О вреде чтения

Приветствуются любые отзывы о прочитанных книгах и проблемах чтения. Отрицательные эмоциональные всплески и обвинения, не подкрепленные тщательными пояснениями, будут удалены.

Модератор: Arina

Читаете ли вы перед сном?

Да, читаю
4
67%
Нет, не читаю
2
33%
 
Всего голосов : 6

Re: О вреде чтения

Сообщение Arina » 08 фев 2017, 10:24

Читать - это так опасно!


Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
 
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: О вреде чтения

Сообщение Arina » 09 фев 2017, 10:37

Осторожно! Чтение портит женскую красоту


Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
 
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: О вреде чтения

Сообщение Natali » 10 мар 2017, 12:42

«Мою книгу сожгут, меня посадят».
Петрушевскую обвинили в пропаганде наркотиков


Красноярская епархия обвинила писательницу Людмилу Петрушевскую в пропаганде наркотиков в рассказе «Глюк», который включили в школьную программу для внеклассного чтения с возрастным ограничением "12+". Петрушевская ответила на обвинения на своей странице в фейсбуке.

Рассказ Петрушевской обсуждали члены общественного совета при Красноярской митрополии. «На примере рассказа "Глюк" Людмилы Петрушевской, повествующего о галлюцинациях девочки-подростка, впервые попробовавшей наркотики, собравшиеся оценили вред от подобной информации для психики и духовного воспитания подростков», — сообщили в красноярской епархии. Также православные активисты решили создать стратегию по «противодействию распространению подобного рода литературы в школах».

«Меня собираются отдать под суд. Красноярская РПЦ нашла в одном моем рассказе ("Глюк") пропаганду наркотиков, и за это предусматривается уголовная ответственность. Планируется возбуждение дела», — отреагировала 78-летняя писательница в фейсбуке.

«Надо еще за пьесу "Чинзано", за пропаганду алкоголя, не разрешенного к ввозу в Россию. Да много за что. <…> Только затрагивание темы не есть пропаганда. Как это объяснить. Говорил же классик — "Не могу молчать"», — добавила Петрушевская.

Сказка "Глюк" -это же ведь современная сказка о рыбаке и рыбке. Об этом сказка, об исполнении желаний, только теперь уже с помощью Глюка. Прими таблетку - и настанет счастье. Сюжет простой : девочке Тане на дискотеке дали две таблетки, деньги потом. Одну таблеточку она приняла. И к ней пришел Глюк.Так все и началось, исполнение желаний (девочка некрасивая, небогатая, в классе ее не замечают) - а тут чемоданчик денег, дом за границей как у Барби, весь класс пришел в гости, пицца, пиво, а кто-то захотел водки, а кто-то шприцов. Кончилось дело пожаром и массовой гибелью. Но девочка выговорила себе у Глюка исполнение всех желаний - и когда из дома вынесли обгорелые трупы одноклассников, она сказала: "Хочу, чтобы все были живы". Глюк завыл, но все оказалось сном, все остались живы, просто это был тяжелый грипп...

«А вот в реальности вокруг школ и на дискотеках ходят Глюки, наркоторговцы, и сначала дают попробовать. Потом сажают на иглу. Сейчас страна заражена СПИДом. В особенности это касается сибирских городов. Красноярск, очнись. В городе больше 30 тысяч официально зарегистрированных больных СПИДом. Мою книгу запретят, сожгут, меня посадят. Но ситуация не улучшится. Не маленькая сказка тут виной», — написала Петрушевская.

Позднее писательница сообщила, что общественный совет при красноярской епархии повторно рассмотрит сказку «Глюк» 27 марта. «Это День театра. И это у меня юбилей», — добавила Петрушевская.

Сноб Медиа
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
 
Сообщения: 1838
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: О вреде чтения

Сообщение Arina » 14 мар 2017, 16:37

Библиофобия


Библиофобия — боязнь книг и библиотек.
Существует несколько разновидностей библиофобии. Первая, когда человек боится без исключения всех видов книг, и всего, что с ними связано. Вторая же, это боязнь определенных печатных изданий. Например, детских книг, романов, детективов и даже обыкновенных справочников. Этот вид фобии может быть связан и с мимофобией – страхом легенд, метрофобией – страхом поэзии и тому подобное. Библиофоб ничем не отличается от здоровых людей, поэтому сразу же определить, болен этот человек или нет, невозможно.

Настоящие проблемы возникают, при необходимости что-то прочесть, особенно вслух. Причем страх возникает как оттого, что требуется читать, так и от содержания книги.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
 
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: О вреде чтения

Сообщение Serena » 22 мар 2017, 14:35

Arina писал(а):Осторожно! Чтение портит женскую красоту

Честно сказать, такого раньше не слышала. Хотя подсознательно ловила себя на том, что мне почему-то больше нравится слушать книги, чем читать. В общем получается, что подобные ощущения были у меня не зря. Видимо я чувствовала, что чтение может испортить красоту, хотя честно говоря, вовсе в этом не уверена. Но в любом случае, продолжу книги прослушивать, а не читать, тем более что это гораздо увлекательней.
Serena
Новичок
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 25 апр 2014, 12:17

Re: О вреде чтения

Сообщение Natali » 18 май 2017, 13:02

От каких книг избавляются чаще всего

«Код да Винчи» и «Пятьдесят оттенков серого» лидируют в списке книг, которые люди не хотят иметь у себя дома и, прочитав, отдают на благотворительность или просто забывают в отелях.


