ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН:

1.Классификации дидактических методов по разным основаниям.
2.Образ действия: методы формирования и его психофизиологический механизм.
3. Основные методы работы учителя технологии:
3.1. Инструктаж.
3.2. Демонстрация трудовых действий.
3.3. Упражнения.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПО РАЗНЫМ ОСНОВАНИЯМ

В дидактике не существует однозначного подхода к классификации методов.
Наибольшее применение в педагогической практике получили методы обучения, классифицируемые по источникам информации. Такими источниками являются: слово, чувственный образ и практическая деятельность. Поэтому в данной классификации выделяют 3 группы методов:

МЕТОДЫ
(классификация по источнику информации)


Словесные Наглядные Практические
объяснение показ трудовых
приемов упражнения
рассказ показ наглядных
пособий решение технических задач
беседа показ с помощью ТСО выполнение
лабораторных и
практических работ
лекция самостоятельные
наблюдения

учебное кино
экскурсия


МЕТОДЫ
(классификация по характеру познавательной деятельности)
Лернер И.Я., Скаткин М.Н.

•Объяснительно-иллюстративные;
•Репродуктивные;
•Частично-поисковые;
•Проблемные;
•Исследовательские.


МЕТОДЫ
(классификация по дидактической цели)
Бабанский Ю.К.

•Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
•Методы стимулирования и мотивации;
•Методы контроля.


2. ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ: МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЕГО
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ


Прежде чем практически выполнить любое трудовое действие, человек осуществляет его мысленно, поэтому всегда формирование умения начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения действия, его мотивах, целях, условиях и т.д. Вся эта информация образует образ действия, ориентируясь на который учащийся и будет его выполнять. Поэтому от совершенства, полноты, точности, яркости, запечатляемости образа во многом зависит эффективность  формирования умения.
По теории и практики создания оптимального образа действия учеными был проведен целый ряд дидактических исследований, в результате которых выработаны соответствующие методы.
Наиболее эффективными из них являются: объяснение и учебная демонстрация трудовых приемов (или показ).
С помощью этих методов учитель знакомит учащихся с внешней картиной усваиваемого действия: т.е. последовательностью, техническими условиями, конечным результатом и т.д. При этом доказано, что использование объяснения без показа или наоборот, не дает желаемых результатов вследствие ограниченных дидактических возможностей каждого из этих методов.
Словесные методы обучения эффективны только тогда, когда они связаны с предметными ассоциациями (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). Поэтому всякое объяснение деятельности необходимо сопровождать ее показом. На эту зависимость слова от предметной основы неоднократно указывал выдающийся советский физиолог И.П. Павлов.
Точно также и показ не является эффективным методом без сопровождающего объяснения, т.к. один показ не в состоянии раскрыть сущность демонстрируемого действия.
Однако исследователи показали, что создать полный образ действия путем даже правильного сочетания объяснения и показа не удается, т.к. учитель в состоянии объяснить и показать только внешние признаки трудового действия: например, его структуру, рабочую позу, траекторию перемещения инструмента и т.д. Внутреннюю же картину выполнения действия учитель не в состоянии ни показать, ни объяснить. Например, невозможно точно сообщить кинестетические ощущения, скорость перемещения рабочих органов и инструментов, интуитивные механизмы, величину усилий и др. факторы. Этим собственно и объясняется необходимость дополнения перечисленных методов (объяснения и показа) методом - упражнений по отработке действий.

В психофизиологическом плане механизм формирования трудового действия осуществляется следующим образом:

1.Объяснение и показ подлежащего усвоению действия как звуковая и зрительная информация, попадая через органы чувств (слух и зрение) в головной мозг, создают субъективный образ этого действия.

2.Соответственно этому образу действия в головном мозге возникают центробежные импульсы, которые по двигательным нервам направляются в мышцы, возбуждая их.

3.Возбужденные мышцы сокращаются и приводят в движение рабочие органы.

4.Результаты движения учащиеся воспринимают органами чувств (в основном зрением и внутримышечной чувствительностью – кинестезией) и сличает (сопоставляет) с образом трудового действия, устанавливает величину и характер отклонения, а затем устраняет его.

Таким образом, механизм формирования трудового действия представляет собой замкнутое рефлекторное кольцо состоящее из:
        -органов чувств;
        -головного мозга;
        -и каналов связи – нервов, соединяющих все в единую систему.   


3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

3.1. ИНСТРУКТАЖ

С методической точки зрения инструктаж – это сочетание объяснения и показа практических действий, приемов работ.

Психологами доказано, что человек только слушая запоминает - 15% речевой информации, только глядя –25% видимой информации, а глядя и слушая –65% преподносимой информации.

Существует несколько видов классификаций инструктажей:

1. Инструктаж может быть: вводный, текущий, заключительный.

