Меню
 

СЕССИЯ! Как много в этом слове…

Для студентов начинается не самая светлая пора – зачеты, экзамены, сессия, госы… Казалось бы, что тут особенного: получил перечень вопросов  к экзамену – готовься, подготовился – иди и  сдавай. Но не так всё просто. Подготовка и сдача экзаменов – это целая наука. До настоящего времени нет пособия, в котором рассказывалось бы, как к ним готовиться и как их следует сдавать. Это пробел я и решила восполнить. Это не просто книжная выставка, а выставка-консультация: что,  как, где, зачем, когда.

Барановская, Н. Испытание не для слабонервных [Текст] / Н. Барановская // Управление школой.- 2003.- №19.- С.14.

Статья посвящена тому, какой стресс, связанный с подготовкой и сдачей экзаменов, может выдержать без пагубных для организма и психики последствий учащийся. По данным исследований экзаменационный стресс выдержать может только абсолютно здоровый человек, по данным Всероссийской диспансеризации здоровых детей в России только 30%. Напряжение, которое испытывают сдающие экзамен, можно приравнять к выполнению работы на пределе физических возможностей.

Виктор Ковязин, руководитель отдела обучения и развития Центра тестирования МГУ уверяет, что результаты экзаменов зависят даже от походки при входе в аудиторию, от обозначенного личного пространства, от позы при разговоре с экзаменатором.

Журавлев, Д. Экзамен – способ проверки знаний или психологическое испытание? [Текст] / Д. Журавлев // Нар. образование.- 2003.- №4.- С.124-132.

«Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!..» Как часто слышатся эти слова во время сессии. Экзамен, по мнению психологов, - стрессовая, экстремальная ситуация для многих студентов. Как себя вести в подобных ситуациях? Автор статьи, проректор Института сферы социальных отношений, дает советы, как научиться управлять собой, как избежать неудачи и как достичь успеха. Здесь вы найдете несколько методов запоминания словесной информации, последовательности цифр. И вот вы повторили материал, к экзамену готовы, но для успешной сдачи важно и общение на экзамене: одежда, жесты, как расположить преподавателя к себе, как правильно построить ответ.

Зачеты и экзамены [Текст] // Справочник студента / сост. А.А. Немировский, Н.В. Никитенко, Я.И. Зверев.- М., 2000.- С. 168-187.

Из двух вечных русских вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» эта книга отвечает лишь на первый, зато очень подробно. Из нее вы можете узнать: как ходить (и не ходить) на лекции и семинары, как создавать (и списывать) письменные работы, как сдавать (и пересдавать) экзамены, как пользоваться библиотеками, как укрепить свои физические и умственные способности и многое, многое другое – словом, все, что только может вам пригодиться на тернистом пути студента.

Решающими, подчас судьбоносными этапами обучения в вузе становятся зачеты и экзамены. Они же и самые неприятные, нелюбимые, ненавистные минуты в жизни студента (нужное подчеркнуть). Предположим, вы регулярно (или почти регулярно) посещали лекции и семинары, у вас нет «хвостов», есть голова на плечах, и не просто для шляпы, а голова, наполненная знаниями. Тогда все не так страшно, как кажется на первый взгляд. В книге вы найдете советы как сдавать экзамены:  как подготовиться, когда являться на экзамен, в чем приходить, где садиться и когда отвечать, что делать, если не знаешь билета, за что бороться на экзамене, как готовиться к ответу, как отвечать и даже зачем нужны шпаргалки.

Секреты успешного ответа на экзамене:

Главная хитрость – установить личный контакт с экзаменатором.

