Примерные вопросы к экзамену по ТиМОБ, 4 курс, 3/о

1. Формирование общебиологического понятия "Клетка как структурная и функциональная единица живого".
2. Методика составления конспектов уроков разного типа и вида. Учёт, специфика, содержание уроков.
3. Интегрированные средства обучения. Экранные средства обучения, их место в учебном процессе.
4. Опорные конспекты, схемы, сигналы при изучении биологии: методика их составления, педагогическое значение.
5. Методика уроков с анатомическим, физиологическим и морфологическим содержанием (на конкретном примере).
6. Урок - конференция по биологии. Методика его подготовка, проведения и педагогическое значение.
7. Методика проведения урока-лекции (на конкретном примере).
8. Методика проведения урока-семинара (на конкретном примере).
9. Методика проведения урока с элементами интеграции (на примере урока по общей биологии).
10. Элементы проблемного обучения на уроке биологии, их педагогическое значение.
11. Нетрадиционные уроки биологии.
12. Методика проведения экскурсии (на примере любого курса биологии).
13. Уроки с экологическим содержанием (на конкретном примере).
14. Вводный урок, его значение. Особенности реализации воспитательной функции обучения на вводном уроке.
15. Особенности реализации образовательной функции обучения на комбинированном уроке биологии.
16. Особенности реализации образовательной функции обучения на повторительно-обобщающем уроке по биологии.
17. Элективные курсы биологии, их содержание и методика проведения в школе.
18. Школьный биологический эксперимент. Варианты использования его результатов в учебно-воспитательном процессе на примере одного из курсов биологии.
19. Межпредметные и внутрипредметные связи разделов школьной биологии.
20. Методика выполнения наблюдений и самонаблюдений в разделе «Человек и его здоровье».
21. Организация и методика проведения тематических биологических вечеров, игр, олимпиад юных биологов.
22. Дифференцированный подход к учащимся при проведении контроля знаний. Формы, виды и методы контроля знаний по биологии, их классификация.
23. Методика организации лабораторных работ с натуральным раздаточным материалом.
24. Методика использования опытов в учебном процессе по биологии.
25. Методика использования таблиц, схем, рисунков при систематизации и закреплении знаний.
26. Анализ учебно-методического комплекса на примере комплекса по курсу ботаники.
27. Развитие у учащихся практических умений и навыков при изучении биологии.
28. Развитие у учащихся приемов умственной деятельности и интеллектуальных умений в процессе обучения биологии.
29. Методика разработки и использования тестового контроля знаний учащихся по биологии.
30. Анализ учебно-методического комплекса на примере комплекса по курсу зоологии.
31. Анализ учебно-методического комплекса на примере комплекса по курсу анатомии.
32. Анализ учебно-методического комплекса на примере комплекса по курсу общей биологии.
33. Структура и содержание курса “Биология” 8 кл.
34. Структура и содержание курса “Биология” 6 кл. Структура и содержание курса “Биология” 7 кл.
35. Структура и содержание курса “Биология” 9-11 кл.
36. Особенности организации и проведения лабораторных работ по биологии (на примере “Биологии” 8 кл.).
37. Методика лабораторных работ по биологии 9 кл.
38. Особенности организации лабораторных работ по биологии 10-11 кл. Использование рабочих тетрадей.
39. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении биологии.
40. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии (на примере “Биология” 9 кл.).
41. Уроки по изучению внешнего строения изучаемых объектов с использованием демонстрационного материала. Организация и проведение лабораторных работ с использованием натурального раздаточного материала.
42. Уроки по изучению внутреннего (клеточного) строения растений. Организация лабораторных работ учащихся с использованием микроскопической техники. Требования к составлению инструкций к их проведению.
43. Система уроков по теме “Одноклеточные животные”. Учебно-воспитательные задачи темы. Принципы отбора наглядных средств обучения. Значение и возможности использования живых объектов при изучении темы. Методика культивирования простейших.
44. Система и структура уроков по изучению хордовых (позвоночных) животных (на примере тем “Класс Рыбы”, “Класс Птицы”, “Класс Пресмыкающиеся” и “Класс Млекопитающие”).
45. Система уроков и лабораторные занятия по теме “Система опоры и движения”. Основные методические требования к их проведению.
46. Система уроков по изучению пищеварительной системы и пищеварения. Организация и проведение лабораторного занятия по теме “Пищеварение”.
47. Система уроков по изучению крови и кровообращения. Наглядные средства изучения темы и методика их использования. Методика выполнения самонаблюдений и использования их результатов на уроках изучаемой темы.
48. Система уроков темы “Основы цитологии”. Методика проведения уроков по изучению строения и химического состава клетки, строения и функций нуклеиновых кислот.
49. Методика уроков по темам “Энергетический обмен в клетке и его сущность”, “Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белка”.
50. Система уроков темы “Основы генетики и селекции”. Методика формирования и развития у школьников основных генетических понятий.
51. Система уроков по теме “Эволюционное учение”. Развитие понятий “вид”, “популяция”. Методика использования демонстрационного материала и организации лабораторных работ по изучению изменчивости, наследственности, результатов искусственного и естественного отбора.
52. Система уроков по теме “ Основы экологии”. Основные экологические понятия темы и методика их развития. Требования к организации и проведению экскурсии в лес, на луг, пруд или другой природный биогеоценоз.

Последнее изменение: Вторник 29 Июнь 2010, 13:54