|
Книга, которую вы держите в руках – не первая в череде подобных юбилейных изданий. Традиционно уже Шадринский пединститут издаёт памятные труды, которые отражают наиболее знаменательные события прошедших десятилетий, вбирают судьбы людей, чьими талантами и усилиями создавался, рос, развивался наш вуз. В 1999 году увидело свет первое подобное издание, созданное на основе воспоминаний преподавателей, сотрудников и ветеранов ШГПИ. В нём были собраны уникальные исторические и архивные материалы, прежде мало кому известные. Без преувеличения, оно до сих пор сохранило свою значимость как источник по истории высшего образования в Зауралье. Вторая юбилейная книга, вышедшая в 2004 году, к 65-летию вуза, представляла собой историю института, увиденную глазами его выпускников разных десятилетий.
Нынешнее издание в сжатом виде содержит в себе основные мотивы предыдущих книг, дополняя их рассказом о событиях последнего десятилетия.
70 лет – юбилейная дата, которой пока не достигло ни одно высшее учебное заведение Курганской области, кроме ШГПИ. Да и сама область, созданная в 1943 г., моложе. Наш вуз – старейший в Зауралье, но дело не только в возрасте как таковом – согласимся, что продолжительность жизни сама по себе ещё не даёт каких-то особых привилегий и прав. Каково вообще место и роль провинциального вуза в жизни нашей области и её жителей, говоря шире, в жизни народа и России? Первая особенность, которая сразу обратит на себя внимание – близость к жизни сельского населения и малых городов, глубокая органичная включённость в повседневный бытовой уклад русской провинции. Педагогический вуз в силу своей природы оказывает ощутимое влияние на состояние социума, ведь заботы о воспитании новых поколений, моральном состоянии общества естественны для учителя. Миссия ШГПИ не сводится к подготовке специалистов-профессионалов, хотя это – весьма немаловажный аспект нашей деятельности, и здесь есть чем гордиться. На мой взгляд, эта миссия должна быть связана, ни много ни мало – с формированием нового облика высшего профессионального образования России.
Представление о русской национальной модели высшего образования не утвердилось ещё в общественном сознании как нечто очевидное, однако некоторые её черты могут быть обозначены. Среди них – ориентация на традиции русской педагогической и философской мысли, опора на историческое наследие предков. Универсальность высшего учебного заведения как носителя традиции интеллектуальной мысли, хранителя национальных духовных ценностей особенно остро востребована в ситуации, когда другие общественные институты отсутствуют или слабо выражены.
Юбилейный для института год совпал с кризисными событиями, потрясшими наш глобализованный и взаимозависимый мир, не осталась в стороне и область образовательных ресурсов. Вместе мы должны достойно пережить нелёгкие времена, не утратить потенциал развития, чтобы выйти из кризиса жизнеспособными и готовыми к новому росту.
В сложные годы трансформации общественно-политического уклада, социальных и экономических потрясений ШГПИ сумел не только не утратить значительной части своего потенциала, но и выйти на траекторию устойчивого развития. За последние годы материальная база института практически удвоилась. Разработана и внедряется в жизнь обширная программа строительства и реконструкции. Реконструируется под учебный корпус переданное вузу здание бывшего военного общежития, построены новый гараж и автостоянка.
Ориентация на потребности региона и на достижение высоких показателей качества и эффективности образования составляют приоритеты политики вуза. Наряду с педагогическими в последнее время вуз ведёт обучение и по ряду непедагогических специальностей: журналистика, менеджмент организации, социально-культурный сервис и туризм, психология, перевод и переводоведение. теория и методика обучения иностранным языкам и культурам, прикладная информатика (в образовании, в экономике), программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, домоведение, дизайн, социальная работа, декоративно-прикладное искусство, искусство интерьера. Сегодня в стенах вуза обучается около семи тысяч студентов. Активно развивается заочное обучение. Численность работников 638. Из них ППС 289 (штатных), в т.ч 11 докторов, 136 кандидатов наук. Кроме того внешних совместителей 99, в т.ч. 63 доктора, 36 кандидатов наук.
Руководство института, весь коллектив предпринимают значительные усилия по повышению эффективности учебного процесса, внедрению инновационных технологий обучения и оценки знаний. Компьютерное тестирование, рейтинговая система оценки знаний, широкое использование компьютеров нового поколения в учебном процессе (в строю находится почти семьсот компьютеров), доступность электронных баз данных и быстрый выход в Интернет – вот далеко не полный перечень примет нового. За последние годы преобразилась библиотека: превратилась в серьезное научно-информационное подразделение вуза. Библиотека Шадринского государственного педагогического института - самая крупная в г. Шадринске, одна из старейших библиотек Зауралья, обладающая богатым универсальным фондом объемом 463911 экземпляров документов. Библиотечный фонд состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (научной, учебной, художественной литературы), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов. В состав библиотечного фонда входит фонд редких книг, состоящий из изданий XVII-XIX вв. по различным отраслям знаний (около 4000 экземпляров). Интенсивно развивается научная жизнь. Ежегодно ШГПИ проводит по нескольку научных конференций, среди них – международные, издаются «Ученые записки».
