ТЕМА: СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

План

1.Понятие о системе трудового обучения и структуре трудового процеса.
2.Предметная система.
3.Операционная система.
4.Операционно-предметная система.
5.Моторно-тренировочная (система ЦИТа).
6.Операционно-комплексная система.
7.Конструкторско-технологическая система.
8.Проектная система.

1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Системой трудового обучения называется рациональная организация изучения учебного материала, предполагающая определенную группировку содержания и последовательность овладения ми учащимися.
Для того, чтобы раскрыть понятие о системе трудового обучения, необходимо рассмотреть структуру трудового процесса.
Технологический процесс – это процесс преобразования исходных материалов для получения готового изделия. Имеет следующую структуру:

Трудовые движения            Трудовые действия (трудовые приемы)           
    Трудовые операции          Комплексные работы (могут быть простые и сложные)

Трудовое движение  – элементарное перемещение (например, взять, поднять, опустить и т.д.)
Трудовой прием – отдельное законченное действие внутри трудовой операции, состоящие из совокупности трудовых движений.
Трудовая операция – часть технологического процесса, выполняемая одним рабочим на одном рабочем месте, с помощью одного вида оборудования.
Простой комплекс – представляет собой сочетание операций для обработки отдельных узлов изделия.
Сложный комплекс – сочетание простых комплексов при изготовлении целого изделия.
Овладение трудовым процессом предполагает усвоение указанных составляющих этого процесса. То, как изучаются составляющие технологического процесса, что берется за объект изучения, в какой последовательности они изучаются, и представляет собой систему трудового обучения.
Система трудового обучения, положенная в основу учебного процесса, значительно влияет на содержание учебного материала, на выбор методов, форм и средств обучения.

2. ПРЕДМЕТНАЯ СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Предметная система является самой первой системой. Она применялась еще в практике ремесленного производства во второй половине 19 в.
Сущность предметной системы в том, что ученик изготавливал от начала до конца определенное количество все усложняющихся изделий. При этом он не знакомился специально с правилами выполнения отдельных приемов, операций, а старался копировать действия мастера.
Достоинства предметной системы.
•Она знакомит учащихся со всем процессом изготовления изделия;
•С первых дней обучения учащиеся видят конкретные результаты своего труда, поэтому появляется интерес к выполняемой деятельности;
•Позволяет сочетать обучение с производительным трудом учащихся.

Недостатки предметной системы
•Нет возможности обработать трудовые приемы и операции, что снижает качество изготавливаемых изделий;
•Данная система не позволяет вооружить учащихся технологическими знаниями, умениями и навыками в полном объеме;
•При ее использовании не соблюдаются основные принципы дидактики (нет перехода от простого к сложному, нет теоретического обучения).


3. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Развитие промышленности и связанное с ним разделение труда обусловило появление операционной системы. Данная система была разработана в 1868 г. в Московском техническом училище инженером Д.К. Советкиным. Система получила широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, где она получила название «русской системы».
Сущность системы заключается в том, что за главный объект изучения взята отдельная операция. Ученики отрабатывали трудовые операции в порядке возрастающей сложности, благодаря этому получали представление, что процесс изготовления любого изделия состоит в основном из одних и тех же операций. Разница лишь в последовательности их применения.
Достоинства:
•Операционная система не ограничивалась изготовлением отдельных изделий, а вооружала универсальными знаниями и умениями, которые позволяют выполнять разнообразные виды работ;
•Наличие систематических упражнений по рациональному осуществлению каждой операции дает возможность сформировать прочные и устойчивые трудовые знания, умения и навыки;
•Позволяет построить процесс обучения на основе последнего перехода от простых операций к более сложным.
Недостатки:
•Отрабатывая операции, учащиеся длительное время не видят конкретных результатов своего труда - это снижает интерес;
•При обучении операциям бесполезно расходуются материалы и заготовки, выполняются предметы, не имеющие потребительской ценности;
•Обучение многочисленным операциям без их применения в процессе изготовления полезной продукции приводит к потере некоторых умений и навыков в выполнении изученных операций;
•Обучение по операционной системе отрывает выполнение операции от выполнения целостной работы, не предусматривает формирование умений организации и рационального планирования последовательности операций.