Менеджеры благотворительного магазина Oxfam в британском городе Суонси на досуге развлекаются тем, что строят укрепления из «Кода да Винчи». Пока это единственное применение книги, которую много сдают, но мало покупают. Аналогичная ситуация постигла магазин три года назад на волне популярности «Пятидесяти оттенков серого».
«Можете принести нам ещё один «Код да Винчи»… но лучше бы вы принесли винил. Мы нуждаемся в пластинках, потому что они помогут увеличить выручку Oxfam» – такая записка венчает башню из «Кода да Винчи» в витрине благотворительного магазина. Это развлекается менеджер Фил Бродхерст, пишет издание The Guardian.

«Код да Винчи» Дэна Брауна уже который год является лидером продаж по всему миру, совокупный тираж составляет 80 миллионов копий. Поэтому неудивительно, что книгу так часто возвращают. Однако не все популярные издания постигает такая участь. Так, у книг Хелен Филдинг про Бриджит Джонс более благоприятная карма. В Oxfam их сдают крайне редко. Знаменитого шотландского детективщика Иэна Рэнкина сдают часто, но часто и спрашивают.

Американская сеть недорогих придорожных мотелей Travelodge каждый год составляет список наиболее часто оставляемых в гостиничных номерах книг. Первое место – у «Пятидесяти оттенков серого», затем идут многочисленные фанфики на Э.Л. Джеймс и книга Дженнифер Пробст «Брачный договор».

Составлением списка самых возвращаемых книг развлекается и сайт webuybooks.co.uk. Здесь попадаются очень любопытные вещи. В 2015 году, например, второе место этого рейтинга занимали «Виноваты звёзды» Джона Грина. На первом оказалась пьеса Джона Пристли «Инспектор пришёл».

ReadRate. Сервис для тех, кто читает.
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
 
Сообщения: 1838
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: О вреде чтения

Сообщение Natali » 27 ноя 2017, 11:11

Научная фантастика заставила читателей поглупеть


Чтение научной фантастики ведет к ухудшению способности анализировать текст, понимать эмоции персонажей и сюжет.

Об этом свидетельствуют результаты исследования американских ученых Криса Галавера и Дэна Джонсона, опубликованного в журнале Scientific Study of Literature.

150 участников эксперимента должны были прочитать текст из тысячи слов. Половина испытуемых получили рассказ, в котором персонаж заходит в ресторан и общается с людьми после того, как в местной газете опубликовали его письмо, в котором он выступил с резкой критикой общества.

Во второй, научно-фантастической версии декорации меняются — герой находится на космическом корабле, населенном, помимо людей, андроидами и инопланетянами. Если в первом тексте присутствовало слово «дверь», то в другом оно было заменено на «шлюзовую камеру». Сюжет рассказов при этом был одинаковым.

После прочтения респонденты должны были объяснить, сочувствовали ли они герою повествования и как много усилий они приложили, пытаясь понять эмоции персонажей.

«Перенос сюжета в мир научной фантастики резко понизил восприятие качества художественного языка, несмотря на то, что испытуемые читали одну и ту же историю в рамках сюжета и взаимоотношений между персонажами», — отметили авторы исследования. По их словам, читатели научной фантастики также хуже сопереживали героям рассказа и меньше пытались разобраться в причинах их поведения.

Ученые предположили, что некоторые люди, анализировавшие второй текст, ожидали более легкую историю из-за предубеждений насчет научной фантастики: «Они считают, что такая история не заслуживает внимания и не требует вдумчивого чтения, поэтому просматривают ее не так внимательно».

Лента.Ру
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
 
Сообщения: 1838
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: О вреде чтения

Сообщение Natali » 05 дек 2017, 11:02

Справочник типичных болезней запойного читателя


У каждой работы есть свои издержки. Есть они и у тех, кто много читает. Предлагаем вам шутливый справочник недугов и травм запойного читателя. Это смешно, но в каждой шутке – ну, вы знаете. «Справочник недугов и травм запойного читателя» составила книжный блогер, автор телеграм-канала greenlampbooks. В описаниях чувствуется немалый опыт – личный и друзей.

Если вы много читаете, будьте осторожны: вот какие «профессиональные» травмы вам грозят:

1. Перелом носа
Когда вы читали в постели скучную толстую книгу, уснули, и она упала на лицо. Кстати, электронных гаджетов это тоже касается – получить ими по носу приятного мало.

2. Инфаркт миокарда
Когда вы зашли в книжный магазин и увидели цены на горячие новинки.

3. Грыжа
Когда вы переезжали на другую квартиру со всей библиотекой, а там пятый этаж без лифта.

4. Головокружение
Когда вы потянулись за книжкой на самой верхней полке где-то уже у потолка.

5. Дистрофия и авитаминоз
Когда вы спустили все деньги на очередной книжной распродаже и теперь может есть только в гостях.

6. Недосып
Когда вы хотели прочитать пару страниц до конца главы, но уже почему-то утро.

7. Ложный сколиоз
Когда вы привыкли повсюду таскать с собой на одном плече сумку с собранием сочинений Достоевского.

8. Остановка дыхания
Когда вы вдруг в букинистике увидели книгу, которую искали десять лет, а она стоит всего 50 рублей.

9. Паническая атака
Когда вы вдруг в букинистике увидели книгу, которую искали десять лет, а она стоит всего 50 рублей. Но у вас только 40 в кармане, и вы быстро бежите домой за десяткой, волнуясь, что купят, пока вы туда-обратно.