  1. Выйдя отвечать, не пытайтесь мимикой, жестами  и трагическим голосом показать, как жестоко со стороны экзаменатора мучить вас. Не торопясь, прочитайте вслух вопрос, изложите план ответа, излагайте ответ уверенным тоном, не слишком часто сверяясь с набросками.
  2. Говорите исключительно правильным литературным языком. Ваша речь должна быть не быстрой и не медленной. Не делайте слишком больших пауз, даже если вдруг забыли от волнения какое-то слово.  Попытайтесь найти синоним или честно признайтесь – «знаю, на языке вертится, а преграду зубов никак преодолеть не может». Слыша гладкую книжную речь, преподаватель вообще может отключиться и перестать вдумываться в то, что вы несёте.
  3. Продемонстрируйте, что вы не просто магнитофон или попугай, зазубривший материал. Чаще употребляйте фразы «насколько я помню», « если я не ошибаюсь, там-то и там-то было сказано», «вообще-то мне не удалось до конца разобраться в данном вопросе», «мне кажется главным в этой теме…» и т.д. Видя, что вы готовы критически подходить к информации, преподаватель разнежится и отнесется к вам с сочувствием.
  4. Пускать пыль в глаза, но ненавязчиво (в знании меры в этом деликатном и важнейшем вопросе и заключается истинный аристократизм). Сидите прямо, руки держите так, чтобы они не мозолили глаза экзаменатору. В общем, создайте впечатление,  что скрывать вам нечего, вы готовы к общению.
  5. Не спорьте с преподавателем.
  6. Ни в коем случае не молчите и мямлите! Если не знаете, что сказать, проскакивайте и переходите к следующему вопросу.
  7. При ответе нежелательно смотреть в сторону, в окно, на пол – смотрите в глаз преподавателю. Это должен быть взгляд уверенного (но не самоуверенного) в себе человека.
  8. Выиграйте время. Если вам нужна некоторая запинка, чтобы сосредоточиться и ответить на вопрос, замаскируйте её: уроните ручку или конспект и используйте время, потраченное на их поднятие с глубин.
  9. Если задают дополнительные вопросы, не рвитесь отвечать с ходу, обдумайте вопрос, можете даже сделать пометки в ваших листах. В таких ситуациях шпаргалки вас не спасут, нужно срочно вспоминать, пусть даже то, что вы не знаете. Если не поняли вопроса, не бойтесь переспросить или уточнить.

[Как подготовиться и сдать экзамены] [Текст] // Школ. психолог.- 2006.- №8.

Почти каждый студент (педагогического вуза то уж точно) перед экзаменом мечтает не только об успешной сдаче этого экзамена, но и о той благословенной поре, когда никаких экзаменов ему уже не придется сдавать вовсе. Ему грезится, что наступит момент, когда он окажется по ту сторону стола и будет лишь снисходительно кивать, молча выслушивая ответ. Наивный…Взрослые уже давно поняли, что необходимость сдавать экзамены сохраняется всю жизнь. Выступление перед аттестационной комиссией, открытые уроки, выступления на педсоветах…

«Вечная» проблема экзаменационного стресса и его преодоления стала темой номера газеты «Школьный психолог».

Зубрежка

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила. Какого процедура запоминания? 

  • Повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить.
  • Повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды.
  • Повторить, выжав 10 минут (для запечатления).
  • Для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа.
  • Повторить через 2 дня (если они у вас есть).

Как подготовиться к экзаменам: сдача сессии, госы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://worldgirl.biz/znaniya/podgotov_ekzamen.html.- Загл. с экрана.

На странице Вы найдете процедуру сдачи экзамена, этапы подготовки к устному экзамену, этапы подготовки к письменному экзамену, советы психолога.

По мнению психолога отвечать надо уверенно и беспрерывно, не делая долгих пауз.

Следите за реакциями экзаменатора! 

Отрабатывая методы привлечения людей на свою сторону, обращайте внимание на их реакции на все Ваши «происки». Тогда Вы сможете определить, в каком состоянии находится экзаменатор. Постоянно контролируйте это состояние, корректируя его своими выразительными жестами и эмоциональными реакциями. Например, если при ответе Вам удалось добиться того, что экзаменатор постоянно говорит вам «да» или утвердительно кивает головой, значит, все в порядке. Вы смело можете продолжать изложение материала. Если же экзаменатор отвлекся, необходимо поставить вопрос - обычно вопросы стимулируют внимание - и продолжать свой победный ответ.