4. ОПЕРАЦИОННО – ПРЕДМЕТНАЯ СИСТЕМА
ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная система была предложена в 90-х г.г. 19 в. С.А. Владимирским. Как видно из названия система представляет собой соединение операционной и предметной систем. Система предусматривала изучение учащимися трудовой операции в процессе изготовления продуманно подобных изделий. Изделия подбирались так, чтобы при их выполнении постепенно изучались и осваивались все необходимые операции. Например, при изготовлении первого предмета осваивались наиболее легкие 3 – 4 операции, а при изготовлении последующих – более сложные.

Достоинство:
•Изготовление полезного предмета с первых дней обучения вызывало интерес и стремление к более производительной работе.

Недостатки:
•Основная учебная задача подменялась чисто производительной, связанной с изготовлением отдельных изделий;
•Операционно-предметной системе были присущи все недостатки предметной и операционной систем, поэтому она не получила большого распространения.


5. МОТОРНО – ТРЕНИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (система ЦИТа)

Система разработана Центральным институтом труда в 20 - 30-е годы 20 в.
Характерной особенностью этой системы является то, что в качестве объектов изучения трудового процесса взяты не только отдельные операции, но и отдельные рабочие приемы. В основе обучения по системе ЦИТа лежали специальные упражнения, которые выполнялись на тренировочных устройствах, имитирующих реальный трудовой процесс. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно натренировать движения до автоматизма. Обучение по этой системе делилось на 5 периодов:

1.Тренировочные упражнения по освоению трудовых движений.
2.Тренировочные упражнения по освоению трудовых приемов, в которые входят ранее изученные движения.
3.Тренировочные упражнения по выполнению трудовых операций.
4.Тренировочные упражнения по выполнению комплексных работ, сочетающих освоенные трудовые операции в процессе изготовления простейших деталей.
5.Самостоятельное выполнение целых изделий.

Достоинства:
•Впервые предлагается последовательная отработка всех составляющих трудового процесса (от движений до целостного процесса).
•Изучены способы наиболее рационального выполнения трудовых движений и приемов.
•Разработаны тренажеры, специальные приспособления, дидактические средства и условия обучения.

Недостатки:
•Механическая тренировка отвергала элементы сознательности и осмысленности в усвоении учащихся трудовых действий;
•Недооценка необходимости теоретических знаний.


6. ОПЕРАЦИОННО – КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА

Система была разработана в 1935 – 36 г.г. работниками школ ФЗУ. В настоящее время одна из ведущих систем. Сущность в том, что учащиеся вначале осваивают последовательно 2-3 операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее приступают к освоению новых операций, нового комплекса и т.д. Освоение каждой операции начинается с упражнений по освоению рабочих приемов.

Схема операционно-комплексной системы:


1         2         3 1,2,3 4 5 6   1,2,3,
  4,5,6



- операции;

- комплексные работы;

- квалификационная работа;

- работа на производстве.


Достоинство:
•Обеспечивает прочное освоение учащимися основных трудовых приемов и операций из которых складываются комплексные работы.

Недостаток:
•Определенная сложность организации изучения операции в процессе производительного труда учащимися.


7. КОНСТРУКТОРСКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Разработана для применения в общеобразовательной школе.
Сущность данной системы в том, что учащиеся ставятся в такие условия, когда изготовлению изделия предшествует работа, связанная с разработкой его конструкции и технологии обработки.

Достоинство:
•Учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и творчески решают конструкторско-технологические задачи.

8. ПРОЕКТНАЯ СИСТЕМА

Разработана под руководством В.Д. Симоненко.
Сущность ее заключается в выполнении учащимися проектов.
Данная работа включает в себя такие этапы, как:
-выделение проблемы;
-предложение нескольких вариантов ее решения;
-с учетом предъявляемых требований выбор наиболее оптимального варианта решения;
-его детальная проработка;
-реализация (осуществление);
-оформление конструкторско-технологической документации и защита.

Достоинство:
• Выполнение проекта позволяет учащимся ознакомиться со всей конструкторско-технологической цепочкой изготовления изделия от идеи до реализации.
Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:52