10. Склероз
Когда вы через месяц не можете вспомнить имена главных героев в прочитанной книге, потому что после этого прочитали ещё 10 книг.

11. Ожог сетчатки глаза
Когда вы так быстро двигали глазами во время скорочтения, что глазные яблоки раскалились.

12. Облысение
Когда вы так потрясёны плохим финалом хорошего романа, что начали от досады рвать на себе волосы.

13. Мозоль
Когда вы так долго водили пальцем по строчкам, что на нём образовался роговой мозольный слой, как на пятке.

14. Гипергидратация
Когда вы за интересной книгой не заметили, как выпили десять кружек чая.

15. Вывих челюсти
Когда вы разговорились с другом, и он заявил, что прочитал «Улисса» в оригинале.

Не болейте, друзья!

ReadRate: сервис для тех, кто читает
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
 
Сообщения: 1838
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: О вреде чтения

Сообщение Arina » 07 дек 2017, 12:14

Информационная перегрузка: чтение может навредить?


Фото: Adrees Latif / Reuters

Нейробиологи призывают перечитывать хорошие книги. Погоня за количеством истощает психологические ресурсы
Все постоянно говорят о важности чтения. В СМИ множество статей, авторы которых настаивают на прямой связи успеха в бизнесе от количества прочитанного. Успешные предприниматели действительно нередко много читают: Уоррен Баффет поглощает по 500 страниц в день. Илон Маск признался, что научился строить ракеты, читая книги. А Марк Цукерберг в 2015 году основал собственный книжный клуб, чтобы заставлять себя и остальных членов клуба прочитывать хотя бы по одной книге каждые две недели. Но у чтения есть и темная сторона, о которой говорят намного реже. С ней столкнулась журналистка Кэсси Вильчес. Начав читать много и бессистемно, она заметила, что стала забывчивой, медленнее усваивает информацию, испытывает головные боли и чаще переутомляется.

Информационная перегрузка
Не важно, насколько дорог и продвинут ваш смартфон, его потенциал ограничен. Когда он достигнет своего предела, у вас уже не получится устанавливать новые приложения. Эта же аналогия работает с человеческим мозгом: это пластичный орган, который может модифицировать себя с помощью переподключения нейронов. Однако, как утверждает нейробиолог Дэниел Левитин, человек может одновременно уделять внимание трем вещам максимум. Попытка превысить этот предел приведет к истощению психологических ресурсов мозга. Нейронам, которые помогают нам в принятии решений, как клеткам организма со своим метаболизмом, требуются кислород и глюкоза. Они не видят различий между важными и несущественными решениями. Принятие последних отнимает столько же энергии и питательных веществ, сколько и первых, говорит Левитин. Согласно исследованию Джеймса Шорта из Калифорнийского университета (Сан-Диего), средний современный человек ежедневно потребляет более 40 гигабайт информации (в том числе, из книг и интернета), что ведет к так называемой информационной перегрузке мозга. Митч Капор, основатель корпорации Lotus, в свою очередь, сравнил получение информации из интернета с попыткой напиться из пожарного гидранта. Вообще информационная перегрузка затрудняет процесс обучения и принятия решений. Большинство считает, что, читая книги, статьи и новостные сайты – в целом, поглощая максимум информации различных форм и видов – мы становимся более продуктивными и учимся новому. Однако информационная перегрузка постепенно приводит к бездействию – человек не может принять решение, так как его парализует обилие вариантов. Чем больше данных получает мозг, тем труднее ему соединить их все и прийти к выводу. Что касается избыточного чтения, то, помимо информационной перегрузки, отмечаются такие побочные стороны, как ухудшение зрения, неправильная осанка, недостаток физической активности, который, в свою очередь, приводит к набору веса и другим осложнениям.

Организованный ум
Альберт Эйнштейн в одном интервью 1929 года отметил: «После определенного возраста чтение отвлекает человеческий разум от творческого поиска. Каждый, кто слишком много читает и мало использует свой мозг, впадает в ленивую привычку размышлять – примерно так же, как проводящий слишком много времени в театре поддается соблазну жить сценическими образами, а не собственной жизнью». Впрочем, это не означает, что Эйнштейн советует прекратить читать вообще. Скорее подходить к выбору книг с большей осторожностью. В книге «Организованный ум» Дэниел Левитин напоминает, что Сенека рекомендовал сконцентрировать внимание на тщательном и неоднократном прочтении ограниченного числа хороших книг, так как «изобилие книг отвлекает». Не обязательно охотиться за ⁠бестселлерами, классикой или тем, что сейчас ⁠популярно. ⁠Лучше выбирать книги, которые прошли проверку временем, совпадают ⁠с вашими интересами и резонируют с текущими обстоятельствами жизни. Писатель и инвестор Тим Феррис (автор бестселлера «Как работать по 4 часа в неделю») рассказал на Quora про свою стратегию чтения. Он называет ее «низкоинформационной диетой». Согласно ей, не нужно пытаться поместить в свою голову избыточную информацию. Куда важнее то, что вы читаете, чем то, как много и как быстро вы это делаете. По мнению Ферриса, более полезно перечитывать то, что точно помогает, чем поддаваться неомании (термин, введенный в оборот популярным экономистом Нассимом Талебом) – одержимостью всем новым. Кэти Сьерра (автор бестселлера «Изучаем Java») посоветовала Феррису фокусироваться на своевременной информации и игнорировать случайную, накопленную про запас. «Ищите то, что вам надо, когда вам это надо, вместо того чтобы копить разлагающиеся воспоминания», – рекомендует Тим Феррис.