Вводный - проводят для всей группы перед началом работы.
Вводный инструктаж включает в себя три основных элемента:

Целевая установка                Актуализация                            Создание
    (триединая цель)              знаний и опыта          ориентировочной основы
                                                                                                        действия
                                                                                      I тип      II тип      III тип

Целевая установка – учащимся сообщают тему и цель занятия.
Актуализация знаний – новые знания должны опираться на ранее усвоенные, должны быть его продолжением. Учителю необходимо установить связь между тем, что знают и умеют и тем, что предстоит узнать. Я.А. Коменский говорил: «Когда приступают к изучению какого-либо предмета умы учеников должны быть к этому подготовлены».
Ориентировочная основа действия может быть трех типов:
I тип – метод проб и ошибок
II тип –  по принципу «делай как я»
III тип – по принципу «подумай и сделай сам»
Учащихся знакомят с организацией рабочего места, объясняют и показывают приемы выполнения работ и их последовательность, предупреждают характерные ошибки, указывают способы контроля и самоконтроля, разъясняют правила и приемы безопасной работы. Также отмечают основные критерии оценки качества.

Текущий – служит корректировке деятельности учащихся в процессе выполнении практических работ. Учитель проводит целевые обходы (например, по выполнению ПТБ, по правильной организации рабочего места, по соблюдению ТУ и т.д.) и индивидуальные консультации. При этом использует приемы: замечания, советы, рекомендации, беседы, повторные объяснения и повторный показ, личный пример.
Основные правила текущего инструктажа:
•По возможности наблюдать за учащимися  в процессе упражнений незаметно (т.к. многие не могут работать под пристальным наблюдением).
•При индивидуальной консультации не упускать из поля зрения работу всей группы.
•Правильно определить момент оказания помощи учащимся. С одной стороны не следует вмешиваться без экстренной необходимости, чтобы учащийся попытался сам исправить свои ошибки, самостоятельно определил причину и способ ее устранения. Активное вмешательство в работу учащегося должно быть только в том случае, когда его действия могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях грубых нарушений ПТБ.
•Учителю не следует сразу давать готовых указаний по исправлению ошибок, нужно стремиться, чтобы учащийся сам нашел правильное решение.
•Приучать учащихся к постоянному самоконтролю и анализу своих действий не только после получения конечного результата, но и в процессе его выполнения.
•Не доделывать работу за учащегося, т.к. это приучает к безответственности и не стимулирует настойчивости в преодолении трудностей.
•Приучать учащихся к самостоятельному планированию своего труда.
•Использовать взаимопомощь учащихся друг другу.
•В процессе выполнения упражнений обеспечивать правильный режим труда и отдыха (рекомендуется устраивать обязательный перерыв через 2 часа на 10 минут).
•Обязательное требование выполнений ПТБ, правил санитарии и поддержание порядка на рабочем месте.
•С учетом индивидуальных особенностей больше внимание уделять слабым учащимся и давать более сложные задания успевающим.
•Использовать документы письменного инструктирования разных видов и форм в зависимости от этапа обучения (т.е. рекомендуется применять подробные письменные инструкции на этапе первоначальных знаний, умений, и сокращенные – на этапе их развития и совершенствования).
•Если в процессе текущего инструктажа учитель обнаруживает типичную ошибку для многих учащихся, необходимо остановить работу и провести повторный фронтальный (или групповой) инструктаж, в процессе которого анализируются причины неправильных действий и способы их устранения.
Заключительный – проводится с целью подведения итогов. Выполняется анализ недостатков и успехов учащихся в процессе выполнения работ, даются указания по подготовке к следующему занятию.
Для повышения эффективности заключительного инструктажа необходимо соблюдать следующие правила:
•Акцентировать внимание на выполнение поставленных целей, отмечать чему конкретно научились.
•Придавать заключительному инструктажу обучающий характер, чтобы учащиеся закрепляли и расширяли свои знания, опыт.
•Вовлекать учащихся в активное обсуждение итогов, привлекать к самостоятельному анализу выполненных работ.
•Практиковать сравнение работ с эталоном.
•Аргументировать (комментировать) выставляемые оценки, отмечать качество выполненных практических работ.

2. Инструктаж может быть: устный и письменный.

                    Устный инструктаж  в свою очередь бывает:


Индивидуальный                                        фронтальный


                                        групповой          звеньевой

В начале урока как правило инструктируется сначала вся группа (т. е. проводится фронтальный групповой инструктаж для сокращения времени). Затем по мере необходимости может быть проведен звеньевой инструктаж или индивидуальный.

