ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН:
1. Значение планирования учебного процесса.
2. Пакет планирующей документации.
2.1. Сводный учебный план и приложения к нему.
2.2. Календарно тематический план.
2.3. Поурочный план.
3. Анализ урока

1. ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Планирование учебного процесса - это детальная разработка совместной деятельности учителя и учащихся в соответствии с целями, задачами, принципами обучения.

Благодаря планированию учебного процесса:
•занятия по темам распределяются в логической последовательности;
•раскрывается связь между содержанием технологии и других учебных предметов;
•осуществляется своевременное материальное обеспечение учебного про-цесса;
•при подведении итогов учителю легко проверить выполнение учебной программы в результате сопоставления запланированного объема работ с фактически выполненным.

При планировании учебной деятельности учителю технологии необходимо знать:
•нормативные документы по предмету технология (стандарт, программы, инструкции);
•перечень формируемых знаний, умений и навыков - как конечный результат своей преподавательской деятельности;
• обязательный минимум содержания данного предмета;
•возможности материально-технической базы учебного заведения (т.е. на-личие оборудования, материалов, а также соответствие помещений мас-терских санитарно-гигиеническим нормам и требованиям);
•сведения о разных видах программ (необходим критический анализ программ с целью выявления их преимуществ и недостатков, а также обязательного их соответствия стандартным требованиям).

При планировании учителю необходимо разработать ряд документов:
1.Сводный учебный план и приложения к наиболее сложным разделам программы.
2. Календарно-тематический план по классам.
3. Поурочные планы.
2. ПАКЕТ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.

2.1. СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИЛОЖЕНИЯ К НЕМУ

Сводный учебный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем курса технологии с разбивкой его по классам и по разделам.
При его планировании учитываются требования и объемные показатели федерального компонента государственного образовательного стандарта, в вариативной части которого могут быть внесены дополнения или изменения в соответствии с национально-региональным  и школьным компонентами.
Сводный учебный план составляется совместно всеми учителями тех-нологии, работающими в одном образовательном учреждении, для того чтобы соблюсти преемственность и сформировать систему в подаче и усвоении учащимися учебного материала. Т.к. чаще всего учителя работают по параллелям и не всегда наблюдается согласованность содержания курса от класса к классу.
Сводный учебный план представляется в табличной форме следующего вида:

номер раздела
номер под-раздела №
п/п Наименование разделов и
подразделов Количество часов
Классы
5      6 7 8 9 10 11
2 Основы технологии 20

2.1 технология приготовления пищи 8
2.3 технология изготовления швей-ных изделий 12
…        …
итого 68 68 68 68 68 68 68



Исходными данными для расчета времени, в соответствии со стандартными требованиями следует брать 34 недели в год, длительностью урока 90 мин. (два академических часа).

Приложения к сводному учебному плану

Набор приложений по различным разделам программы разрабатывается также совместно группой учителей данного предмета, работающих в одной школе.
В приложениях обычно в наглядной форме представляется в эскизах (или прорисовывается) видеоряд объектов труда по каждому разделу или подразделу для всех классов. При этом обязательно учитываются следующие требования:
•проектирование и обработка предлагаемых в видеоряде объектов труда должна состоять из операций, предусмотренных учебной программой;
•работа, связанная с изготовлением данных изделий должна быть посильна для учащихся, как в отношении требуемой точности, так и запланированной нормы времени;
•видеоряд изделий составляется с учетом преемственности и постепенного их усложнения от класса к классу. Учителю необходимо проанализировать, чтобы знания, умения и навыки, сформированные при изготовлении изделий в младших классах, послужили основой для изготовления изделий в следующем классе;
•изделие должно быть общественно, полезным, чтобы учащиеся были заинтересованы в его изготовлении;
•должна учитываться материальная база школы, а также спец. профессиональная подготовка учителей.

