ТЕМА: НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

ПЛАН:
1.Нормативные документы планирования обучения.
2. Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по предметной области «Технологии».
4 Образовательные программы.
4.1.Федеральные программы.
4.2. Региональные программы.
4.3. Местные программы.


1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ОБУЧЕНИЯ


ЗАКОН  РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


БАЗИСНЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ПЛАН              РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
        И  ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА       
           
ТИПОВЫЕ                                                    РАБОЧИЕ (АВТОРСКИЕ)
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ                      УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
                                                                          ПО ТЕХНОЛОГИИ                                                 


                                                        СВОДНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
                                                        И ПРИЛОЖЕНИЯ К НЕМУ
                                                            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
                                                              ПЛАНИРОВАНИЕ
                                                                    ПОУРОЧНОЕ
                                                                    ПЛАНИРОВАНИЕ


2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ –
главный нормативный документ, определяющий содержание учебной деятельности.

Государственный образовательный стандарт бывает следующих видов:
Стандарты образования могут быть

    общего образования                            профессионального образования



I. Государственный образовательный стандарт
          общего        образования              делится  на 3 части


начального общего   основного общего   среднего (полного)
образования                        образования     общего образования



II. Государственный образовательный стандарт
                  профессионального образования    делится на 5 частей

     
начальное        среднее            высшее        послевузовское      дополнительное
профес.            профес..          профес.            профес.                    профес.



Значение государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт призван обеспечить:
•равные возможности всех граждан в получении качественного образования;
•единое образовательное пространство в РФ;
•вариативность и свободу выбора обучающихся и педагогических работников;
•защиту обучающихся от перегрузок (т.к. указывает максимальный объем учебной нагрузки в соответствии со СНиПами);.
•преемственность образовательных программ.

Государственный образовательный стандарт обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.

ГОС утверждается не реже 1 раз в 10 лет. Для ООТ были разработаны и утверждены стандарты в 1993г., 1998г., последний и ныне действующий в 2004г.

В соответствии с 5 статьей закона Российской Федерации                                      «Об образовании» ГОС имеет следующие компоненты:

Компоненты государственного стандарта по образованию


      федеральный        национально-региональный          школьный компонент
        компонент                        компонент                            (компонент
                                                                                    образовательного учреждения)

В соответствии с 3 статьей закона РФ «Об образовании» федеральные компоненты образовательных стандартов в обязательном порядке определяют:
• Цели
•Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
•Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
•Требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный образовательный стандарт является основой базисного учебного плана.


Базисный учебный план общеобразовательных
учреждений РФ

БУП – нормативный документ, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени на их изучение. Время указывается как количество часов в неделю или за учебный год по каждому классу.

Сравнительный анализ БУПов 1998г. и 2004г.
Базисный учебный план 1998 года
(стр.9 «Настольная книга учителя технологии»)
•выделяет 7 образовательных областей: филология, математика, обществоведение, естествознание, искусство, физическая культура, технология;
•в каждой области выделяет образовательные компоненты, раскрывающие структуру содержания.

                    БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (1998г.)


Образовательные
области (7)                             Образовательная
                          область «Технология»
Образовательные
компоненты
        технология      черчение    трудовое
                                                      обучение

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет время каждой образовательной области на количество часов изучаемых в неделю. Выделяет время на изучение курсов по выбору, факультативов (продемонстрировать образец БУП).

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН состоит из 2 частей:


Инвариативная часть Вариативная часть
представлена федеральным                                 
компонентом ГОСа              представлена

Составляет 75% от общего нормативного времени национально-        региональным  компонентом школьным  (местным) компонентом
Составляет не менее 10 - 15%
учебного времени Составляет не менее 10 – 15 %
учебного времени

БУП определят продолжительность учебного года в среднем 34 -35 учебных недель.


