ТЕМА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ,
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ,
ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ

ПЛАН:
1. Предмет и задачи курса «Методика преподавания технологии». Структурная модель методической деятельности учителя технологии.
2. Понятие технологии и технологической подготовки.
3. Цели, задачи и значимость технологической подготовки.
4. Переход от трудового обучения к технологическому.
5. Авторы-разработчики и этапы внедрения ООТ.
6. Проблемы ООТ и пути их решения.
7. Основные направления модернизации технологического образования.

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ» (МПТ)

Предметом курса является изучение закономерностей процесса обучения технологии.
Согласно государственному образовательному стандарту по специальности 050502 – Учитель технологии и предпринимательства: «Деятельность данного специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса посредством технологической подготовки».
Методика преподавания технологии – это отрасль педагогической науки, которая изучает теорию и практику обучения технологии. Методика тесно взаимосвязана с другими дисциплинами. Она объединяет:
                                                                  МЕТОДИКА
ПСИХОЛОГО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ                                                            ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ                                                  СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ:
                    ДИСЦИПЛИНЫ                        - общенаучные (физика, химия, математика)
( изучают закономерности развития            - общетехнические (термех, сопромат, черчение)
детей с учетом их возрастных и                        - дисциплины связанные с изучением
индивидуальных особенностей)                    конкретных технологий (ТОПП, ДПИ)
                                                                               
Из данной схемы следует, что методика преподавания объединяет знания, умения, навыки психолого-педагогических дисциплин и спецдициплин, использует общие психолого-педагогические положения с учетом целей и содержания конкретного образовательного предмета.
Задачи МПТ связаны с поиском ответов на такие вопросы, как «Зачем учить?» (цели обучения), «Чему учить?» (содержание обучения), «Как учить?» (принципы, методы, формы, средства обучения).
Основные вопросы данного курса изучаются с учетом двух направлений:
Общая методика «Технологии»
- общие принципы построения учебного процесса по технологии;
- методы, средства, формы технологической подготовки учащихся;
- анализ нормативно-методической документации. Частная методика «Технологии»
- рассматривает вопросы преподавания конкретных разделов и тем технологии;
- вопросы отбора содержания по заданным темам;
процесс проектирования уроков, конкретных разделов и тем.


Структурная модель методической деятельности учителя технологии
Этапы методической деятельности Методические знания Результаты Состав результатов
I
Подготовительный
(планирование учебной деятельности) - нормативные документы по предмету технология (базисный учебный план, стандарт, типовые и рабочие программы, инструкции);
- методика планирования содержания учебной деятельности. Пакет планирующей
документации 1. Сводный перспективный учебный план + краткие приложения к нему.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. поурочное планирование.
4. Дидактический комплект наглядности.
II
Технологический
(осуществление учебной деятельности) - психолого-педагогические основы формирования трудовых умений и навыков;
- системы трудового обучения;
- цели;
- принципы, методы, средства, формы организации технологической подготовки. Осуществление
технологической
полготовки Формирование у учащихся:
- технологических знаний, умений и навыков;
- технологического мышления;
- технологической этики и эстетики;
- технологически важных качеств;
- технологического творчества
III
Заключительный
(проверка и контроль
учебной деятельности) - принципы, методы, способы и формы контроля;
- критерии оценки технологической деятельности учащихся. Уровень сформированности технологической подготовки учащихся        
- высокий;
- средний;
- низкий.



2. ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ТЕХНОЛОГИЯ  - в переводе с греческого означает: techne – искусство, мастерство, умение; logos – учение, наука. Дословный перевод: «учение о мастерстве». ТЕХНОЛОГИЯ – это наука о преобразовании и использовании материалов, энергии, информации в интересах и по плану человека (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев).
В связи с отсутствием однозначного подхода к понятию «технология» обратимся к краткой истории его развития. Причем, т.к. данное понятие на протяжении всей своей эволюции соприкасалось, а иногда и объединялось с понятием «техника» обратим внимание на их взаимодействие.
                                        + преобладание
I.ЭТАП. Технология как понятие впервые появилось в Европе (Германия) в 1772 году.
В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г. с выходом учебника по химической технологии И.А. Двигубского. Сперва «технология» утверждается в химии как специальный термин.
Понятие “техника” еще нет, его заменяют такие термины как «орудие» и «принадлежности». Появляется он впервые в Западной Европе (Франция, Польша) в 1794 году (т.е. почти через 20 лет).