                                                                                           

2.2. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематическое планирование осуществляется каждым учителем индивидуально. Выполняется для каждого класса на полгода или целый учебный год. Оформляется в отдельной тетради следующим образом:

1. На первой странице необходимо отвести место для фиксирования проверки тематического планирования курирующим администратором. Для этого выполняется таблица:


п/п
Ф.И.О., должность прове-ряющего Дата провер-
ки
Замечания Роспись прове-ряющего


2. На следующей  странице делается фрагмент сводного учебного плана также в табличной форме.
В таблице представлена рекомендуемая разбивка времени раздела ТИШИ по региональной программе:


п/п Наименование разделов и подразделов Количество часов Номера уро-ков
2.2 ТИШИ 18-36
2.2.1. Текстильное материаловедение 2-4 У1  У2
2.2.2. ОШП 2-4 У3 У4
2.2.3. Конструирование 4-6 У5 У6
2.2.4. Моделирование 4-6 У7 У8
2.2.5. ТШИ 12-16 У9 У10
2.2.6. Ремонт 2-4
2.3. ПРОЕКТ 8-12
2.4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИ-ЩИ
      и т. д…
ИТОГО: 68 34


3. Весь материал, составляющий содержание данной темы учитель распределяет на 2-х часовые занятия и составляет план в виде таблицы на развернутом листе тетради.
Единой канонизированной формы календарно-тематического планирования не существует. Может быть предложен следующий вид:


п/п Тема урока Дата Цели:
1.Обучающие
2.Развивающие
3.Воспит-ные Основное со-держание те-мы
(понятия, термины) МТО
(инст-рументы и при-способ-ления, нагляд-ные по-собия и ТСО) Лабора-торно-практи-ческая работа
(упраж-нения)
1 2 3 4 5 6 7
У
переносится в классный журнал

номер указывается из
сводного учебного
плана фиксируется запланированная
и дата фактического
проведения


В таблице могут быть добавлены следующие разделы:
•межпредметные связи;
•объекты труда;
•форма организации деятельности учащихся;
•и д.р.

В конце года обязательно делается анализ календарно-тематического планирования, оценивается рациональность разбивки времени для каждой темы, объем содержания, реализуемость поставленных целей, достаточность МТО и т.д.
Тематическое планирование позволит учителю своевременно подготовить наглядные пособия, инструменты, приспособления, а также собрать теоретический дополнительный материал, необходимый для более полного и интересного освещения темы.
Собранную информацию целесообразно систематизировать по разделам  курса, при этом на каждой вырезке или ксерокопии ставится дата публикации, и наименование издания. При подготовке к новому учебному году все собранные материалы просматриваются, устаревшие и ненужные исключаются.


2.3. ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.
Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.
Поурочное планирование может быть представлено в разных ви-дах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
1.Свернутый план-конспект.
2.Подробный (развернутый) план-конспект.


Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимо-сти от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
•номер урока по календарно-тематическому плану;
•класс;
•дата проведения;
•тема урока;
•цели урока: 
Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:
•Дать начальное (или первичное) представление о …;
•Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или  продолжить формирование …);
•Закрепить понятия (знания)…;
•Обобщить (систематизировать) знания …;
•Углубить следующие представления …;
•Расширить знания…;
•Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:
•Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
•Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования мате-риалов;
•Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
•Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
•Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, же-лание рационализировать технологический процесс.


Примеры формулировки развивающих задач:
•Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоя-тельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);
•Развивать у учащихся профессиональные интересы;
•Содействовать развитию специальных способностей;
•Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккурат-ность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

1)обучающая;
2)развивающая;
3)воспитательная.
•материально-техническое оснащение урока:
-оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);
-инструменты и приспособления;
-материалы;
•учебно-методическое  оснащение урока:
-наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);
-конспекты;
-ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)
•оформление классной доски;
•тип урока;
•структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
•ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

1)ТЕКСТОВАЯ
2)ТАБЛИЧНАЯ
3)ГРАФИЧЕСКАЯ
4)КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех  форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних.
Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:
•для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;
•для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.
•для графической формы –вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:
•для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.

Текстовая форма
Требования к изложению хода урока

При описании хода урока под заголовками выделяются все структурные этапы, в которых указываются:
-их подробное или сжатое содержание;
-методы;
-организационные формы;
-педагогические ситуации;
-приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
-и т.д.
Для краткости записи можно ввести условные обозначения, которые по ходу представления содержания отмечаются на полях, выделяются цветом или шрифтом. Например:
                                                      беседа (Б)
методы обучения (МО)          объяснение (О)
                                                        рассказ (Р)
В результате использованных сокращений запись может выглядеть следующим образом: МО – Б, т.е. используемый метод обучения - беседа и т.д.
контрольные вопросы (??)
творческие задания (ТЗ)
                                                        плакат (П)
средства наглядности (СН)      поэтапная обработка (П/О)
                                                        чертеж (Ч)
В результате использованных сокращений запись может выглядеть следующим образом: СН – Ч, т.е. средства наглядности – чертеж.