Письменный инструктаж может применяться как самостоятельный вид, так и в сочетании с устным.
Преимущества письменного инструктирования:
-более эффективный, т.к. активизирует внимание учащихся;
-способствует лучшей организации занятий т. к. высвобождает время для индивидуальной работы с учащимися;
-усиливает самостоятельность учащихся, способствует более глубокому осмыслению материала;
-готовит учащихся к умению пользоваться технической документацией.
Письменный инструктаж различают по видам, формам.
Существуют различные средства  письменного инструктирования: инструкционно-технологические карты, карточки-задания, плакаты-инструкции и т.д.

В практике работы учителя технологии как правило используют сочетание различных классификаций инструктажей:
например, инструктаж  вводный- устный- фронтальный

Учащиеся обязаны хорошо знать и неукоснительно выполнять правила по безопасной работе, а также мероприятия по охране труда. В связи с этим, как особый вид инструктажа выделяют инструктаж по технике безопасности. Этот инструктаж должен быть систематическим, плановым и фиксироваться в специальном журнале. Инструктаж по технике безопасности составляется учителем технологии, согласуется с председателем профсоюзного комитета и утверждается директором. Имеет сквозную нумерацию по школе (наряду с инструкциями в кабинетах химии, физики и т.д.).
Приступая к изучению новой темы или перед началом каких-либо практических работ учитель обязан, наряду с ознакомлением учащихся с технологическими процессами, устройством оборудования, проинструктировать о мерах безопасности, проверить знание и главное понимание этих правил и инструкций.
Ни один ученик не может быть допущен к практическим занятиям без проверки знаний ПТБ.
В оформлении кабинета обязательным элементом должны быть плакаты, стенды, предупредительные надписи, выписки из правил по технике безопасности.
Каждый случай травматизма, нарушений правил ПТБ должен быть проанализирован и незамедлительно обсужден в каждом классе.


3.2. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Этот метод имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они будут сравнивать свои действия в процессе выполнения приемов и способов работы.
Демонстрация (показ) трудовых действий обычно проводится учителем во время вводного инструктажа. Осуществляется на рабочем месте преподавателя или одного из учащихся, при этом предварительно около него собирается вся группа или отдельное звено ( в зависимости от необходимого количества человек).
Осуществляется показ в три этапа продемонстрированных на схеме:

                              Схема показа трудовых действий

1 Этап 2 Этап 3 Этап
В рабочем темпе
В замедленном
темпе В рабочем темпе


В основе данной поэтапности лежат психологические особенности процесса восприятия.
Полный и точный образ трудового действия в сознании учащихся возникает не мгновенно. Вначале он запечатлевается в общем виде, поэтому начинают показ с рабочего темпа. Затем для того, чтобы учащиеся могли осознать показываемое и разобраться во всех его подробностях им нужно продемонстрировать каждый элемент раздельно, для этого выполняют трудовое действие и отдельно составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делая паузы между ними, фиксируя внимание учащихся не только на конечных результатах, но и на промежуточных моментах действия.
Воспринимая показ трудовых приемов, учащиеся должны не только понять, но и запомнить то, что им показывают. Поэтому показ следует повторить несколько раз подряд.
В конечном итоге учащиеся должны четко воспринять целостное трудовое действие, поэтому показ всегда должен начинаться и заканчиваться нормальным, рабочим темпом.

Условия повышения эффективности показа трудовых приемов

1.Создание у учащихся положительной установки на качественное усвоение показываемого (обязательное наличие готового образца).
2.Для того, чтобы демонстрируемые трудовые приемы были правильно восприняты, они должны быть хорошо видны учащимся. Большое значение имеет выбор места, освещенность, расположение и количество учащихся.
3.Правильное сочетание показа приемов и сопровождающих его пояснений. В одних случаях можно предварительно объяснять задачи и значение изучаемых действий, сделать с учащимися записи в тетрадях, а затем выполнить показ, сопровождая его короткими пояснениями. В других случаях наоборот. Также может быть параллельное объяснение и показ.
4.Расчленение трудового процесса на отдельные действия или приемы и показ в замедленном темпе по частям, с остановками после каждого приема. При необходимости может быть выполнен изолированный показ отдельных сложных движений. Мастерство учителя в том, чтобы несмотря на свой автоматизм выполнения операций, вовремя акцентировать внимание на ключевых приемах.
Например: показывая операцию сметывания двух деталей, учитель замедляет темп показа, чтобы объяснить, как игла вводится в ткань и проталкивается наперстком вперед. Затем останавливается и обращает внимание учащихся, на какую величину следует продвигать иглу под тканью, от чего это зависит , каким должен быть наклон иглы. В следующий момент, когда игла выводится из ткани, учитель обращает внимание учащихся на способы перехвата  иглы указательным и большим пальцами, на расположение пальцев левой руки, на необходимость придерживания ткани во избежания образования посадки одного слоя относительно другого. При показе рекомендуется не только делать паузу по окончании какого-либо элемента, но и задерживать внимание учащихся на наиболее трудных из них.
5.Повторный показ. Продемонстрировав трудовое действие в замедленном темпе обязательно повторить его выполнение в рабочем темпе.
6.Сочетание показа трудовых действий и демонстрации наглядных пособий, элементов письменного инструктирования, т.е. при показе необходимо делать ссылки на образцы наглядности, чтобы во время практической работы учащийся мог работать самостоятельно.
7.Попутный контроль усвоения учащимися показываемых приемов. Учитель должен стремиться предупредить возможные ошибки, поэтому во время показа обязательно рекомендуется демонстрировать приемы самоконтроля и указывать на необходимость соблюдения технических условий.
8.Индивидуальный показ приемов на рабочем месте во время текущего инструктажа.