БУП 2004 года имеет небольшие отличия от БУПа 1998 года.
(пример БУП 2004г. «Настольная книга учителя технологии» стр. 198)

1.Не выделяются образовательные области, а сразу перечисляются учебные предметы.
2.БУП среднего (полного) общего образования (10 – 11 класс) выделяет две части

Первая часть (инвариантная) Вторая часть (вариативная)
Включает в себя обязательные учебные предметы, изучаемые на базовом уровне (математика, история, русский и иностранные языки, естествознание, физическая культура, обществоведение) Включает в себя учебные предметы по выбору на двух уровнях


На базовом
уровне На профильном
уровне (расширенном)

При профильном обучении учащиеся выбирают не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
Технология (10-11кл) относится к предметам по выбору и может изучаться на базовом уровне (по одному часу в неделю) и на профильном уровне (по 4 часа в неделю).

Сравнительный анализ количества часов на изучение технологии в
Базисных учебных планах 1998 г и 2004 г

Количество часов неделю по классам
Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
БУП 1998г 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
БУП 2004г 1 1 2 2 2 2 2 1 - Базовый
1 Профильный
4 Базовый
1 Профильный
4





3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ПРЕДМЕТНОЙ
ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЯ

В марте 2004 г. Министерством образования и РАО утвержден федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  В основе стандарта по технологии положена «Концепция технологического образования» разработанная под руководством академика РАО В.А.Полякова.


Особенности нового стандарта:
•Обеспечивает преемственное формирование у обучающихся технологической грамотности (компетентности).
•Обновляет содержание технологической подготовки.
•Осуществляет разгрузку программы за счет исключения материала дублируемого другими предметами и некоторых сложных и узкоспециализированных тем. В результате внесенных изменений сокращен общий объем изучаемого материала на 30 %.
•Предоставляет большую свободу в выборе изучаемых технологий и объектов труда с учетом возможностей образовательного учреждения, уровня технологической подготовки и интересов учащихся.


В стандарте для каждого уровня общего образования
обозначены:
1. Цели.
2.Обязательный минимум содержания.
3.Требования к уровню подготовки выпускников.


1. Цели
Цели выделены по направлениям:
- освоение;
- овладение;
- развитие;
- воспитание;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в    самостоятельной практической деятельности.


2.Обязательный минимум содержания

  В каждом из разделов обязательного минимума содержания образования независимо от выбранного направления технологии предусмотрены сквозные тематические линии:
 культура и эстетика труда;
 техника безопасности  технологической деятельности;
 информационные технологии;
 экономика и предпринимательство;
 профессиональная ориентация;
 влияние технологических процессов на окружающую среду;
 проектная деятельность.
 Основы черчения, графики, дизайна.

Обязательный минимум содержания выделяет тот объем и состав учебного материала, который изучается в обязательном порядке.


Для начального общего образования (1-4 классы)
обязательный минимум содержания включает в себя следующие разделы:

1. Общетрудовые знания, умения и способы деятельности (ручной труд, содержание труда распространенных профессий, организация рабочего места и т.д.).
2.Технология изготовления несложных изделий из различных материалов (бумаги, картона, природных материалов, пластичных материалов типа пластилин, глина, тесто и т.д.).
3. Домашний труд (это мелкий ремонт изделий, декоративное оформление предметов быта, ремонт книг, ознакомление с бытовой техникой и т.д.).
4. Информационные технологии (простейшие операции на компьютере).

Для основного общего образования (5-9 классы)
обязательный минимум содержания изучается в рамках одного из трех направлений

«Технология. Технический труд» «Технология. Обслуживающий труд» «Технология. Сельскохозяйственный труд»
базовые разделы:
 «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»;
 «Кулинария»  «Растениеводство»;
 «Животноводство»
  С учетом сезонности работ в с/х  базовые разделы дополняются разделами двух первых технологий.
общие разделы:
 Современное производство и профессиональное образование;
 Технология ведения дома;
 Электротехнические работы;
 Черчение и графика.


