Тестовые задания по возрастной физиологии и психофизиологии
для студентов заочного отделения
факультета Технологии и предпринимательства
I курс

Тема «Общебиологические особенности роста и развития
организма ребенка»

1. Автор концепции о гетерохронности роста и развития организма ребенка … .
2. Акселерация – это
А) ускорение всех показателей физического и умственного развития
Б) замледение всех показателей умственного развития
В) замедление всех показателей психического развития

3. Онтогенез человека делится на 2 этапа:
А) Постнатальный и пренатальный
Б) Пренатальный и ранний
В) Ранний и зрелый
4. Развитие организма …………….

5. Сердце играет роль…………….

6. Почки выделяют конечные……………

7. Лёгкие осуществляют…………….. организма.

8. Назовите возрастные периоды развития человека, подставляя вместо цифр буквы, обозначающие периоды:
1. 1 – 10 дней
2. 10 дней до 1 года.
3. 1 – 3 года.
4. 4 – 7 лет.
5. 8 – 12 лет – мальчики, 8 – 11 лет – девочки.
6. 13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет – девочки.
7. 17 – 21 – юноши, 16 – 20 – девушки.
А – юношеский возраст; Б – второе детство; В – подростковый  возраст; Г – новорожденный; Д – грудной, Е – раннее детство; Ж – первое детство.

Тема «Возрастные особенности нервной системы»

а) Выделите элементы центральной нервной системы человека: А – нервы, Б – кора больших полушарий, В – старая кора, Г – таламус, Д.- мозжечок, Е– нейрон, Ж- рецептор, З – анализатор, И – нервный импульс.

б) Напишите пропущенные слова: нервы, несущие импульсы к ЦНС называются ………….., а к периферии ……………..

в) Выберите функции для левого полушария головного мозга…………., правого полушария……………………..
А – чтение, Б – образ, В – письмо, Г- счёт, Д – пространственное представление, Е – логическая память, Ж – интуиция, З- музыка, К – речь, Л – творческое мышление.

Тема «Сенсорные системы»

1. По общим свойствам сенсорных систем: проставьте ответы буквами физиологические основания:
1. зрительная; 2. слуховая; 3. вестибулярная; 4. соматосенсорная; 5. обонятельная; 6. вкусовая; 7.висцеральная.
А - ухо; Б - Глаза; В – нос; Г – язык; Д – вестибулярный аппарат; Ж – кожа, скелетно-мышечный аппарат; З – блуждающий, чревной и тазовый нервы.

Тема «Возрастные особенности познавательной деятельности. Психофихзиология»

1. Выберите и поставьте нужную букву для ответа на поставленный вопрос. След памяти можно разрушить, если:
А –прерывается процесс консолидации;
Б – ещё не консолидировался или консолидировался частично;
В – нет последовательной смены состояний следа памяти;
Г- неправильно выбрано место приложения стимула.

2. Какому принципу подчиняется влияние эмоций на поведение обучаемых:
А – подчинено принципу максимализации положительных эмоций;
Б – подчинено принципу минимализации  отрицательных эмоций;
В – подчинено принципу максималимзации  положительных эмоций и минимизации отрицательных;
Г – подчиняется отношению человека к своему эмоциональному состоянию.

3. Что такое внимание?
А – динамическая характеристика протекания познавательной деятельности;
Б – самостоятельный психологический процесс;
В – фильтр, где происходит выделение по физическим свойствам  одного из сигнальных каналов.
Г – отражение таких межсистемных отношений, которые обеспечивают эффективность деятельности.

1) Определите современное  теоретическое представление о научении:
А – организация эффекторной активности и внутреннего контроля;
Б – когнитивное обучение через пробы и ошибки;
В – реорганизация индивидуального опыта;
Г -  процесс приобретения  нового опыта  поведения и соотвествующих ему  внутренних ментальных репрезентаций.

2) Напишите пропущенные слова: с позиции системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации  деятельности неразрывно…………..

3) Какие параметры играют решающее значение при профотборе для экстремальных ситуаций?
Для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряжённости, решающее значение имеют:
А – «концентрируемость» нервных процессов;
Б – реакци индивида на некоторые особые ситуации;
В – врождённые свойства нервной системы;
Г – «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.