II.ЭТАП. В конце 19-20 в.в. происходит отождествление данных понятий, причем термин «технология» практически не используется, а в основном применяется термин «техника». При этом ученые рассматривают техническую, а не технологическую подготовку. (Пример: научно-технический прогресс, принцип политехнизма, ТУ).
III.ЭТАП . В 40-е – 60-е годы  20 в. происходит дифференциация понятий «технология» и «техника», в результате они выделяются в самостоятельные термины. № п/п Этапы развития
технология техника
I возникновение
1772 г.
Германия

1807 г.
Россия
(в химии)
+
1794 г.
Франция
Польша
II

к.19 - н.20 в.в.       
отождествление
          понятий            +
III     1940-1969 г.г.
    дифференциация            +                            +           
                                       





Понятие «технология» имеет разные толкования:

• По толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова
«Технология – это совокупность производственных методов и процессов, а также научное описание способов производства».

• В политехническом словаре находим следующее определение:
«Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материалов или полуфабрикатов в процессе производства».

• В большой советской энциклопедии
«Технология – это наука, которая дает описание производственных процессов, орудий производства, сырья, топлива и изучает свойства материалов».

Данные определения рассматривают технологию как процесс непосредственно связанный только с производственной сферой деятельности человека.
Современный же этап технологического развития характеризуется проникновением технологии во все области человеческого бытия, и сегодня мы сталкиваемся с этим процессом не только в производственной, но и в экономической, социальной, культурной жизни человека, а также в его образовании и досуге (новые виды технологий: педагогические, медицинские, информационные и т.д.).
Можно отметить, что сегодня произошли значительные изменения в подходах к пониманию «технологии», существенно обновилось содержание этого термина и сейчас «технология» рассматривается как многоуровневое понятие. Причем разные авторы выделяют разную классификацию уровней, хотя общим является тот момент, что технология дифференцируется на:


научную (теоретическую)      и         практическую












Примеры классификаций уровней «Технологии».

Авторы Уровни Содержание
В.Д.Симоненко,Н.В. Матяш
выделяют
4 уровня 1. Мегауровень





2. Макроуровень



3. Мезауровень


4. Микроуровень «Технология» рассматривается как преобразованная деятельность, связанная с эволюционными процессами на Земле (например: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения и т.д.).
«Технология» – это преобразованный процесс в различных сферах человеческого бытия (материальных и духовных).
«Технология» – это совокупность методов обработки применяемых в процессе конкретного производства.
«Технология» – это отдельные операционные преобразования
А.В. Бердышев
выделяет
4 уровня 1. Философский

2. Межпредмет-ный






3. Обобщающий












4. Эмпирический «Технология» – наука о способах преобразовательной деятельности.
«Технология» – рассматривается как интегративная область знаний о способах преобразования материи, энергии, информации. Это прикладная область знаний, показывающая практическое применение знаний основ наук (физика, химии, математики и т.д.).
«Технология» – представлена способами производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности. Здесь различают:
• технологии производственных отраслей;
• технологии непроизводственных отраслей (педагогические, медицинские, торговые и т.д.);
• универсальные технологии (компьютерные, технологии общения и т.д.);
«Технология» – наука о технологических процесса изготовления конкретных товаров, т.е. определенная последовательность технологических операций.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Также рассматривается как многоуровневое понятие, при этом выделяют  следующие уровни: общенаучный, организационной, эмпирический.
На общенаучном уровне
Технологическая подготовка представляет собой процесс передачи опыта технологической культуры от одного поколения к другому. Технологическая подготовка и технологическая культура соотносятся как средство и цель.
Технологическая культура – это преобразовательная деятельность людей в материальных и духовных сферах производства, когда главным критерием оценки и применения новых технологий является гармоничное взаимодействие человека, природы и окружающей среды.

Авторы В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш в структуру технологической культуры включают (схема 1):

Технологическая этика Технологическое мировоззрение Технологическое мышление


Технологическая культура


Технологическая эстетика (дизайн) Технологическое
образование (знания, умения, технологически важные качества)