Для среднего (полного) общего образования (10-11 классы)
обязательный минимум содержания впервые выделяет два уровня технологической подготовки (профильное обучение)

Базовый (универсальный) уровень Профильный технологический
уровень
Разделы:
1.Производство, труд и технологии 1.  Общетехнологическая подготовка (организация производства)
2.Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг 2. Специальная технологическая подготовка
3.Профессиональное самоопределение и карьера 3.Профессиональное самоопределение и карьера
4.Творческая проектная деятельность 4. Творческая проектная деятельность

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору и может быть организована в следующих направлениях:
•в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства;
•в сфере строительных и ремонтных работ;
•в сфере информационных технологий;
•в сфере сервиса;
•в сфере декоративно-прикладного искусства.
      Специальная технологическая подготовка также может осуществляться по видам трудовой деятельности, востребованной  в регионе на рынке труда.
  Эта подготовка может проводиться на базе школьных, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учреждений начального профессионального образования.
При организации профессиональной подготовки в качестве ориентира используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».
  Тематическое содержание специальной технологической подготовки задается квалификационными характеристиками Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС).


3. Требования к уровню подготовки выпускников

  Требования указаны по следующим пунктам:
 ученик должен знать (понимать);
 ученик должен уметь;
 ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п Название программы Автор Год издания/
переиздания
1. 1 «Трудовое обучение учащихся городских и сельских  школ» (обслуживающий + технический труд) НИИ ТО и ПО АПН 1988 г.
2. «Домоводство» Салмина Г.М. 1992 г.
3. «Программа по обучению учащихся изготовлению народных художественных промыслов» (5-11 кл.) Коллектив авторов 1992 г.

4. «Технология» Симоненко В.Д. 1994/
2004г.
5. «Сельский дом и семья» (хозяин/хозяйка/дома) (5-9 кл). Кальней В.А. 1994 г./
1997 г.
6. Блочные программы по различным видам рукоделия: вышивка, вязание, батик и т.д. Например: «Уютный дом», «Изготовление одежды», «Культура питания» ВНИК
«Бурда моден» 1995 г./
1996 г.
7. «Основы профильного обучения»
(пакет программ по 34 профилям) Коллектив авторов 1996 г.

8. «Твоя профессиональная карьера»
(10 профессиональных проб) Чистякова С.Н.
2000г.
9. «Трудовое обучение в начальных классах» Конышева Н.М. 2000г.
10. «Технология профессионального успеха» Чистякова С.Н. 2001г.
11. «Основы ведения крестьянского хозяйства» Сасова И.А. 2001г.
12. «Технология. Обслуживающий труд» Кожина О.А. 2003г.
13. «Основы технологической культуры» (10-11) Хотунцев Ю.Л. 2007г.
14. «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения» Орлов Б.И. 2007г.
15. «Электронные технологии (электрорадиотехнология)» Ушаков М.А., Хотунцев Ю.Л., Калинин Б.В. 2007г.
16. «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов» Кожина О.А. 2007г.
17. «Культура дома, технологии обработки материалов и элементы техники в начальных классах» Колесниченко И.И. и др. 2007г.
18. «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» Симоненко В.Д. 2007г.
19. «Художественная обработка материалов» Орлов Б.И., Скворцов К.А., Кожина О.А. 2007г.
20. «Техническое творчество» Овечкин В.П. 2007г.
21. «Введение в художественное конструирование» Сквороцов К.А. 2007г.
22. «Производство и окружающая среда» Хотунцев Ю.Л. 2007г.

Любая образовательная программа имеет:

1)пояснительную записку, в которой определены основные цели, структурная модель изучения данного предмета, минимальный объем знаний и умений. Даны методические указания по организации учебного процесса.

2)сводный учебный план, в котором все содержание дисциплины разбито на  разделы и подразделы с указанием количества часов на их изучение по всем классам в неделю и (или)за учебный год

3)тематический план для каждого класса, в котором указываются подразделы и логическая последовательность тем, а также количество часов на их изучение.

Сводный учебный план и тематический (п.2 и 3) могут быть совмещены а одной таблице.

4)Для всех классов в соответствии с тематическим планом приведено краткое содержание каждой  темы, в котором перечислены основные изучаемые понятия, приведен примерный перечень практических работ и упражнений, обозначены рекомендуемые программой объекты труда.

