учителя. – М.: ДРОФА, 1998.
4. Вахрушев А.А. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 1999.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – М.: Вентана-граф, 1999.
6. Горшков С.П. Экология и географические основы охраны природы. – М.: 1992.
7. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1984.
8. Горощенко В.П., Мельчаков Л.Ф., Степанов И.А. Основы природоведения. – М.: Просвещение, 1976.
9. Горощенко В.П., Никитина В.С., Радзиевская М.И. Уроки природоведения в 4 классе. – М.: Просвещение, 1970.
10. Клепинина З.А. Природа и люди. 1 – 4 классы. Книга для учителя начальных классов.
11. Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. – М.: 1980.
12. Логовеева Г.П. Методика обучения сельскохозяйственному труду.  – М.: Просвещение, 1989.
13. Нисканен Л.Г., Игнаткина Л.С.Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М.: Просвещение, 1990.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли / Под ред. Э.Э. Днепровой. – М.: Педагогика, 1991.
15. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1990.
16. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2000.
17. Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1997.
18. Практикум по методике преподавания природоведения / Сост. А.Л. Филоненко-Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
19. Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: ДРОФА, 1998.
20. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. – М.: «Первое сентября», 2003.

Последнее изменение: Четверг 11 Ноябрь 2010, 10:08