1. Технологическое мировоззрение – система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека.
2. Технологическое мышление – психологический процесс сознания, нацеленный на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей. Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в необходимый продукт.
3.Технологическое образование – организованный процесс обучения и воспитания, результатом которого становится формирование готовности к преобразовательной деятельности. Структурные составляющие технологического образования: технологические знания, технологические умения и навыки, технологически важные качества личности.
Технологические знания включают:
- сведения об основных способах, средствах и путях преобразовательной деятельности;
- информацию об применяемых и перспективных технике и технологиях;
- представление о связи и взаимодействии технологической и естественно-гуманитарной областей знаний;
- правила безопасной преобразовательной деятельности;
- экономические аспекты технологий.
Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний. К технологическим умениям относят:
- умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных с учетом их последствий для природы и общества;
- умение быстро осваивать новые профессии, технологически операции и технологии в целом;
- умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;
- умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
- непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку;
- умения разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований дизайна;
- умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги) от идеи до ее воплощения;
- умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;
- умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности.
Технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Они формируются и развиваются путем упражнений и выполнения различных технологических операций и творческих проектов.
Технологически важные качества – это личностные свойства, возможности человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести:
- гибкость мышления, направленного на выбор оптимальных способов преобразовательной деятельности;
- самостоятельность и способность творчески решать технологические задачи;
- высокую ответственность и дисциплинированность;
- потребность в конечной профессиональной подготовке, позволяющей осуществлять преобразовательную деятельность в современном информационно и технически насыщенном мире;
- стремление к постоянному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию;
- трудолюбие»
- способность к критическому контролю своей деятельности и ее результата;
- высокую профессиональную компетентность и мастерство.
4. Технологическая этика – оценка создаваемых техносистем с точки зрения их соответствия нормам этического партнерства. В условиях всевозрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое звучание. Технологическая этика в соответствии с областями человеческой деятельности разделяется на следующие разделы:
- биоэтику, связанную с проблемами возможных негативных последствий применения биологических технологий и генной инженерии;
- информационную и коммуникационную этику;
- экономическую этику; инженерную этику;
- демографическую этику.
Таким образом, технологическая этика в целом формирует всеобъемлющую взаимную ответственность за сохранение природной среды и человека.

5. Технологическая эстетика (дизайн).
Эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовывать технологическую среду по законам красоты. Знания и умения технологической эстетики:
- основные требования технологического дизайна (функциональные, эргономические, эстетические, технологические);
- основные понятия композиции дизайна, проектирования, роль и принципы применения цвета в технологическом дизайне;
- умение пользоваться техническим рисунком и эскизом при иллюстрации творческой мысли, находить наиболее информативный вариант отображения задуманного изделия;
- умение воспринимать и оценивать эстетические качества окружающего мира;
- умение пространственного представления и воображения.

На организационном уровне технологическая подготовка связана с системой учебно-воспитательных и образовательных учреждений. При этом можно выделить следующие подуровни:
• дошкольный;
• общеобразовательный (начальный общий, основной общий, средний общий);
• профессиональный (начальный, среднеспециальный и высший).
В рамках общего образования технологическая подготовка осуществляется посредством образовательной области «Технология».

На эмпирическом уровне технологическая подготовка понимается как специально организованный образовательный процесс, направленный на овладение учащимися методами и средствами преобразовательной деятельности.



3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧИМОСТЬТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Образовательная область технология – интегративная область знаний, которая включает в себя технологию, трудовое обучение, черчение,  практикоориентированные курсы профессиональной ориентации, общественно-полезный труд, производительный труд, внеклассную работу по технологии.
Образовательная область технология имеет следующие цели и задачи:

главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Это предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в социально экономических условиях личности.
Для достижения данной цели необходимо научить учащихся (задачи):
• определять потребности и возможности своей деятельности;
• находить и использовать необходимую технологическую информацию;
• выдвигать идеи и варианты их решения (например, разработка конструкции, выбор технологии и т.д.);
• планировать, организовывать и выполнять технологическую деятельность;
• осуществлять сознательное профессиональное самоопределение;
• оценивать и корректировать результаты своей и чужой работы;
• качественно и творчески осуществлять преобразования материалов, энергии, информации в конечный потребительский продукт или услугу.
Обобщение: ООТ в конечном итоге нацелена на создание обучающей среды для развития у учащихся способностей проектирования и изготовления изделий или услуг, начиная от создания идеи до полной ее реализации.

Сегодня важность и значимость технологической подготовки признается во всем мире. Быстрая смена техники и технологии предъявляет повышенные требования к уровню образования, в том числе и технологического.