5)перечень знаний и умений формируемых у учащихся (для каждого класса)

учащийся должен учащийся должен
знать уметь

Согласно государственному образовательному стандарту программы могут быть трех уровней:
1.федеральные (типовые)
2.региональные (примерные)
3.школьные (рабочие)
Программы 2 и 3 уровней разрабатываются с учетом федеральных, но могут иметь свои регионально-местные особенности, для реализации которых разрешается изменение 10-30 % базового федерального минимума.


4.1. Федеральная программа «Технология»
(цели, этапы технологической подготовки, структурная модель, организационные моменты, методические рекомендации)

Основные цели:
•Формирование трудовой и технологической культуры школьников.
•Формирование системы технологических знаний, умений, навыков.
•Воспитание трудовых, гражданских качеств личности.
•Профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.

Программа предусматривает поэтапную технологическую подготовку с 1 по 11 класс.
Этапы технологической подготовки

Ступени технологической подготовки Классы Основные задачи
Введение в технологию 1 -4 Ознакомить учащихся с исходными (начальными) знаниями, умениями и способами трудовой деятельности. Развитие глазомера, мелкой моторики рук, пространственного воображения
Основы технологии 5 -9 Овладение специальными знаниями и умениями, необходимыми для участия в созидательном труде и осознанного выбора в дальнейшем профиля обучения
Для базового уровня - Профессиональные пробы
Для профильного уровня – Начальное профессиональное обучение 10 -11 1.Изучение основ производства товаров или услуг;
2. Профессиональное самоопре6деление;
3.Формирование профессиональных знаний, умений, навыков в соответствии с выбранным профильным уровнем.

Структурная модель
данной программы предусматривает ее изучение:
•В начальной школе с 1 по 4 класс – 2 часа в неделю
•В основной школе технология изучается следующим образом:
с 5 по 7 класс – 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю.
•В 9 классе федеральный компонент ГОСа изучение технологии не предусматривает, но для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего образования рекомендуется выделить из регионального компонента дополнительно один час в неделю в 8 классе и два часа в неделю в 9 классе


Тематический план программы
основного общего образования (5-9 класс) по технологии

Разделы 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
Кулинария 16 - 16 - 14 - 8(2) - (8) -
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

32

-

32

-

32

-

7(11)

-

(8)

-


Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

-

36

-

36

-

36

-

14(4)

-

-


Технология ведения дома 4 4 2 4 4 4 8(4) 10(6) (6) (9)
Электротехнические работы - 7 2 7 2 9 4(2) 3(2) (6) (8)
Черчение и графика (34) (32)
Современное производство и профессиональное образование

4(4)

4(4)

(6)


Творческая проектная деятельность
10
16
10
16
10
14
0(8)
0(16)
(0)
(8)

Резерв учебного времени 8 7 8 7 8 7 4(4) 4(3) (8) (7) 40
(35)
Итого:
70 70 70 70 70 70 35(35) 35(35) (70) (70) 245
(350)

Часы, выделяемые из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения представлены в скобках.
По таблице видно, что Федеральный базисный учебный план для  обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», отводит на этапе основного общего образования 245 часов (эти часы указаны без скобок). В 5,6,7 классах  по 70 часов из расчета 2 часа в неделю, в 8 классе – 35 часов (1час – в неделю)
Зза счет национально-регионального компонента добавляется 35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе (эти часы указаны в скобках). Общее количество часов = 350 часов.
Впервые программой предусмотрен резерв свободного времени за год – 35 часов для мальчиков(40 часов для девочек) для учета местных условий реализации программы.   


Тематический план программы
среднего (полного) общего образования (5-9 класс) по технологии
   

Для базового (универсального) профиля 
70 часов - из федерального компонента и
70 часов - из регионального компонента) Для технологического профиля (280 ч.)

