ТЕМА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


ПЛАН:

1.Понятие умений и навыков.
2.Взаимодействие знаний, умений и навыков.
3.Особенности перехода умений в навык.  ( Этапы формирования умений и навыков )
4.Перенос и интерференция умений , навыков.


1. ПОНЯТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

«Навык» и «умение» – это сложные психолого-педагогические понятия. Еще более сложным является процесс их формирования. Поэтому учителю технологии необходимо знать сущность и закономерности данного процесса, чтобы иметь возможность эффективно осуществлять его реализацию и управлять им.
Ряд психологов и педагогов определяют умения – как начальный этап формирования навыка. При этом умение характеризуется правильным, но не уверенным и медленным выполнением действия, с сознательным контролем каждого его элемента.
В процессе постоянно проводимых упражнений умения совершенствуются, достигают своего высшего уровня, который обеспечивает точное, быстрое и уверенное выполнение действия с контролем за его конечным результатом. Такой высший уровень усвоения действия называется навыком
Другие ученые, наоборот, считают навык начальным этапом формирования умения.
Среди исследований, посвященных проблеме формирования умений и навыков необходимо выделить наиболее существенные работы:
Платонова К.К. и Новикова М.А.
По Платонову К.К. умение – это совокупность знаний и навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности в новых условиях. Причем это не любая деятельность, а лишь та которая выполняется успешно, правильно, наиболее оптимальным способом. В результате много кратных повторений отдельные приемы и способы деятельности начинают выполнятся автоматически и превращаются в навык. Таким образом, навык – это приобретенная способность человека выполнять в процессе целенаправленной деятельности составляющие ее частные действия автоматизированно, но под контролем сознания.

Сравнительная характеристика умения и навыка

Характеристика Умение Навык
Характер деятельности правильное, но неуверенное и медленное выполнение действия точное, быстрое, уверенное, автоматизированное
выполнение действий
Условия формирования в новых условиях в постоянно повторяющихся условиях
Контроль за каждым элементом выполняемых действий за конечным результатом
Возможность творческого применения присутствует маловероятна
Длительность формирования в зависимости от сложности ( может быть сформировано даже с первого раза) формируется в результате длительных упражнений
Дискуссия по проблеме соподчиненности умений и навыков не закончена, продолжается и по сей день. Но мы можем с уверенностью констатировать, что процессы формирования умений и навыков взаимозависимы, взаимо- влияют и взаимообуславливают друг  друга.


2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


Для того чтобы выполнить любое действие необходимо прежде всего знать как оно выполняется, т.е. нужны соответствующие знания. Вместе с тем знание еще не означает умение. (Например можно знать как выполнить то или иное действие, но не уметь это делать).
Формирование умений и навыков процесс более сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний.
В свою очередь если сопоставлять умения и навыки, то навык формируется в результате многократных повторений умений.  Поэтому можно сделать вывод, что знаний у человека всегда больше, чем умений, а умений больше, чем навыков.
Взаимосвязь знаний, умений и навыков можно представить в виде следующей схемы:

      ЗНАНИЯ                    УМЕНИЯ           
                                                                              НАВЫКИ

Из данной схемы видно, что на основе знаний формируются умения, которые по мере повторений, автоматизируются и часть их переходит в навык. В свою очередь сформированные умения и навыки будут способствовать формированию новых знаний.



3. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УМЕНИЙ В НАВЫК

В процессе систематически выполняемых упражнений умения совершенствуются и переходят в навыки, при этом:

•ослабляется, свойственная учащимся на первом этапе овладения трудовыми действиями напряженность, устраняется скованность в выполнении действий;
•исчезают лишние и ненужные движения;
•зрительный контроль за правильностью выполнения действий в значительной мере подменяется кинестетическим контролем ( т.е. мышечным ощущением), для которого характерна более высокая чувствительность и возможность автоматизации ( т.е. непроизвольного осуществления).В результате улучшается и облегчается самоконтроль. Действие выполняется более точно и правильно;
•при переходе умений в навык значительно повышается координация трудовых действий, улучшается согласованность их друг с другом. Появляется возможность совмещения или одновременного выполнения действий (например, обеими руками или руками и ногами и т.д.);
•ускоряется темп выполнения трудовых действий, сочетающийся с повышенным качеством.