Что делать?
Прежде всего, фильтровать информацию. И переваривать ее только тогда, когда мозг находится в спокойном состоянии. Передышка – существенно важный компонент продуктивности мозга, утверждает американский психолог Алекс Сучжон-Ким Пан. «Когда мы не сосредоточены ни на чем конкретном, мозг продолжает активно работать. Например, когда мы идем на прогулку, наше подсознание продолжает работать над решением проблемы. Если слегка расслабить разум, он будет изучать различные комбинации идей, пробовать различные решения», – говорит психолог. Не менее важно – создать собственную систему организации прочитанного, которая по мере надобности предоставляла бы мозгу нужную информацию и минимизировала бы давление на него. Кэсси Вильчес рекомендует создать каталог прочитанных книг и почерпнутых из них идей. Это полезно, так как в будущем отличная идея может прийти в самое неподходящее время, а если вы не сможете синтезировать уже имеющуюся у вас информацию, упустите шанс расширить идею. Независимо от информационной перегрузки вред организму может принести и вполне невинная привычка читать перед сном. Оно, как утверждают многие, помогает отвлечься и разгружает занятый делами прошедшего дня мозг. Но, как заметили бостонские ученые, чтение с электронных устройств не только затрудняет процесс засыпания, но также влияет на продуктивность деятельности на следующий день. Это связано с тем, что свет, излучаемый устройствами, подавляет выработку мелатонина, поэтому ученые рекомендуют перед сном читать традиционные бумажные книги.
Денис Шлянцев
Источник: Republic
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
 
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: О вреде чтения

Сообщение Arina » 12 мар 2018, 12:54

«Конек-Горбунок» и другие книги, которые запрещали в России


Какой русский проживет без запретов? С кем же тогда бороться, против чего бунтовать? Так и всяческий смысл жизни потерять можно. Власть во все времена подвергала опале отдельные жанры, авторов, книги. Встречались и откровенно курьезные запреты и особенно экстравагантные цензоры. Что же тайком почитывали наши предки?

Веселые картинки
Предка современного комикса – лубок - запрещали, кажется, во все времена. На то были свои причины: церковники усматривали в нем слишком фамильярное толкование библейских сюжетов, критики презирали за чрезмерную народную любовь, правителей не радовали сатирические сценки и пародии на власть. Например, царь Петр не смог по достоинству оценить лубок, на котором был изображен «кот с красными вытаращенными глазами». Недостойные изображения было велено запретить. А вот еще случай: увидел как-то один министерский чиновник на базаре лубочную картинку с изображением двух дерущихся мужиков и надписью: «Два дурака дерутся, а третий – смотрит и смеется». Оглядевшись вокруг, спросил «А кто же третий?» На свой риторический вопрос получил краткий ответ. Из-за отсутствия юмора у отдельно взятого гражданина в итоге пострадали все имеющиеся у коробейника картинки, сам продавец, а заодно и вся лубочная литература, начиная с 1812 года.

Скандальные записки
Полная рукопись «Записок Екатерины II» на французском языке была завещана императрицей сыну Павлу, который, впрочем, не захотел обнародовать тайную жизнь государства в первую очередь из-за возможности возникновения толков о его принадлежности к царской династии Романовых. Правда, он дал почитать рукопись своему другу князю Александру Куракину, после чего записками зачитывался весь двор. Позже Николай I попытается конфисковать эти списки и запретит для прочтения «позорный документ» членам своей семьи. Николай вообще не любил Екатерину, считая, что она «опозорила род». Современному читателю записки царицы известны по роману Пикуля «Фаворит».

Испытание для неокрепших умов
Когда речь заходила об обращении с Русской Музой, Набоков отзывался о Николае I как о «убийце» или «шуте». Император жестоко пресекал малейшие проявления вольнодумства. Так, Тургенев был арестован и выслан в деревню только за написание некролога в память о Гоголе. Цензура распространялась не только на отечественных авторов, но и на иноземных. В 1850 году император запретил «Красное и черное» Стендаля. По логике царя главный герой романа Жюльен Сорель, во-первых, страстный поклонник Наполеона, а во-вторых, он одновременно стремится в высшее общество и презирает его, пылая «революционным огнем». Император не был либералом, да и в других либерализм не поощрял. В итоге был вынесен приговор – роман способен оказать «исключительно вредное влияние на неокрепшие умы, впрочем, как и на окрепшие».

Один, как прежде, во вселенной...
Поэма, над которой Лермонтов работал всю жизнь, «Демон» так и не была напечатана при жизни поэта. Впервые «Демон» на русском языке был опубликован в 1856 году тиражом 28 экземпляров. Издание получили члены царской семьи и люди, занимавшие высокие посты. В 1960 году поэма печатается, но с существенными цензурными коррективами. Бедолаги-цензоры места себе не находили: за границей поэма издается, автор классиком признан, а на родине «Демона» публиковать как-то духу не хватает. И вообще, вопрошали они, «на что это деревенскому мальчику, школяру или простолюдину знать «Демона»?