Закончив показ учитель должен убедиться насколько прочно усвоили учащиеся элементы работы. Лучший метод проверки - это воспроизведение учащимися показанных действий. Осуществляется в процессе использования метода упражнений.


3.3. УПРАЖНЕНИЯ


Упражнение – это целенаправленное, многократное повторение изучаемых трудовых приемов.

Основные требования к методу упражнения

1.Каждое упражнение должно иметь четкие взаимосвязанные цели: теоретический знаний и практических умений.
2.В результате каждого упражнения учащиеся должны продвигаться в перед, делать очередной шаг в развитии знаний, умений и навыков.
3.Наличие у учащихся прочной и четкой ориентировочной основы действий, т.е. знать: что делать?, как делать?, для чего делать?, с помощью чего? и как контролировать?.
4.Четкое представление хода и результатов реализации целей упражнений на каждом их этапе.
5.Упражнения проводятся под руководством учителя.


Система упражнений

Упражнения должны проводиться в определенной системе, которая предполагает взаимосвязь их учебных целей:

-отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий;
-их точности (качества );
-достижение определенной скорости в работе;
-формирование самостоятельности;
-творческое отношение к труду.

Эти цели можно представить схематично в виде лесенки:
                               
  точность,правильность,скорость,самостоятельность,творчество
                       
Эти цели постепенно и постоянно повышаются по сложности и степени достижимости, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую.

                          Классификация упражнений

Существует два подхода к классификации упражнений.

Первый – по дидактической цели:
•упражнения в формировании первоначальных умений;
•упражнения в формировании сложных умений;
•упражнения в формировании навыков.
Второй – по содержанию:
•упражнения в выполнении трудовых приемов
•упражнения в выполнении трудовых операций;
•упражнения в выполнении простых комплексных работ;
•упражнения в выполнении трудовых процессов
( сложных комплексных работ );
•упражнения в управлении технологическими процессами.

Выделение упражнений по дидактическим целям менее приемлемо, т.к. формирование умений и их автоматизирование в навык идет параллельно и непрерывно.( Примеры приведены в таблице ).


Виды упражнений
(в соответствии с этапами формирования трудовых умений и навыков)
Виды Примеры
В выполнении трудовых приемов                                                             простейшие элементы: завязать узелок, сделать рассечку;

В выполнении трудовых операций                                                               сочетание трудовых приемов:
выполнение швов;

В выполнении
простых
комплексных работ                                                               сочетание приемов и трудовых операций: поузловая обработка;

В выполнении
сложных комплексных работ                                                                 сочетание приемов, операций, простых комплексных работ:
изготовление изделий;


Реализация поставленных целей и задач формирования трудовых умений и навыков достигается использованием системы сочетания инструктирования /И/  и упражнений /У/. Существуют следующие виды сочетаний:


ЦЕЛОСТНОЕ –изучаемые приемы и способы выполнения операций легки для усвоения в целом.

И1        И2      И3      И4        У1      У2      У3      У4
Например: выполнение швов



ПРОСТАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ –изучаемые работы и способы выполнения операций новые и сложны для усвоения.

И1        У1          И2        У2        И3      У3      И4      У4
Например: выполнение тематических поузловых обработок (клапаны )


КОМПЛЕКСНОЕ –данное сочетание  используется при изучении работ содержащих значительное количество разнородных операций.

И123        У123          И45        У45
Например: обработка воротника и его соединение с горловиной



НЕПОЛНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ –  применяется, когда в составе  выполняемых  работ только часть новых приемов.

И1      И3      И5      У1      У2      У3      У4      У5
Например: переход от швов к кокеткам



ПРОГРЕССИВНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ –применяется в тех случаях, когда изучаемые работы содержат операции выполняемые в строго определенной последовательности.


И1      У1      И2      У2        У12
Например: сочетание тренировочных упражнений и изготовления изделия.

Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:33