ТЕМА: КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН:
1.Понятие и роль контроля, требования, функции.
2.Критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках технологии.
3.Система учета и оценки знаний:
                    3.1. Виды контроля.
                    3.2.  Методы и формы организации контроля:
                                      3.2.1.Теоретических знаний.
                                      3.2.2. Практических умений.



1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ КОНТРОЛЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ФУНКЦИИ

Контроль включает в себя две главных составляющих:
1. ПРОВЕРКА – основной дидактической функцией которой является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала;
2.ОЦЕНИВАНИЕ  И ОЦЕНКА – ( как процесс и результат проверки) качественное и колличественное выражение степени успеваемости учащихся.


Роль проверки и оценки:

• Помогает установить качество усвоения учащимися теоретического материала, степень овладения умениями и навыками. Проверка помогает выявить пробелы в знаниях, а также ошибки в выполнении тех или иных операциях. Только при наличии ясной картины о результатах учебной деятельности каждого учащегося учитель может своевременно вносить коррективы, оказывать помощь при затруднениях.
• Проверка и оценка знаний, умений имеют большое значение и для самих школьников, т.к. стимулируют и направляют учебно-познавательную деятельность, повышают познавательную активность, развивают элемент соревнования в работе, побуждают учащихся к более добросовестному выполнению заданий.
• Проверка способствует закреплению полученных знаний, навыков и умений их прочному усвоению, систематизации и сознательному  применению на практике.






По примеру учителя каждый учащийся пытается сам оценить свою работу, приучается к самоконтролю. Поэтому очень важно чтобы при выставлении оценки учитель обязательно выполнял следующие требования:


Требования при оценивании работ:


1.ОБЪЕКТИВНОСТЬ – обеспечивается в том случае, если учитель предъявляет ко всем без исключения единые требования. На результаты оценки не должны влиять посторонние и случайные факторы / например, плохая дисциплина, плохое настроение самого учителя и т.д. Для того, чтобы оценка была объективной учитель не должен проявлять в этом деле излишнюю мягкость с одной стороны и чрезмерную суровость с другой.
Объективность оценки не должна противоречить второму требованию:

2.УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ – некоторые учащиеся отвечают в замедленном темпе, но проявляют при этом наличие глубоких и прочных знаний, естественно снижать оценку за это нельзя. Бывает и наоборот, когда учащийся быстро реагирует на вопросы но допускает при этом ошибки, в этом случае оценка снижается.

3.ВСЕСТОРОННОСТЬ – достигается в том случае, если учитель учитывает все критерии оценки.(см. п. 2 )

4.СИСТЕМАТИЧНОСТЬ – выполняется в результате проверки знаний на каждом занятии.

5.ОБОЗРИМОСТЬ  (НАГЛЯДНОСТЬ) – заключается в проведении открытой проверки. Необходимым условием является объявление результатов и их комментирование.


Функции контроля:

Учеными выделяются следующие функции контроля:
•Обучающая – во время выполнения контрольных заданий учащиеся обобщают изученный материал, выделяют новые понятия, углубляют и систематизируют знания;
•Закрепляющая – обеспечивает условия для закрепления знаний;
•Воспитывающая – система контроля формирует общественное мнение, которое затрагивает самолюбие учащегося. Контроль является серьезным стимулом познавательной активности.
•Управляющая – позволяет осуществлять эффективное руководство процессом обучения.


2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

•Уровень знаний теоретических вопросов умения применять эти знания на практике.
•Знание инструментов, приспособлений и умение приготовить их к работе.
•Способность выполнять операции по обработке и изготовлению каких-либо изделий.
•Продолжительность выполнения работы.
•Знание и выполнение требований безопасности труда, санитарно-гигиенических правил и правил личной гигиены.
•Умение пользоваться при работе справочной литературой и нормативно-технической документацией.
•Умение правильно организовывать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
•Бережное отношение к оборудованию, инструментам, приспособлениям. Экономное расходование материалов.
•Степень самостоятельности при организации и выполнении работ, т.е. самостоятельное планирование трудового процесса, самоконтроль, а также проявление элементов творчества.
•Качество выполненной работы в целом.
В зависимости от вида выполняемых работ одни из критериев берутся в качестве главных, другие в качестве вспомогательных.


РАБОТА ОЦЕНИВАЕТСЯ БАЛЛОМ «5»:
-если выполняются все критерии оценки, т.е. учащийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике, знает оборудование и умеет готовить его к работе. Умеет правильно организовывать свое рабочее место и поддерживать его в порядке на протяжении всей выполняемой работы. Правильно выполняет технологические операции, умеет самостоятельно пользоваться справочной литературой. Владеет приемами самоконтроля. Соблюдает правила безопасности. При выполнении работ проявляет элементы творчества. Завершенная работа  /изделие/  соответствует установленным требованиям и выполнена в срок или раньше срока.