Не прерывайте своего ответа на вопрос.

Чтобы Вам не задавали дополнительных вопросов, необходимо не прерываться во время ответа на поставленный вопрос. Как же быть, если Вы все рассказали по данному вопросу и больше ничего не знаете? Поступите следующим образом вспомните, о чем Вы только что говорили, и начните с любого Вами упомянутого термина - раскрывайте его смысл и значение. Главное - говорите непрерывно обо всем, что знаете! Но как же перейти к следующему вопросу билета? Отвечая на первый вопрос, перейдите ко второму вопросу слова­ми: «Кстати, это иллюстрируется на примере второго вопроса».

Как сдать сессию. Альтернативные методы [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.voenmeh.com/messages/dolgi.htm.- Загл. с экрана.

Автор  задумал написать данное пособие только для ознакомительных целей. Он настоятельно не рекомендует проделывать ниже перечисленные действия. Это может пагубно отразиться на вашей учебе и привести к Вашему отчислению из института.   Сразу хочу заметить, что люди, которые хотят сдать экзамены, используя только свои знания, могут далее не читать. Этот текст не для вас, он для тех, кто по каким то серьезным причинам не может к нему подготовиться. Вы не ходили на лекцию, потому что мама помыла Ваши ботинки, и вы не могли идти в мокрых. Вы не писал лекции, потому что у Вас кончились чернила в ручке? Вы не готовились перед экзаменом, потому что какой то паразит вместо компота налил тебе «вотки» в стакан, а вы заметили это только допив третий? Тогда эта страница для Вас…

Кун, Д. Психология учебы [Текст] / Д. Кун // Кун, Д. Все тайны поведения человека : психол. энциклопедия / Д. Кун.- СПб., 2003.- С.28-34.

Эта книга – своеобразный прорыв в сфере преподавания и изучения психологии.

«Я сделал все возможное, чтобы ваша первая встреча с наукой о человеке доставила вам удовольствие!». Этот авторский девиз красной нитью проходит через все содержание книги: современные знания излагаются в увлекательном, интригующем ключе, множество примеров, цитат, рубрик, описаний экспериментов превращают чтение этого учебника в неповторимое удовольствие.

Исследование показало, что студенты, получающие хорошие оценки, как правило, изобретательней организуют свою подготовку, а не просто дольше занимаются дома. Число часов, которое вы проводите за учебой, имеет меньшее значение, чем качество и эффективность ваших учебных стратегий. Автор книги предлагает свой метод в освоении учебного материала ОВ4П. Буквы ОВ4П означают:

  • обзор – быстро пробегите главу глазами, начните  с прочтения только основных заголовков, попытайтесь  представить полную картину того, что вам предстоит изучить;
  • вопрос – пока читаете, переделайте каждый из подзаголовков в один - два вопроса;
  • прочтение – читайте короткими «кусочками», если материал трудный, то не более; 1-2 абзацев;
  • пересказ – расскажите отрывок и мысленно ответьте на вопросы;
  • припоминание – как правило, легче запоминать идеи, значимые лично для вас;
  • повторение – когда закончили главу, повторите на память снова, ответьте на вопросы.
Метод  ОВ4П может быть полезен не только для чтения, но для того, чтобы сделать хорошие записи на лекции.

Общие принципы подготовки к экзаменам (Вот сессия пришла внезапно…) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.no-stress.ru/cgi-bin/page.pl?id=129.- Загл. с экрана.

На этой странице вам расскажут о том, как: лучше подготовиться к экзамену во время учебного семестра, как правильно организовать режим дня во время сессии, как правильно питаться и сколько нужно спать.

Если вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы. Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв).
  • Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!
  • Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.
  • Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.
  • Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.
  • Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.  