Основное содержание структурных элементов урока

• Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение внимания учащихся  к уроку, проверка посещаемости и подготовленности к занятию.
• Повторение пройденного материала: перечисляются виды и формы контроля зун. Обязательно указываются предлагаемые для проверки вопросы и даются варианты правильных ответов, которые могут быть представлены в скобках, выделены цветом или оформлены в табличной форме (вопросы – ответы).
• Актуализация имеющихся зун для подготовки к усвоению новой темы: отмечаются способы установления логической связи нового материала с ранее пройденным, а так же потребностно-мотивационные установки учащихся.
• Постановка темы и цели урока перед учащимися: необходимо четко сформулировать тему, определить цели урока и основные положения или вопросы, которые должны быть усвоены учащимися.
• Изложение нового материала: в этой части кроме изложения теоретического содержания, обязательно указать все методические рекомендации, т.е. сопровождающие методы обучения, методы учения и организационные формы. Представить средства наглядности, демонстрации и раздаточный материал, предлагая в конспекте подробное описание на каком этапе изложения нового материала и каким образом они будут использованы.
• Практическая работа:  написать тему, цели, оснащение и содержание практической работы. Перечислить виды сочетания проводимых учите-лем по ходу работы инструктажей и выполняемых учащимися упражнений (обосновав их трудоемкость, количество и взаимосвязь). Обязательно привести вариант оформления отчета по проделанной работе.
• Подведение итогов: даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Делается анализ выполненных учащимися работ, указываются их положительные и отрицательные стороны. Сообщаются и комментируются оценки.


Табличная форма
                                                                                                      Таб-лица 1
Структура
урока Время Содержание
этапов урока МТО Методы
обучения Методы учения Формы
организа-ции позн.
деятельн.
1 2 3 4 5 6 7


Таблица 2
Этап урока, дозировка времени Цели
урока Задачи урока Содержание (понятия) Средства
обуч. Методы Формы
организа
ции
1 2 3 4 5 6 7


Таблица 3
Тема урока:
№ урока:
Дата проведения:
Основные аспекты урока Основное содержание
Цель урока:
МТО:
Тип урока:
Методы обучения:
Этапы урока:
1) Организационный момент;
2) …. и т.д.



Ход урока:

Таблица 4
№ п/п Структура урока Вре-мя Ход урока Мето-ды обуче-ния Учеб-но-познав. деят-ть уч-ся МТО
1.
Организационный мо-мент беседа
бесе-дуют
2. Повторение пройден-ного материала кон-троль-ный опрос кар-точ-ки-зада-ния № 1,2 …


Графическая форма

Методика разработки графической формы учебного плана урока представлена Н.М. Кирилловой /Повышение профессиональной компетентности учителя трудового обучения. Часть вторая: Практика и теория уроков технологии. – Курганский ИПК, 2000. – 88 с.
Применение подобной формы позволяет учителю наглядно предста-вить урок полностью во всем объеме, компактно изобразить и детально проследить свою деятельность на уроке во взаимосвязи с деятельностью учащихся.
Разработка опорного конспекта в графической форме выполняется следующим образом:
• сначала определяются цели урока (О.Р.В.);
• подбирается оснащение урока;
• определяется тип урока;
• в соответствии с типом выбирается структура;
затем в зависимости от типа и структуры прорисовывается последовательность этапов урока, причем каждый этап представляется отдельным прямоугольником в котором указывается::
                      -название этапа;
                      -методы обучения;
                      -методы учения;
                      -формы организации познавательной деятельности учащихся и учителя;
                      -время на выполнение этапа.
       
                                                     
                       
Этапы урока в графической модели можно расположить вертикально или горизонтально, можно использовать световые сигналы и другие услов-ные обозначения, все будет зависеть от творческого подхода учителя.


Достоинства данной методики:

•наглядность изображения плана урока;
•планирование наглядного изображения взаимодействия учителя и учащихся;
•комплексное всех составляющих урока;
•возможность четкого самоанализа урока;



Недостатки данной методики:

•наличие дополнительного времени для усвоения условных сиг-налов;
•сжатая запись основного содержания урока, поэтому может применяться только учителями с большим опытом работы или сопровождаться подробным конспектом содержания хода урока.

Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:19