МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

ПЛАН:

1. Понятие проекта и проектного метода.
      Краткая история его развития
2. Преимущества проектного метода обучения
3. Положение об ученическом проекте по технологии:
3.1. Цели и задачи
3.2. Тематика
3.3. Основные требования к выполнению проекта
3.4. Выбор объекта для проектирования
4. Основные принципы разработки творческих проектов
5. Алгоритм выполнения проекта
6. Возможные критерии оценки проектной деятельности учащихся




1.Понятие проекта и проектного метода

Особенностью образовательной области Технология является выполнение учащимися различных творческих проектов.

ПРОЕКТ  в переводе с латинского – брошенный вперед;
                    в переводе с греческого – путь исследования.
ПРОЕКТ - это самостоятельная, творческая, итоговая работа, выполняемая под руководством учителя

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ –– это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности, развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Под ней понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).
Метод проектов обладает интегративностью, так как требует наличия знаний, умений и навыков по различным направлениям деятельности человека.
Метод проектов - это не новое открытие в психолого-педагогической практике, а повторение уже имеющегося опыта на более высоком, более организационном уровне развития.



Краткая история его развития
Родиной проектного метода является США.
Идея проектов впервые стала применяться при подготовке инженеров с 1824 года.
В 1908 г. термин проект официально стал употребляться в отношении сельскохозяйственного обучения. Одной из причин возникновения этого метода являлось то, что перед сельскохозяйственными школами этого периода стояла задача связать работу школы с потребностями сельского населения. Основой обучения будущих фермеров являлось – практическое обучение. Образ жизни, который вели фермеры, не позволял их детям регулярно посещать школу. Особенно в весенне-осенний период. Выходом из создавшейся ситуации стал «домашний проект», который учащиеся совместно с учителем планировали и разрабатывали в школе и в ходе этого изучали все необходимые научные дисциплины.
Идеи проектного метода обучения разрабатывались такими педагогами как:
Джоном Дьюи (американский представитель философии прагматизма, известный педагог, психолог)
У.Х. Килпатриком (в основе обучения должны быть интересы и самостоятельность мышления ребенка, обучение должно происходить в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы)
Э. Коллингсом «Опыт работы американской школы по методу проектов» (выделяет разные типы проектов:
-экскурсионные проекты;
-проекты рассказывания и докладов;
-трудовые проекты;
-проекты-игры.
В начале 20 века метод проектов привлек внимание и отечественных педагогов.
Большое значение ему уделял один из ведущих русских педагогов – С.Т. Шацкий.
Метод применялся в созданных после революции трудовых школа, призванных соединять обучение с производительным трудом.
Но излишнее увлечение методом проектов, подчинение комплексным проектам всех учебных предметов привело к тому, что в 1931 г. он был осужден партийным руководством и отменен.


2. Преимущества проектного метода обучения

Можно выделить основные положительные стороны метода проектов:

1)выделение жизненно необходимых знаний в образовании;

2)возможность практического применения знаний при выполнении проекта;

3)мотивация деятельности учащихся;

4)осуществление межпредметных связей;

5)воспитание дисциплинированности, настойчивости в преодолении трудностей, деловых качеств личности;

6)развитие инициативы и творческих способностей;

7)формирование навыков целепологания, анализа и оценки результатов своего труда;

8)бережное отношение к средствам и результатам труда,  времени;

9)применение метода проектов способствует самоопределению учащихся в будущей профессиональной деятельности;

10)развивает навыки коллективного труда, взаимопомощи;




2. Положение об ученическом проекте по технологии


                          3.1. Цели и задачи

Сформировать у учащихся систему интеллектуальных, общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечный потребительский предмет или изделие, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.


3.2. Тематика

Темы проектов выбираются самостоятельно или по рекомендации учителя, таким образом, чтобы темы соответствовали программе,  удовлетворяли какие-либо потребности и требовали интеграции знаний и умений изученных предметов.

3.3. Основные требования к выполнению проекта

Учащиеся должны выполнить не менее одного проекта в год, начиная со второго класса. По программе технология на выполнение проекта отводится:
14 часов – 2-4 кл..
16 часов – 5-11кл.

Не обязательно чтобы весь проект выполнялся самостоятельно, часть проекта может быть уже готовой или выполнена родителями. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группе, но при этом его необходимо четко разделить на части. Проект должен быть направлен на изготовление конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям и пользующегося спросом.

3.4. Выбор объекта для проектирования

Можно определить критерии отбора содержания проектной деятельности учащихся на уроках технологии:
1. Соответствие проектного материала возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, уровню сформированных знаний и умений.
3. Соответствие общедидактическим принципам: системности, последовательности, преемственности, научности.
3. Реализация в содержании проекта возможностей осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
4. Соответствие содержания имеющейся учебно-материальной базе мастерской.
5.  Соблюдение проблемно  характера обучения.
6. Отбор наиболее универсальных технологий, характерных для современного производства.
7. Социальная значимость.
8. Связь теории с практикой.
9. Учет региональных, национальных и других особенностей.
10. Профориентационная направленность.
11. Возможность реализации межпредметных связей.


4.Основные принципы разработки творческих проектов

Эстетика.
Изделие должно проектироваться с учетом требований эстетики. В частности должны соблюдаться принципы композиции, т.е. пропорции в размерах и составных частях изделия, сочетаемость цветов, симметричность и т. д. Каждое изделие должно прорабатываться с точки зрения дизайна.

Стандартизация – это установка и применение норм и правил для достижения оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности
Стандарт в переводе с лат.- «норма», «правило», «образец», «инструкция».
Стандартизация устанавливает единые величины, обозначения, термины.
Государственная система стандартизации представляет следующие кагории:
ГОСТ- государственный стандарт;
ОСТ – отраслевой стандарт;
РСТ – республиканский;
СТП – стандарт предприятия.

Технологичность изделия заключается в возможности максимально простого изготовления на имеющемся оборудовании из доступных материалов с наименьшими затратами ручного труда.

Экономичность предусматривает минимальную себестоимость изделия в соответствии с требуемой долговечностью и надежностью.

Безопасность проекта предусматривается как на стадии его выполнения, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, санитарии и гигиены.

Эргономичность заключается в наиболее простом, легком и удобном обслуживании и эксплуатации данного проекта.

Экологичность состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не повлекут за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека и окружающего мира.


6.Возможные критерии оценки проектной деятельности учащихся

1.Оригинальность темы и идеи проекта.
2.Конструктивные параметры:
- соответствие конструкции назначению изделия;
- прочность, надежность;
- оригинальность;
- удобство пользования.
3.Технологические критерии:
- использование прогрессивных методов обработки;
- технологичность;
- соответствие документации;
- оригинальность применения и сочетания материалов;
- соблюдение правил техники безопасности.
4.Эстетические критерии:
- композиционная завершенность;
- дизайн изделия;
- использование традиций народной культуры.
5.Экономические критерии:
- потребность в изделии;
- экономическое обоснование;
- рекомендации к использованию;
- возможность массового производства;
- реклама изделия (при защите проекта).
6.Экологические критерии:
- наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия;
- возможность использования вторичного сырья, отходов производства;
- возможные экологические последствия при использовании изделия (экологическая безопасность).
7.Информационные критерии:
- стандартность проектной документации;
- использование дополнительной информации.

Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:41