От сессии до сессии живут студенты весело… [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.synet.ru/entry/9949.- Загл. с экрана.

Статья опубликована на Сыктывкарском портале. Написана статья в стиле «Вредные советы» и имеет подзаголовок   «…или Антиинструкция по подготовке к экзаменам».

Памятка первокурснику - Подготовка к сессии. Экзамены [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.stu.ru/education/index.php?page=479.- Загл. с экрана.

На сайте Сибирского государственного университета путей сообщения разработана памятка первокурснику, позволяющая адаптироваться к учебе. Памятка содержит следующие разделы: планирование самостоятельной работы, как организовать свою самостоятельную работу, организация и гигиена умственного труда; культура здоровья, как слушать и конспектировать лекции, как работать с учебной книгой, подготовка к сессии, экзамены, рекомендуемый распорядок дня студента.

В Памятке приводится требования к экзаменационным оценкам, которыми преподаватель руководствуется. Инструктивное письмо содержит ряд требований, не меняющихся практически все время существования высшей школы. Эти требования следующие (цит. по Инструктивному письму):

  • оценки "отлично" заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
  • оценки "хорошо" заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
  • оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
  • оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой знаний. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Сессия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sessii.com/.- Загл. с экрана.

Сайт создан в помощь студентам, у которых наступило время сессии - как подготовиться к сессии, как её сдать и многое другое! Сессия может быть очень простой для студентов, которые старательно изучали материал в течение семестра - они практически готовы к сдаче сессии и без подготовки. Однако, как показывает практика изучение предмета начинается в большинстве случаев за несколько дней до экзамена. Что делать в таком случае – подскажет материал этой страницы.

Учебный труд во время экзаменационной сессии [Текст] // Введение в специальность : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский [и др.].- М., 1988.- С.101-102.

В спецкурсе раскрываются вопросы профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, культура учебного труда, педагогическое общение учителя.

Авторы отмечают, что особо напряженное время в жизни студента – это время зачетно-экзаменационной сессии. Прежде всего, необходимо ужесточить режим. Сон целесообразно увеличить на 1-1,5 ч. в день, причем, если есть возможность, ввести дневной сон. Бессмысленно пытаться «усилить» мышление за счет потребления сладкого. Еще хуже «взбадривать» себя кофе и совсем плохо – курением и спиртным. Все эти способы нацелены на использование «неприкосновенных запасов» организма и соответственно нерациональны. Никакой работы ночью – это должно стать нерушимым правилом даже в экзаменационную сессию.

Шестиалтынов, С. Несколько советов о том, как подготовиться к экзаменам [Текст] / С.А. Шестиалтынов // Народное образование.- 2001.- №1.- С.72-74.
Шестиалтынов, С.А. Не так страшны экзамены… [Текст] / С.А. Шестиалтынов // Школ. технологии.- 2002.- №2.- С.186-189.

Чего уж проще: есть билеты, есть учебники – читай и «мотай на ус». Но в подготовке к экзаменам есть некие «маленькие хитрости», которые не все знают. В статьях бывалого человека, многие годы преподававшего в Военной академии и в МГУ вы возможно не найдете для себя каких-то открытий. Но ведь давно известно: самое сложное – простые истины.

Один из способов подготовки к экзамену, которые предлагает автор статьи, называется Правило трех карандашей. Начиная работу, не стоит сразу садиться за учебники и конспекты. Сначала определите степень подготовки по предмету. Это лучше всего сделать, имея под рукой три авторучки разного цвета. Прочитайте вопросы билетов. Значком одного цвета отметьте вопросы, ответы на которые знаете хорошо и можете ответить без подготовки. Значком другого цвета пометьте те вопросы, ответы на которые знаете слабо. И значком третьего цвета – вопросы, ответы на которые не знаете.