Для перехода умений в навыки необходимо учесть следующие требования предъявляемые к методике организации упражнений:
-упражнения должны проводиться систематически и последовательно, с переходом от простых к сложным, от замедленного темпа к все более быстрому;
-каждое проводимое упражнение должно быть направленно на совершенствование способа его выполнения, т.к. только сознательное стремление учащихся постоянно улучшать способ выполнения очередного повторного упражнения может способствовать переходу умений в навык.


4. ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ


Значительное влияние на овладение учащимися трудовыми умениями и навыками оказывают ранее усвоенные трудовые действия. Они могут ускорять или задерживать формирование нового умения и перехода его в навык.
Положительное влияние приобретенного опыта усвоенных действий на овладение новыми умениями принято называть -переносом. Отрицательное – интерференцией.
Перенос возникает тогда, когда в ранее усвоенных действиях и тех действиях, которые усваиваются, есть общие приемы. При этом элементы ранее усвоенных действий включаются в структуру вновь усваиваемого действия ,в результате, этим облегчают и ускоряют процесс овладения им. Эффективность данного процесса будет определяться степенью осознанности его учащимися.

Интерференция возникает тогда, когда:
•элементы ранее приобретенных умений применяются в усвоении новых действий без учета их особенностей (поэтому учителю обязательно необходимо акцентировать на них внимание, например, особенность выполнения крестообразного стежка - выполняется не справа налево, как все остальные стежки, а слева направо);
•при замене старого, хорошо усвоенного способа выполнения трудового действия новым, еще незнакомым способом осуществления этого же самого действия.

Причины интерференции умений и навыков заключаются в следующем:
1.В установившихся более прочных нервных связях по сравнению с вновь образующимися нервными связями. Этим собственно и объясняется то, что интерференция сказывается слабее, если усвоенные трудовые действия находятся на уровне умений, а не на уровне навыков. И именно поэтому переучивание, как правило, происходит значительно труднее, чем обучение вновь.
2.Другой причиной интерференции может быть слабое осознание различий в способе выполнения новых, усваиваемых трудовых действий, по сравнению со старыми, уже усвоенными. Поэтому одно из важных средств устранения и предупреждения интерференции – это достижение четкого понимания учащимися этих различий.


Вывод: таким образом перенос и интерференция имеют место только при определенных условиях, которые можно и нужно учитывать при технологической подготовке учащихся, с целью повышения эффективности процесса формирования у них технологических умений и навыков.


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


По Платонову К.К. процессы формирования умений и навыков происходят постепенно и включают в себя ряд этапов (см. табл. 1, 2 )
                                                                                                  Таблица 1
Этапы формирования умений

№ п/п Уровни
сформированности
умений Психологическая структура умений
1.Первоначальное умение
Осознание целей действия, но не понимание способов их осуществления;
Деятельность осуществляется путем проб и ошибок;

2.Недостаточно умелая
деятельность
Понимание не только целей, но и способов выполнения действий, однако в силу психолого-физиологических особенностей в развитии человека, деятельность выполняется медленно, т.к. присутствуют лишние
движения, неуверенность и их несогласованность;

3.Отдельные общие
умения
Формируется ряд отдельных, высокоразвитых, но узких умений;

4. Высокоразвитое умение                    
Деятельность осуществляется правильно и быстро, отсутствуют лишние движения, появляется возможность выполнения сложных движений, включающих в себя скоординированную работу нескольких рабочих органов;

5. Мастерство                                  
характерно творческое выполнение деятельности;

                                                                                Таблица 2
                  Этапы формирования навыков


№ п/п
Уровень автоматизации навыка
Психологические особенности выполнения трудовых действий

1Начало осмысления
навыка
Отчетливое понимание целей действия, но не знание способов их достижения;


2Сознательное, но
неумелое выполнение
действия
Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса навыка;


3Автоматизация навыка
Постепенное увеличение качества выполнения действия при ослабевающем произвольном внимании и появление возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка;


4Высокоавтоматизированный навык
Точное, устойчивое, экономичное выполнение действия, ставшего средством выполнения другого, более сложного действия;


5Деавтоматизация
навыка
Ухудшение выполнения действия; возрождение старых ошибок (данный этап возникает обычно из-за длительного временного перерыва, в результате происходит частичная потеря навыка );

6Вторичная
автоматизация

Восстановление и совершенствование особенностей четвертого этапа.

Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:37