Сказка-ложь, да в ней намек
Сказки всегда привлекали особенное внимание властей. Не избежал участи досконального разбора и выискивания «зловредностей» и «Конек-Горбунок» Ершова. В начале прошлого века историю оскорбительно именовали «лубочной карикатурой» на пушкинские сказки, а автора обвиняли в том, что он слишком «глубоко верует в звезду Ивана-дурака». Чему может научить сказка, в которой все «по царю мерится и по боярам»? Последней каплей, видимо, стал эпизод, в котором народ встречает царя восторженным «ура!». Парадоксально, но в царские времена сказка также подвергалась жесткой цензуре, в первую очередь из-за «неосторожного прикосновения к православной церкви». В 1855 году «Конек-Горбунок» был запрещен к печати из-за того, что во многих шуточных сценах упоминается «имя Божие и употребляется крестное знамение». К слову, в 1832 году был запрещен сборник сказок Даля, а сам автор арестован. Нешуточный скандал разгорелся в советское время и вокруг «Курочки-Рябы».

Буржуазная муть
Идею написания «Крокодила» Чуковскому подсказал Горький, рекомендуя создать что-то подобное «Коньку-Горбунку» Ершова на современный лад. Так родилась сказочная поэма в трех частях, которая была опубликована в Петрограде в 1917 году. Восторженные критические оценки стремительно сменились потоками гнева. Позже Крупская поставит вопрос ребром: «Что вся эта чепуха означает?» В душе вдовы вождя таились неоформленные подозрения, что вся эта история с Крокодилом и мальчиком Ваней имеет какой-то подтекст, но он «так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудно». Вердикт – «Крокодила» советским детям читать не следует, «не потому, что это сказка, а потому что это буржуазная муть». Не радовало цензоров, что поэма «пленяла» детей, вызывала «взрывы смеха и восторженные восклицания». В начале же 20-х годов «Крокодил» был назван одним «из самых сильных орудий социального восстания».

Мещанский хлюпик
Именно так окрестили Зощенко после повести «Перед восходом солнца», посвященной самоанализу. Сам автор сомневался: стоит ли вообще печатать книгу, слишком она получилась интимной и откровенной. Прогнозы оправдались – в журнале «Октябрь» появилась только первая часть книги, издание последующих было запрещено. Повесть наградили титулами «пошлой», «антихудожественной» и «вредной» книги, которая «чужда чувствам и мыслям нашего народа». Сам Зощенко пытался отстоять произведение, возмущаясь, что большинство едких замечаний отпускали те критики, которые вообще не читали повесть. Впрочем, поток грязи легко можно объяснить. Линию определил Сталин, который обвинил писателя в том, что для него «вся война прошла боком» (повесть дописывалась Зощенко в эвакуации в Алма-Ате в 1942 году). В вину ставилось, что во время разгара войны, Зощенко «не дал ни одной дельной строки». «Ни одного слова ни за, ни против», «пишет всякие небылицы и чепуху» - такие определения последовали в его адрес. Писателя окрестили «мещанским хлюпиком», «проповедником безыдейности» и распространителем «злопыхательских штук».


Источник: Русская Семерка
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
 
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: О вреде чтения

Сообщение Arina » 19 мар 2018, 15:25

Крупская против Бармалея
Как в СССР запрещали детские книги


В начале февраля Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ, выступила с резкой критикой современной детской литературы. «Эти книги даже взрослым показывать страшно», – пояснила она, озвучив список из 16 произведений.
Однако демарш омбудсвумен окончился конфузом: шокированные филологи объяснили Кузнецовой, что некоторые из названных ею книг в принципе не предназначены для детей, а возмутивший её образ «петушиной лошади» имеет фольклорное, а вовсе не маргинальное происхождение. Впрочем, удивляться поведению Анны Кузнецовой не стоит – как показывает история, в СССР претензии к детским книгам предъявлялись порой куда более нелепые, отчего под запретом в разное время оказывались даже «Конёк-горбунок», «Курочка Ряба» и «Мойдодыр».

То, что литература – это не просто развлечение, а мощный инструмент воспитания идеологии, большевики понимали вполне себе отчётливо. «В следующую после взятия Зимнего дворца ночь Ленин отвёл меня в сторону и сказал: «Постарайтесь обратить в первую голову внимание на библиотеки», – вспоминал первый нарком просвещения Анатолий Луначарский. Вопрос был решён без проволочек – декретом от 26 ноября все государственные библиотеки и книжные склады реквизировались в пользу наркомата просвещения. Контроль над оборотом литературы для детей и юношества взяла на себя лично Надежда Крупская.

Курочка Ряба снесла не то яичко
Не имевшая своих детей жена вождя революции тем не менее была уверена, что отлично представляет себе, какие именно книги должны читать будущие строители коммунизма. «Есть книги организующие и есть книги дезорганизующие», – писала она. К последним Крупская, в частности, относила сказки. Нет, как отдельный жанр сказки, по её мнению, имели право на существование – вот только это должны быть сказки новые, наполненные современной действительностью и революционным содержанием. Прежние же сказки, рассказывающие о царевичах, говорящих серых волках, летающих коврах и прочей волшебной мистике, как считала Крупская, только уводят ребёнка от борьбы за всеобщее благо.

В результате уже в 1920 году главполитпросвет наркомпроса по инициативе Крупской разослал инструкцию о пересмотре книжных фондов и изъятии из библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы. Почин супруги вождя получил горячую поддержку – крушить устои и сбрасывать классиков с «парохода современности» казалось делом лихим и азартным. Как водится, сразу же нашлись желающие выслужиться. Так, действовавшая в составе наркомпроса детская комиссия неожиданно выступила против печати известной каждому малышу сказки «Курочка Ряба». Причиной стала всё та же борьба с мистикой – дескать, куры не могут нести золотые яйца, а потому детей не следует вводить в заблуждение. Уладить скандал удалось лишь после того, как фельетонист Михаил Кольцов попросил прислать в «Правду» решение о запрете «Курочки Рябы». Сообразив, что огласка заведомой дури может выйти боком, охранители пошли на попятную.