Тема «Особенности работоспособности детей и подростков»

1. Чем характеризуется стадия оптимальной работоспособности человека?
А – стабильными параметрами  деятельности и организма;
Б – оптимальностью психофизиологических затрат человека;
В – состоянием  функционального комфорта;
Г – устойчивостью рабочего состояния.

2. Расставьте по порядку уменьшения саморегуляции состояний работоспособности работников следующих стилей  психической деятельности:
А – гармоничный стиль (экстраверт с высокой энергетикой;
Б – экономный  стиль (интороверт  с низкой энергетикой;
В – накопительный стиль с эрготронным реагированием;
Г – затратный стиль (экстраверт с трофотронным реагированием).

3. Вставьте пропущенные слова: способность человека к выполнению конкретной………………… в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание……. Как основной составляющей надёжности чселовека.

Тема « Возрастные особенности пищеварительной системы, физиология сна и бодрствования, биоритмы человека»

1. В какое время наиболее активны следующие органы человека:
а) желудок;
б) тонкий кишечник;
в) почки;
г) печень;
д) сердце
7 – 9, 11 – 13, 13 – 15, 17 – 19, 1 – 3.

2. Вставьте пропущенное слово: человек, ложащийся спать в 22 часа, получает………….. отдых.

3. Определите частоту ритма в Герцах у следующих видов ритмов:
1. гамма-ритм;
2. бета-ритм;
3. альфа-ритм;
4. тетта- ритм;
5. дельта-ритм
А – 1-4 ГЦ; Б- 4-8 ГЦ; В – 8-13 Гц; Г – 14-30 Гц, Д- ≥ 30 Гц.

Тема «Адаптация. Функциональные возможности организма»

1. При каких условиях наблюдаются физиологические сдвиги в организме обучаемых?
А – при повышении  концентрации углекислого  газа до 0,03%4
Б – при падении содержания кислорода с 20 до 17 %;
В – при уменьшении температуры воздуха в учебном помещении с 18 до 16 °С.
Г – при повышении влажности воздуха в помещении от 30 до 50 %.

2. Избыток какого газа, прежде всего, сказывается на работе мозга и его регуляторных центров
А – углекислого газа;
Б – угарного газа;
В – бытового газа;
Г – метана.

3. Вместо точек вставьте слово в следующем предложении: одежда и обувь, соответствующая требованиям гигиены, а также отвечающие принятым стандартам, способствуют сохранению здоровья и улучшают…….. состояние обучаемых.

Тема «Критические периоды в развитии человека»

1. Расположите по порядку стадии работоспособности человека:
А – прогрессивное снижение работоспособности;
Б – врабатываемость;
В – полная компенсация;
Г – оптимальная работоспособность;
Д – конечный.

2. Поставьте возраст критических периодов, в которых особенно быстро развиваются  двигательные или умственные функции:
А – обучение языку;
Б – быстрота движений;
В – мышечная сила;
Г -  общая выносливость;
Д -  профессиональные навыки, внимание.
1. 6- 7 лет; 2. до 5 лет; 3. 10- 14 лет; 4. 13 – 16 лет; 5. 16 лет и старше.


3. Запишите недостающие слова в следующих предложениях: вспышка инфекционных заболеваний обычно наступает…………………….; это объясняется ослаблением барьерной функции…………..

Рекомендуемая литература
основная:
1. Психофизиология [Текст] : учебник для вузов / Ред. Ю.И. Александров. - СПб, 2001. - 496 с.
2. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] : учеб. пособие для пед. Институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М. : Просвещение, 1990. - 319 с.
3. Практика по физиологии [Текст] : метод. рекоменд. для студ. ИП факультета / Е.Е. Лысенко, Т.П. Коваленок. - М. : Изд. Московск. гос. агроуниверситет, 1999. - 32 с.

дополнительная:
1. Психология [Текст] : учебник для техн. Вузов / Ред. В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2000. - 608 с. (Серия ''Учебник нового века'').
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997. - 736 с.
3. Методические указания к лабораторным работам по общей психологии [Текст] / Сост. Неустроев Г.Н., Бессараб В.Ф., Звонарев С.Г. - Челябинск, ЧГАУ, 2000. - 90 с.
Последнее изменение: Среда 22 Сентябрь 2010, 00:10