Вначале повторите материал по вопросам, ответы на которые знаете плохо. На это уйдет день, но теперь можно сделать вывод: на экзамене «двойку» вы уже не получите. От такой мысли настроение сразу повысится. Затем повторяйте материал по вопросам, ответы на которые знаете слабо. Теперь можете сделать вывод: «тройку» я уже не получу. Настроение бодрое, веселое. Если хотите сдать на «пятерку», то в оставшееся время повторите ответы на вопросы, которые знаете хорошо.

Ясина, О. Как сдать сессию? Легко! [Электронный ресурс] / О. Ясина.- Режим доступа: http://www.facultet.ru/2006/04/14/sdat_sessiju_legko.html.- Загл. с экрана.

На этой странице Интернета можно получить ответы на такие вопросы: как лучше распорядиться временем, что даётся на подготовку ответа на экзамене? Идти в конце или в начале? Что делать, если во время ответа от волнения вы на полуслове забыли, о чем надо говорить? Как быть, если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного.

На сайте есть несколько ссылок по этой же теме:

Шпаргалки
Первым или последним, или Когда идти сдаваться
Как подготовится к устному экзамену
5 способов сдать сессию на «отлично»
Сессия

Дополнительная литература

  1. Бакнолл, К. Сдача экзаменов [Текст] / К. Бакнолл// Бакнолл, К. Как учиться в университете / К. Бакнолл.- Челябинск, 1999.- С.158-178.
  2. Горковенко, В.А. Готовимся к ЕГЭ. Советы психолога [Текст] / В.А. Горковенко // Методист.- 2007.- №8.- С.47-56.
  3. Злакозова, А. Экзамены: усмиряем мандраж [Текст] / А. Злакозова // Здоровье.- 2002.- №5.- С.48.
  4. Корчагина, Ю. Время выбора [Текст] / Ю. Корчагина // Здоровье детей.- 2007.- №11.- С.38-39.
  5. Кочетов, А.И. Зачеты и экзамены [Текст] / А.И. Кочетов // Кочетов, А.И. Введение в специальность / А.И. Кочетов.- Рязань, 1976- С.85-93.
  6. Мандраж перед экзаменом [Текст] // Здоровье.- 2004.- №7.- С.58-59.
  7. Организация учебного процесса [Текст] // Введение в специальность / под ред. А.Е. Суприна.- Мн.,1977.- С.56-65.
  8. Погорелова, Г. Некоторые функциональные проявления экзаменационного страха [Текст] / Г. Погорелова // Alma mater.- 2006.- №5.- С.7-10.
  9. Погорелова, Г. Экзаменационный страх [Текст] / Г. Погорелова // Высш. образование в Рос..- 2003.- №5.- С.125-127.
  10. Психологические вопросы контроля и оценки результативности учебного процесса [Текст] // Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского.- М., 2005.- С.584-595.
  11. Размахнина, Д.Ю. Психологическая подготовка к экзаменам [Текст] / Д.Ю. Размахнина // Психология и шк..- 2006.- №3.- С.63-76.
  12. Чернышова, Ю. Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье [Текст] / Ю. Чернышова // Школ. психолог.- 2002.- №19.- С.12-13.
  13. Щербатых, Ю. Экзамен и здоровье [Текст] / Ю. Щербатых // Высш. образование в Рос..- 2000.- №3.- С.111-115.


© Вахрамеева М.В., 2008


© Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов нашего сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт библиотеки ШГПУ
Меню

Поиск по сайту



Как искать ?
"фразу целиком"
"любое слово"
15-12-2018

ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Голосование

Как вы узнали о сайте?

Рекомендовал сотрудник библиотеки
Нашел в поисковике
Посоветовал преподаватель
Знакомый рассказал
Другое

Другие опросы
Наши партнеры



























Интересное на сайте







 
 
 
Дизайн - К. Лебедев

Администратор - М. Вахрамеева

© 2010 - 2018 Библиотека ШГПУ
E-mail: biblshgpi@mail.ru