Однако на местах ревнители продолжили громить детскую классику. Из библиотек под маркой «мистики» и «попов­щины» исчезали «Аленький цветочек», «Городок в табакерке» и даже знаменитые пушкинские сказки. Под ударом оказался даже вроде бы вполне революционный «Конёк-горбунок», которого пригвоздил критик Лев Жмудский: «По части воспитательной для детей в ней всё от реакционного и непедагогического, – здесь всё по царю мерится и по боярам. На с. 42 – даже порнография: царь, «старый хрен», жениться хочет. На основании вышеизложенного считаю «Конёк-горбунок» к выходу в свет нежелательным, если не недопустимым».

По прошествии лет революционный психоз начал спадать и от крайностей отошли даже в провинции. Хотя тому же «Коньку-горбунку» в середине 30-х вновь едва не пришлось исчезнуть с полок – на этот раз ортодоксы разглядели в ней «историю замечательной карьеры сына деревенского кулака». Говорят, спас Ивана-дурака Сталин, обожавший сказку Ершова.

Крокодил – переодетый Чемберлен
И всё же не Курочка Ряба, не Кощей Бессмертный или Конёк-горбунок могут считаться главными жертвами советской цензуры – звание настоящего чемпиона по борьбе с осторожными дуболомами, без сомнения, носят знаменитый Корней Чуковский и герои его бессмертных сказок.
Вышедшие в 1923 году «Мойдодыр», «Тараканище» и появившийся годом позже «Бармалей» в одночасье стали литературной сенсацией – простые и забавные стихотворные сказки Чуковского пересказывали взрослые и дети. Однако даже в них борцы со старым миром умудрились обнаружить крамолу. «В Гублите мне сказали, что Муха есть переодетая принцесса, а Комар – переодетый принц! Этак можно сказать, что Крокодил – переодетый Чемберлен, а Мойдодыр – переодетый Милюков. Кроме того, мне сказали, что Муха на картинке стоит слишком близко к Комарику и улыбается слишком кокетливо!» – жаловался летом 1925 года Чуковский начальнику цензурного управления Ленинграда Ивану Острецову. Однако попытки воззвать к здравому смыслу оказались тщетными, что, впрочем, объяснялось просто: ответственные работники знали, что главным критиком творчества Чуковского выступает всё та же Надежда Крупская. Апофеозом этого противостояния стала написанная ею и вышедшая в «Правде» 1 февраля 1928 года статья под названием «О «Крокодиле» К. Чуковского». В ней вдова вождя доказывала: такое чтиво для советских детей недопустимо! Разве крокодилы курят сигары? Разве слоны носят шляпы? «Что вся эта чепуха обозначает? Какой политический смысл она имеет? – вопрошала Крупская, тут же резюмируя: – Такая болтовня – неуважение к ребёнку. «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, потому что это буржуазная муть».

Понятно, что критика со стороны бывшей «первой леди» даром пройти не могла – книги Чуковского тут же перестали печатать, а на самого автора хором обрушились коллеги. Появился даже термин «чуковщина». Спустя год морально разбитый писатель через «Литературную газету» публично отрекается от своих старых сказок, обещая впредь не морочить детям головы. Однако поздно – клеймо уже поставлено и от него так просто не отмыться. К тому же нехитрые сказки Чуковского кажутся такими только на первый взгляд, тогда как при желании разглядеть в них можно ого-го какой подтекст! К примеру, «страшный великан, рыжий и усатый Та-ра-кан» – это случаем не про великого вождя?! Нет, лучше от греха подальше снять книжку из плана печати…

Потому неудивительно, что в 1946 году, когда ортодоксы от идеологии громили Зощенко и Ахматову, под удар вместе с ними попал и Чуковский – на этот раз за «Бибигона», его последнюю и самую любимую сказку. Лишь после смерти Сталина опальный сказочник вновь оказался на коне. В 1957 году Хрущёв, вручая ему орден Ленина, заметил, мол, внуки не могут заснуть без вашего «Мойдодыра»! После этого книги Чуковского снова стали выходить огромными тиражами. Глядя на превратности судьбы, обласканный писатель пошутил: «В России надо жить долго».

Чебурашка унизил пионеров
На придирки цензоров могли бы пожаловаться многие детские писатели. Так, даже Самуил Маршак, чьи произведения для дошколят совсем уж чурались какой-либо идеологической подоплёки, и тот жаловался: его известное стихотворение «Дама сдавала в багаж…» собирались на полном серьёзе объявлять клеветой на советские железные дороги! А уже в поздние, гораздо более «вегетарианские», времена объясняться с редакторами пришлось автору книг о Чебурашке и Простоквашине Эдуарду Успенскому. В первой цензорам не понравился сам сюжет – граждане СССР не могут искать себе друзей по объявлению, потому как в Стране Советов все друг другу друзья и братья. К тому же аполитичные Гена с Чебурашкой вдвоём собирают металлолома больше, чем члены пионерской организации. А в сказке про Простоквашино недопустимыми сочли замечания Шарика о большом количестве костей в магазинном мясе. В мультфильме, правда, его удалось сохранить – автор убедил, что это просто смешная шутка, а не идеологическая диверсия. Так что нынешние выступления Анны Кузнецовой находятся вполне себе в рамках канвы, проторённой предшественниками. А слова Максима Горького, убеждавшего некогда Крупскую «Я утверждаю: с ребёнком нужно говорить забавно!», – продолжают всё так же оставаться актуальными.