Разделы Кол-во часов
Разделы Кол-во часов
10 кл 11кл 10кл 11кл
Производство, труд и технологии
11(7)
8(4) Общетехнологическая подготовка (организация производства)
34
28
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

20(8)

12(2)
Профессиональное самоопределение и карьера

6
Профессиональное самоопределение и карьера
4(2) Специальная технологическая подготовка
92
92
Творческая проектная деятельность (16) 7(23) Творческая проектная деятельность (16) (16)
Резерв учебного времени 4(4) 4(4) Резерв учебного времени 14 14
Итого: 35(35) 35(35) Итого: 140 140
Время на выполнение проектов в технологическом профиле выделяется из часов, отводимых на специальную технологическую подготовку. При этом темы проектов должны быть связаны с изучаемым учащимися направлением трудовой деятельности.

Организационные моменты:
•учебные занятия должны содержать не более 20-30% времени на теоретическое обучение; 70-80% на практические работы;
•практика должна предваряться необходимым минимумом теоретических сведений;
•исходными данными для расчета времени следует брать 35 неделей в год;
•длительность урока 80 мин. (2 академических часа).




Методические рекомендации:
•В каждом классе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ. Проект может выполняться в конце каждого года обучения, либо в процессе учебного года.
•Приоритетные методы практического обучения: упражнения, лабораторно-практические и практические работы, метод проектов.
•Практические работы проводятся в специальных учебных мастерских, которые должны оборудоваться согласно перечню оборудования для общеобразовательных школ. 


4.2. Региональные программы

разрабатываются под руководством Главного управления образования администрации региона (области).
( продемонстрировать образец регионального сводного уч. плана)

В региональной программе Курганской области выделены 4 основных раздела:
1.Основы социально-бытовой культуры.
2.Основы технологий.
3.Основы технологического творчества.
4.Основы проектной деятельности.

Специфика регионального подхода Курганской области:
• в качестве регионального компонента предлагается ввести  – раздел «Технология народных ремесел» (Сборник стр. 7).
• для выполнения проекта отводится от 8 до 12 часов.

Содержание регионального компонента строится по блочно-модульному принципу. Модуль охватывает законченный технологический процесс или группу работ и представляет собой относительно независимую единицу содержания обучения.
При  совершенствовании курсов отдельные модули могут быть сокращены, введены новые модули, перестроена последовательность их прохождения.
Длительность 1 модуля – 12 часов.
На обучение основам технологии ремесел учебным планом отведено по 24 часа в год, поэтому учитель имеет возможность выбрать два разных модуля по 12 ч. или один модуль на 24 ч.
Таким образом, право выбора ремесел представляется учителю, но в основе выбора должна лежать определенная логика:
•однородность сырья;
•повторяемость приемов работы;
•близость технологии исполнения (например: вязание крючком, на спицах, машинное вязание)
Набор модулей в блоке может быть увеличен за счет местного компонента.
4.3. Местные программы

Местный компонент разрабатывается учителями технологии в школе.
Существует два варианта корректировки учебных программ:
Первый предполагает перераспределение часов федеральной или региональной программы между темами. Эта необходимость возникает, когда школа не имеет необходимых условий материальной базы, чтобы изучать ту или иную тему. Но, нужно отметить, что нельзя эту тему полностью исключать из учебного плана, можно лишь сократить количество часов на ее изучение. Например, школа не имеет столярного оборудования. В этом случае раздел столярных технологий изучается только теоретически в сокращенном объеме. А оставшиеся часы добавляются для изучения другого раздела или темы.
Второй вариант учитывает профессиональную подготовку учителя, его интересы. В этом случае учитель разрабатывает авторскую программу, но при этом должны соблюдаться следующие условия:
•Содержание и структура предлагаемой программы должны быть доказательно мотивированны автором.
•По ней проводятся открытые уроки, которые оцениваются и рецензируются методистами и курирующими администраторами.
•Она должна соответствовать стандартным требованиям по обязательному содержательному минимуму и требованиям к уровню подготовки выпускников.
•Соответствовать требованиям к оформлению учебных программ. Наличие всех необходимых составляющих: пояснительной записки, указания целей, сводного и тематического плана, тематического содержания и т.д.
•Необходимо, чтобы программа прошла экспертизу при ИПКРО или ГУ ОБ области (района).










 
 








Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:26