Действуют научные школы, многие из которых достигли признания в своих областях. По 10 научным специальностям ведется подготовка в аспирантуре, успешно защищаются диссертации по теории и методике профессионального образования, общей педагогике, теории и методике дошкольного образования, педагогической психологии, теории и методике обучения и воспитания. Каждый год профессорско- преподавательский состав пополняется новыми квалифицированными кадрами. Всего за 2002- 2009 годы защищены 9 докторских, 76 кандидатских диссертаций.
ШГПИ стоял у истоков возрождения педотрядовского движения в стране: еще в 1998 г. был создан студенческий педагогический отряд «Альтаир», который является теперь гордостью вуза. Сегодня студенты-вожатые из ШГПИ работают в 18 детских оздоровительных лагерях, при этом охвачена география всю страны: от всероссийского детского центра «Океан» на Дальнем Востоке до ВДЦ «Орленок» на Черном море, включая Курганскую и Тюменскую области. Педотряд получил широкое профессиональное и общественное признание: на всероссийских слетах педагогических отрядов в г. Москве в апреле 2003 и феврале 2004 гг., в сентябре 2004 на встрече организаторов отдыха детей и молодежи в Анапе. В феврале 2005 года на Российском слете педагогических отрядов в Казани, в марте 2006 на Всероссийской научно-практической конференции педагогических отрядов в Челябинске. Четыре года подряд «Альтаир» получает признание в качестве лучшего педотряда Курганской области.
ШГПИ – центр культуры и просвещения в Зауралье. Особенностями социально- демографической ситуации в Курганской области являются наличие довольно значительной доли сельского населения, чья жизнь проходит вдали от центров культуры и цивилизации. В этой ситуации вуз выступает не только с узкой функцией подготовки специалистов, но и с миссией культурно-просветительского характера. Решается задача социализации сельской молодежи. Огромное большинство жителей Зауралья, обладая низкими доходами, не имеет возможности выезжать для получения образования в крупные вузовские центры соседних регионов. Роль ШГПИ в обеспечении доступа этих людей к одному из ценнейших благ современной цивилизации является ведущей. Институт располагает научно-творческим потенциалом, открывающим возможности духовного развития и обогащения для сельских юношей и девушек, приходящих в его стены.
Условия педагогического труда в сельской местности, особенно в малокомплектной школе, которых немало в Зауралье, имеют существенные отличия и требуют специальной подготовки. Учитель в этой школе должен обладать определенным комплексом профессионально-педагогических и человеческих навыков и качеств, получить и выработать которые можно только при условии целенаправленной и последовательной работы. Ориентация на подготовку такого специалиста составляет региональную особенность педагогического образования в ШГПИ.
Вуз тесно сотрудничает с предприятиями и организациями г. Шадринска в переходе на инновационный путь развития.
При содействии областной администрации создан и успешно действует студенческий бизнес-инкубатор «Ювента».
Самые тёплые слова хотела бы сказать в адрес наших ветеранов – преподавателей кафедр и факультетов, сотрудников самых разных подразделений – все вы внесли вклад в становление института, укрепление его авторитета, развитие научно- образовательного потенциала. Невозможно переоценить значение сделанного вами в предыдущие десятилетия, эта база позволяет нам сегодня с уверенностью смотреть в будущее. Нельзя не вспомнить моих предшественников на ректорском посту – каждый из них по-своему вносил вклад в общее дело, и от лица всего коллектива я выражаю им за это благодарность.
Поздравляю с юбилеем вуза всех наших выпускников и желаю, чтобы ваши человеческие и профессиональные «траектории» всегда развивались по восходящей.
Хотелось бы, чтобы на страницах этого издания вы нашли человеческие судьбы, увидели их в обстоятельствах времени, в смене эпох и укладов, потому что институт – это люди, они во все времена главное богатство и достояние, которое не устаревает.
Желая Шадринскому пединституту процветания, человеческого счастья его преподавателям и сотрудникам, успехов на научном и профессиональном поприще его студентам и выпускникам, давайте почаще вспоминать о тех, чьими стремлениями, трудами и талантами ШГПИ прирастал все эти годы. Об этом – наша книга.
Ректор Почетный работник ВПО РФ, профессор, академик МАНПО
Л.И. Пономарёва |