Игорь Киян
Газета «Наша версия» №10 от 12.03.2018
Источник: Наша версия
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
 
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: О вреде чтения

Сообщение Natali » 26 мар 2018, 11:15

Шнуров: Никому не рекомендую читать книжки


«Никому не рекомендую читать книжки. Потому что книжки – как яд. Их можно принимать по чуть-чуть, но регулярно. Тогда вырабатывается привыкание. Не будет такой книги, которая сможет перевернуть твое сознание полностью."

Источник: esquire.ru
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
 
Сообщения: 1838
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: О вреде чтения

Сообщение Natali » 07 сен 2018, 13:11

«Книжная запрещёнка».
Школьникам перестали продавать Есенина и Бродского

Книги из школьной программы запрещены до 16 лет

«Поняв, что больше нельзя терять ни мига, Раскольников вынул топор и ударил ее [старуху] обухом по голове – вначале раз, а потом еще несколько. Старуха повалилась. Раскольников трясущимися руками вынул у нее из кармана ключи, которые заметил в прошлый свой визит, и побежал в спальню. Там, под кроватью, он нашел укладку (небольшой сундук), полную заложенными вещами. Раскольников спешил набивать карманы первым попавшимся под руки».

Так, за два неполных абзаца бессмертное произведение Федора Михайловича дважды попало под Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и становится «информационной продукцией для детей старше 16 лет». Ведь самую знаменитую сцену никак нельзя назвать «ненатуралистичным описанием».

Спрашивается, кому это продавать?

— Каждая третья-четвертая книга, особенно из современной русской литературы, выходит под маркировкой «18+», — объясняет продавец-консультант пермского магазина «Азбука» Татьяна Яштуганова. — Большинство покупателей младше 18 лет не знают закон, поскольку он не получил широкой огласки в нашей стране, и не понимают, почему им не могут продать этот товар.

Магазины, в свою очередь, обязаны действовать в рамках закона, иначе его ждут штрафы и разбирательства прокуратуры.

— Из-за этого в книжных магазинах происходят конфликты, — рассказывает Татьяна. — В итоге мы либо теряем покупателя, либо молодым людям приходится обращаться за помощью к более взрослым товарищам.

Татьяна не удержалась от сравнения сложившейся ситуации с покупкой алкоголя и сигарет, при том, что речь идет о книгах, которые не могут причинить вред здоровью.

— Вот, например, последняя книга Дины Рубиной «Бабий ветер», — Татьяна берет издание в руки и переворачивает книгу в поисках аннотации. — Сами издатели пишут «Эта повесть, в которой нет ни одного матерного слова, должна бы выйти под грифом +18, а лучше +60, ибо все в ней обнажено и беззащитно, цинично и пронзительно интимно». Разумеется, речь идет лишь о тонком описании авторов чувств и эмоций, и это абсолютно не повод запрещать книгу!

Также Татьяна приводит в пример серию книг, которая называется «ONLINE-бестселлер». Эти книги написаны специально для подростков, но целевая аудитория, к сожалению, не имеет легальной возможности их прочесть.

— Спрашивается, кому мы должны это продавать? — смеется Татьяна. — К сожалению, рейтинг книги определяет не автор, а издательство.

Под маркировку «18+» попали также и известные авторы, многие из которых причислены к классикам. Это Маяковский, Высоцкий, Бродский, Есенин, Хармс, Астафьев, Довлатов, Гроссман, Аксенов, а также некоторые книги Бунина и Куприна. Из современных это Рубина, Пелевин, некоторые книги Алексея Иванова.

Читать можно и нужно раньше

Людмила Дмитриевна, заведующая магазином «Дом книги», поделилась своим мнением.

— Есть такие произведения, которые должны быть промаркированы «18+», но это никак не Есенин и Набоков! Набоковская «Лолита» не изменила своего содержания с советских времен, но мы все читали ее в школе, и это не травмировало нашу психику.

Пожилые пермяки соглашаются, замечая, что нынешнее поколение и без того «весьма продвинутое».

— Безусловно, начинать читать Маяковского, Высоцкого и Есенина можно и нужно раньше! Молодежь сейчас продвинутая, их задолго до 18-ти лет начинает интересовать то, что нас в 18 не интересовало. А это — классика! Дети и в 14 лет могут спокойно начинать читать и все поймут, и старшему поколению объяснят.

— Если бы мне не было 18 лет, то я бы попросила родителей купить мне книги Маяковского и Есенина, — рассказывает молодая пермячка Евгения. — Я бы не хотела ждать восемнадцатилетия, чтобы прочитать этих замечательных авторов.

Приводим список известных современных писателей, попавших в список «запрещенки» для несовершеннолетних: Джеймс Джойс, Дэниел Киз, Донна Тартт, Ханья Янахигара, Чак Паланик, Нил Гейман, Рик Янси, Дмитрий Глуховский, Макс Фрай, Игорь Губерман, Татьяна Толстая, Дина Рубина, Дмитрий Быков, Алексей Иванов, Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Анатолий Рыбаков.