Исходя из вышеуказанных целей и задач можно сделать вывод о значении ООТ и технологической подготовки:
• Технологии принадлежит ключевая роль в трудовом становлении учащихся, в формировании потребности к труду, трудолюбию. В развитии технологической культуры и предпринимательской инициативы. Это единственная дисциплина, которая предметно знакомит учащихся с миром труда, экономики, общественного и индивидуального производства.
• Осуществляется подготовка к самостоятельной трудовой жизни, социализация подрастающего поколения.
• ООТ имеет практико-прикладную направленность, давая возможность применения знаний основ наук в конкретной практической деятельности.
• Способствует сознательному профессиональному выбору.
• Реализуются идеи гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода в обучении, развитии, воспитании и профильной подготовке учащихся.


4. ПЕРЕХОД ОТ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

Технология является новым этапом в развитии трудового обучения. В период социалистического развития страны ставилась задача подготовки рабочих кадров для производственной сферы, поэтому трудовое обучение было направлено на подготовку будущих рабочих массовых профессий. Сегодня востребованы высококвалифицированные специалисты широкого профиля с универсальной основой знаний и умений, для реализации новых задач с 1993года была внедрена образовательная область технология.
Главные отличия:
• технология предполагает усиление направленности на развитие творческих способностей учащихся;
• больше внимание уделяет подготовке к сознательному профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики;
• технология – это интегративный предмет, по сравнению с предыдущим предметом увеличено число изучаемых разделов (культура дома, информационные технологии, предпринимательство, ДПИ, графика);
• Преобладание активных методов обучения (дискуссия, «мозговой шторм», эвристическая беседа, диспут). Использование в качестве одного из главных методов обучения метод проектов для выполнения творческих работ.


5. АВТОРЫ-РАЗРАБОТЧИКИ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИИ

Авторы разработчики ООТ
В основе данной программы положен дизайн-подход британских специалистов: Джеймса Питта и Роз Джаксона. Большая работа по адаптации данного подхода была проведена М.Б. Павловой.
Весомый вклад в разработку концепции технологической подготовки школьников внес творческий коллектив следующих авторов:
П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, В.А. Поляков, В.М. Казакевич, Е.М. Муравьев, С.Н. Чистякова, А.К. Бешенков, Н.В. Матяш, О.А. Кожина, и др.
Одним из ведущих научных центров, занимающихся вопросами развития данной образовательной области, является Брянский государственный университет (до 2006г. был под руководством В.Д. Симоненко).

Этапы внедрения ООТ (с 1993 г. по 2001 г.)
1 этап – проекты в экспериментальных районах: Санкт-Петербург, Калининград, Новгород, Нижний Новгород.
2 этап – разработка дидактического и методического обеспечения на основе проведенного в первом этапе эксперимента и анализа международного опыта. На этом этапе была проведена разработка проекта стандарта, учебных пособий, методических материалов.
3 этап – подготовка преподавателей.
4 этап – распространение на территории России.
5 этап- распространение за пределами России (Украина, Белоруссия и т.д.).

6. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИИ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

№ П/П ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ
1 Сокращение объема часов на изучение технологии
В проекте нового БУП «Технология»:
• не изучается в 7, 8, 9 классах;
• исключена из фундаментального ядра содержания общего среднего образования.
Это приведет к невозможности реализации поставленных целей и задач ТП. Изменения планирования изучения данного предмета на федеральном уровне
2 Демографическая проблема Малое количество учащихся в классах. Данная проблема приводит к сокращению нагрузки преподавателей технологии Объединенное изучение технологии мальчиками и девочками или объединение по классным параллелям
3 Сложность организации уроков технологии в малокомплектных школах Малое количество классов особенно в сельских школах приводит к отсутствию отдельной ставки учителя технологии. Эти уроки по совместительству ведут учителя других предметов, не имеющих специального технологического образования. В результате значительно снижается качество ТП. Организация курсов дополнительного образования по переподготовке преподавательских кадров, связанной с получением второй специальности.
4 Необходимы значительные инвестиции на создание современной МТБ Имеющееся оснащение школьных мастерских не отвечает требованиям современного уровня развития техники и не позволяет изучать передовые технологии, необходима модернизация МТБ. В школьных мастерских целесообразно осуществлять ТП только учащихся 5-7 кл., а для ТП 8-11 кл. использовать МТБ профессиональных учебных заведений или создавать современные учебно-производственные комбинаты


7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• Введение компетентностного подхода.
• Введение профильного обучения на старшей ступени школы.
• Гуманизация и личностная ориентация содержания образования.
• Усиление воспитательного характера обучения.
• Обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
• Усиление социализации учащихся и профессиональной ориентации.
• Компьютеризация обучения.


















Последнее изменение: Четверг 24 Июнь 2010, 19:07