РАБОТА ОЦЕНИВАЕТСЯ БАЛЛОМ «4»:
- в том случае, если учащимся допускаются небольшие погрешности в каком-либо из критериев. Время на изготовление изделия на 10-15% больше нормы.

РАБОТА ОЦЕНИВАЕТСЯ БАЛЛОМ «3»:
-если учащийся имеет небольшие пробелы в знаниях, недостаточно полно раскрывает материал и не всегда может использовать его на практике. Знает инструмент, но проявляет небрежное отношение к нему. Допускает беспорядок на рабочем месте, нарушает ПТБ. Делает ошибки в                                                                                                                                                                                                                                    технологической последовательности и приемах работ. При подготовке инструмента, использовании нормативно-технологической документации и выполнении задания нуждается в постоянной помощи учителя. Выполненное изделие имеет отклонение от требований и затраты времени на 20-25% больше нормы.

РАБОТА ОЦЕНИВАЕТСЯ БАЛЛОМ «2»:
-при незнании теоретического материала, явном неумении правильно выполнять рабочие приемы, неправильном использовании оборудования. Неумение организовать рабочее место. Наличие грубых нарушений ПТБ. Выполненное изделие или работа настолько не соответствуют установленным требованиям, что не может быть использовано по назначению.



3.СИСТЕМА УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

3.1 ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

Для проверки знаний и умений учащихся на уроках технологии применяются различные виды контроля. Дидакты выделяют несколько видовых классификаций:
I. По времени проведения различают:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ –это выявление уровня знаний до начала обучения ( обычно проводится в начале учебного года, в начале изучения раздела или темы).
         
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ – проводится на каждом занятии, причем оценка ставится с учетом всех перечисленных выше критериев, обязательно комментируется учителем и выставляется в журнал.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – проводится в конце изучения темы или раздела. Он может проводится посредством устных или письменных контрольных работ, а также в результате изготовления контрольного изделия или образца. О времени проведения контрольной работы, ее характере и требованиях  учащиеся предупреждаются заранее.

ИТОГОВЫЙ  КОНТРОЛЬ – проводится в конце четверти или года. Итоговая оценка выставляется на основе оценок текущего и периодического контроля.




II. В зависимости от контролирующего лица:

ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ – педагог/ученик;

ВЗАИМОКОНТРОЛЬ -  ученик/ученик;

САМОКОНТРОЛЬ – ученик.



3.2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  КОНТРОЛЯ

3.2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
К методам контроля теоретических знаний относятся:

БЕСЕДЫ – в процессе беседы одни учащиеся отвечают на вопросы, другие дополняют, уточняют и исправляют их ответы. В конце беседы учитель или один из учащихся обобщает и  делает выводы. Беседы способствуют развитию логики. памяти. активизируют познавательный интерес

УСТНЫЙ ОПРОС – учитель заранее заготавливает серию вопросов. Устный опрос может быть в разных формах ( индивидуальный,
фронтальный ). Начинать занятие рекомендуется с фронтального опроса, его продолжительность может быть 5-7 мин. По усмотрению учителя после фронтального можно провести – индивидуальный.


Методика проведения индивидуального опроса:

1.Кратко и четко сформулировать вопрос.
2.Предложить возможный план ответа.
3.Предложить всей группе в течении минуты подумать над ответом на поставленный вопрос.
4.Вызвать учащегося для ответа.
5.Предложить всем остальным учащимся внимательно слушать и готовиться к тому, чтобы сделать дополнения или замечания.
6.Выслушать ответ по возможности не прерывая его.
7.Предложить учащимся дополнить прослушанный ответ.
8.Если учащиеся не заметили имевшихся в ответе ошибок, то учитель должен задать дополнительные вопросы.
9.При затруднениях учитель сам дополняет или уточняет ответ
10.Объявить оценку и прокомментировать ее.

ЗАЧЕТ;

ЭКЗАМЕН;

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ – могут проводиться в разных формах, быть письменными или устными и осуществляться с помощью:
вопросов, карточек-заданий, технических диктантов, тестов и т.

Дидактические тесты

ТЕСТ – это совокупность заданий направленных на определение уровня усвоения содержания обучения.
В переводе с английского «тест» означает - испытание, проверку.
Академик Беспалько А.В. выделяет 4 уровня усвоения знаний:
1 уровень – распознавание;
2 уровень – воспроизведение;
3 уровень – эвристический;
4 уровень – творческий.

Тесты 1 уровня – предназначены для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Содержат задания на узнавание ранее полученной информации. Различают тесты 1 уровня:
•На опознание – учащийся выбирает правильный ответ из альтернативы «да» - «нет»;
•На различение – в них дается несколько вариантов ответов и учащийся должен выбрать из них правильные;
•На классификацию – учащийся должен установить соответствие  между представленными видами;

Тесты 2 уровня – для решения заданий требуют самостоятельного воспроизведения ранее усвоенных знаний без опоры на подсказку. Среди тестов 2 уровня различают:
•Тесты подстановки – в задании пропущено слово, формула или другой элемент деятельности;
•Тесты конструктивные – учащийся должен самостоятельно дать полную формулировку понятия;
•Типовые задачи – для их решения необходимо применить известную формулу, правило или алгоритм решения.

Тесты 3 уровня – решение нетиповых задач, использование знаний в нетиповых ситуациях. Решение тестов 3 уровня сводится к сведению нетиповых задач к типовым, т.е. учащийся каждый раз решает для себя вопрос, как использовать известный ему способ деятельности в новой ситуации.

Тесты 4 уровня – это проблемы, решение которых связано с творческой деятельностью, с творческим применением имеющихся знаний.


Показателем успешности овладения учебным материалом при тестовом контроле является коэффициент усвоения:
                                            М
                                            Ку  =      N        ,  где

М –количество правильных ответов;
N – общее количество вопросов в тесте; 


Коэффициент усвоения может быть:            0 < Ку<  1


В качестве критической величины  Ку  =  0,7


Если:
Ку < 0,7  знания неудовлетворительные;
Ку = 0,7 -  0,8  знания удовлетворительные;
Ку = 0,8 – 0,9 знания хорошие;
Ку = 0,9 –1  знания отличные


Выбор числа операций в тесте зависит от вида контроля:
•для текущего – 10 –12 вопросов;
•для периодического – 20- 25  вопросов;
•для итогового – 40 – 45 вопросов.


Требования к тестам:

•Адекватность целям проверки;
•Однозначность –тест должен иметь единственно правильный ответ – эталон;
•Простота и удобство в пользовании – формулировка заданий и вопросов должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения заданий;
•Определенность – после прочтения задания учащиеся должны четко понять и представлять себе, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочтения заданий учащийся действует и отвечает правильно, то тест считается определенным. Если на вопросы отвечают меньше 70%, то тест необходимо пересмотреть.
•Равнотрудность – при составлении заданий для нескольких вариантов равнотрудность определяется стабильностью результатов в разных вариантах;
•Краткость – обеспечивающая сжатые ответы; 

 
Некоторые правила составления тестов:

•-Неправильные ответы должны быть правдоподобные;
•-Правильные ответы среди  всех предлагаемых должны размещаться в случайном порядке;
•-Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.


Преимущества тестов:
•Тесты обеспечивают возможность объективной оценки по единым требованиям;
•Тесты позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Проверка большого количества учащихся.
Быстрота проверки
Большой объем учебного материала


Недостатки тестов:
•Вероятность угадывания и случайности;
•Не развивает речь.
Затраты времени на разработку тестов



3.2.2. ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ:

Контроль практических умений осуществляется учителем при систематической пооперационной проверки выполняемых изделий и при просмотре готового изделия в целом.
Основными методами проверки практических умений являются:


ТЕКУЩЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ ;

ХРОНОМЕТРАЖ;

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет провести более тщательную и полную проверку знаний, но перед учителем встает проблема занятости во время проведения индивидуального контроля остальных учащихся .

ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет активизировать всю группу, но является более поверхностным.

ГРУППОВОЙ КОНТРОЛЬ – проводится с отдельным звеном или бригадой.


Для проверки и оценки изделий желательно привлекать самих учащихся, т.к. объективно оценивая работы своих товарищей они становятся более требовательными к выполнению собственных заданий. Подобные проверки можно проводить в следующих формах:
•взаимная фронтальная проверка – когда учащиеся проверяют работы друг у друга;
•проверка работ одним из учащихся – проверка поручается одному из учащихся , значительно раньше других справившихся с заданием;
•проверка работ группой учащихся.


В настоящее время очень часто применяют различные
нетрадиционные формы контроля:

•Контроль в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, кроссворд, деловая игра);
•Контроль, основанный на формах, жанрах и методах работы известных в общественной практике (интервью, рецензия, репортаж);
•Контроль, основанный на нетрадиционной организации учебного материала ( прогнозирование, предсказание и т.д. );
•Контроль, напоминающий публичные формы общения
( телевизионные передачи, аукцион, ринг и т.д.).




Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:46