Как же быть с уроками литературы теперь? Ведь многие произведения с маркировкой 16+ и 18+ входят в школьную программу. Мы задали этот вопрос сотрудникам городского департамента образования, но там честно признались, что пока не готовы на него ответить.

v-kurse.ru
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
 
Сообщения: 1838
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: О вреде чтения

Сообщение Natali » 18 сен 2018, 12:03

Для чего нужна возрастная маркировка книг


Школьница из Екатеринбурга считает, что возрастной ценз на книгах «мешает ей культурно развиваться». Дело в том, что накануне Дня знаний старшеклассница, обойдя три книжных магазина в своем городе – на улице Вайнера и в ТЦ «Гринвич» и «Парк-Хаус» – так и не смогла приобрести сборники стихов Владимира Маяковского, Сергея Есенина и Иосифа Бродского, необходимые ей в рамках изучения школьной программы, поскольку теперь это литература с пометкой 18+. В двух магазинах ей эти книги даже в руки не дали, а в третьем найти помогли, но на кассе попросили предъявить документ, удостоверяющий ее возраст и позвали менеджера, которая сослалась на закон «О защите детей от вредной информации».

Возмущение 17-летней девушки естественно, тем более что стихотворения этих поэтов действительно входят в школьную программу. РИА «Новый День» она рассказала: «Ни в одном (книжном книг – прим ред.) мне не продали. Просили предъявить документы, сказав, что «по закону детям эту литературу покупать нельзя». Для меня это было очень странно, потому что мне не 10-12 лет, а уже 17. И мне «по закону» нельзя культурно развиваться. Я проинформировала продавцов об этом, они не изменили своей позиции».

С того времени, как был принят закон о возрастной маркировке книг, то и дело в новостях мелькают материалы, где возникшие ситуации вызывают не только возмущение подростков и их родителей, но и часто приобретают гротескные формы. Многие родители, считая закон возрастной дискриминацией юных читателей, обходят такое положение дел очень просто, купив своему ребенку эту самую «запрещенную» для его возраста книгу. Однако зачем тогда принимали этот закон? Например, литературный критик Александр Гаврилов систему возрастной маркировки книг назвал злом, предложив ее отменить.

На прошлой неделе в Госдуме прошло первое в осенней сессии нынешнего года заседание Комитета по культуре, где Александр Шолохов, внук известного писателя, намерен был поднять вопрос возрастной маркировки книг. В настоящий момент по итогам заседания на сайте комитета говорится, что в «фокус обсуждения депутатов» попало «уточнение норм законодательства, определяющих виды информации, запрещенной для распространения среди детей, исключив из них, прежде всего, произведения авторов классической литературы, рекомендованные к изучению по литературе».

Новости литературы
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
 
Сообщения: 1838
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: О вреде чтения

Сообщение Arina » 02 ноя 2018, 12:07

Кровавая разборка читателей в Антарктиде


Олег Белогузов

Гром грянул на «Беллинсгаузене» 9 октября. Электрик Сергей Савицкий напал на сварщика Олега Белогузова во время обеда — схватил со стола нож и пырнул товарища в область груди. Высокий 52-летний мужчина рухнул на пол, коллеги вызвали «скорую». А 54-летний Савицкий, даже не пытаясь сбегать — куда тут сбежишь, ведь на полярной станции все как в одной подводной лодке, — пошел сдаваться начальству. Он говорил, что жалеет о содеянном, что в принципе Олег — такой же, как он, полярник, у него такие же, как и у Сергея, престарелые родители…

Первым же рейсом Савицкого отправили по месту жительства в Санкт-Петербург, где по прибытии, 20 октября, в отношении него возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ «Покушение на убийство», а после Василеостровский районный суд в качестве временной меры пресечения избрал для Сергея домашний арест до 8 декабря. Он не возражал. Белогузова с проникающим колото-резаным ранением на «скорой» отправили в чилийскую больницу.

— К счастью, ранение оказалось не смертельным, жизнь нашего сотрудника вне опасности, — сообщил «МК» директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Клепиков. — В эти выходные он своим ходом, на рейсовом самолете, добрался до Санкт-Петербурга (Олег проживает в городе Тихвин Ленинградской области. — Авт.) и был помещен в больницу для дальнейшего обследования и реабилитации. Врачам пришлось переводить с испанского все медицинские заключения чилийских коллег.

Что же произошло в роковой день на острове Кинг-Джордж, в столовой российской станции «Беллинсгаузен»? Следствие по этому поводу не распространяется. Олег, которому мы дозвонились в больницу, говорит, что пока не имеет возможности говорить, ссылаясь на плохое самочувствие. «Я испытывал к нему личную неприязнь», — отметил лишь Белогузов, почти как герой Фрунзика Мкртчяна в фильме «Мимино».

Между тем, с самой станции на Большую землю просачиваются разные версии. Более широкое распространение получила байка о том, что Олег Белогузов «троллил» своего визави тем, что занимался спойлерством — раскрывал концовки всех книг, которые брался читать Савицкий, и его это очень веселило. А Сергея — злило.

В соцсетях упоминается даже злосчастное произведение, услышав концовку которого Савицкий не выдержал и схватился за нож. Это детектив Брижит Обер «Четверо сыновей доктора Марча». Служанка, работающая в семье доктора Марча, находит в шкафу дневник одного из хозяйских сыновей, из которого узнает, что пишущий — жестокий убийца. Но автор дневника не называет своего имени, и героине приходится гадать, кто же из четырех совершенно нормальных с виду парней — преступник…

Лучше бы Олег не раскрывал Сергею имени убийцы. Теперь вот с ножевым ранением сам лежит на больничной койке.
Наталья Веденеева

Электронное периодическое издание «MK.ru»
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
 
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Пред.След.

Вернуться в Читаю - значит существую

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron